Нормативно-правовые акты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:18, реферат

Описание

Право играет очень большую роль в управлении общества. Раньше правовые нормы выражались в обычаях, традициях и т.д. Но они не так четко и определенно формировали в себе юридические нормы, поэтому общество постепенно стало переходить к нормативному регулированию.

Нормативное регулирование в начале своего существования распространялось только на государственную власть, но по мере своего расширения охватывало и другие сферы и области общественной жизни.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 54.41 Кб (Скачать документ)

   

Требования, предъявляемые  к нормативно-правовым актам

    Нормативно-правовые акты должны быть качественными, и тогда они будут иметь большую регулирующую силу. Качество их будет очевидно, если они отвечают следующим требованиям. Прежде всего они должны представлять собой не плод фантазии или желаемого правотворческих субъектов, а отражать объективную реальность. Любые, даже очень хорошие идеи, не могут быть претворены в жизнь с помощью нормативно-правовых актов, если общество до них не «дозрело», если нет необходимых условий.

    Нормативно-правовые акты должны иметь структуру, а не представлять собой хаотичный набор нормативных положений. Как правило, нормативно-правовой акт имеет вводную часть, называемую преамбулой. В ней излагаются цели и задачи нормативно-правового акта, общественно-политическая обстановка, существующая в момент его принятия. Первые статьи нормативно-правового акта могут быть посвящены определению терминологии, используемой в дальнейшим. Затем построение нормативно-правового акта может укладываться в следующую схему: субъекты правоотношений (например, налогоплательщики и финансовые органы), объекты (получаемый доход), права и обязанности (обязанность уплатить налоги, право проверить точность их уплаты и др.), льготы, меры поощрения (освобождение от налогов малых предприятий в течение двух лет с моменты создания) и санкции (за уклонение от уплаты налогов штраф в размере сокрытой суммы).

    Нормативно-правовые акты должны  быть доступными для понимания гражданами. Причем здесь законодатель должен ориентироваться не на интеллектуалов, а на людей среднего или даже ниже среднего интеллектуального уровня. Нормативно-правовые акты должны излагаться простым, ясным языком, отличаться строгостью стиля, соответствовать законам формальной логики, а также не носить как слишком абстрактного характера, так и не увязать в деталях. В них не должно быть сугубо юридических терминов.

    Нормативно-правовые акты при  разумном и умелом их составлении  – сильное орудие преобразования  общества. Однако, очень много зависит  от их разработчиков, и если  печать их субъективизма будет  неумеренно яркой, то нормативно-правовые  акты могут стать орудием причинения  вреда народу. Например, издание  Указа Президента РФ, разрешающего  свободу торговли, преследовало  благородную цель: раскрепостить  граждан в сфере обмена. Но  непродуманность в организации  его исполнения повлекла нежелательные  последствия: антисанитарию на  территории городов, всплеск инфекционных  заболеваний и др. Поэтому крайне  важным является разработка руководства  по производству нормативно-правовых  актов.

 

Систематизация нормативно-правовых актов

    Нормативно-правовые акты принимаются различными органами в различное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут противоречить друг другу. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативно-правовые акты были приведены в соответствующую систему.

    Систематизация законодательства  преследует цель стабилизации  правопорядка, приведение нормативно-правового  регулирования в инструмент, обеспечивающий  нормальное функционирование общественной  жизни, наиболее эффективное управление  государственными делами в интересах  личности.

    Систематизация необходима для  обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения  устаревших и неэффективных норм  права, разрешения юридических  конфликтов, ликвидации пробелов.

    Систематизация нормативно-правовых актов (законодательства) – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм.

    В результате систематизации  устраняются противоречия между  правовыми нормами, отменяются  или изменяются устаревшие нормы  и создаются новые, более совершенные,  отвечающие потребностям общественного  развития. Они группируются по  определенным системным признакам,  сводятся в кодексы, собрания  законодательства и другие систематизированные  акты.

    В государствах, где действует  прецедентное или обычное право  или обычное право, систематизация  правовых норм представляет сложную  проблему, поскольку современное  законодательство лишь формально  признает нормативно-правовую состоятельность  прецедентов и правовых обычаев.

    Каноны религиозного права (мусульманского) не могут не учитываться системой законодательства тех государств, где данные каноны являются господствующими среди большинства населения в силу устойчивости религиозных убеждений, имеющих многовековую традицию. В современном обществе общечеловеческие, внерелигиозные, вненациональные интересы личности как общей первоосновы цивилизованного мира являются благодатной почвой для функционирования такой нормативно-правовой системы, которая гармонично координирует и всемерно учитывает разнообразие религиозных и национальных потребностей людей.

    В настоящее время используются три основные формы систематизации нормативно-правовых актов: кодификация, инкорпорация, консолидация.

    Кодификация – это форма систематизации путем объединения нормативного материала в единый, логически цельный, внутренне согласованный акт с изменением его внутреннего содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечиваются их согласованность, логичность. Поэтому кодификация – наиболее сложная и совершенная форма систематизации законодательства, имеющая правотворческий характер. Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (затрагивает нормы определенной сферы), специальной (затрагивает нормы какого-либо правового института). Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.).

    Кодификация законодательства характеризуется  следующими признаками:

‒ кодификационной  деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы на основании  конституционных или других законных полномочий;

‒ в результате кодификации создается новый нормативно-правовой акт, включающий нормы, существенно отличающиеся от ранее действовавших;

‒ кодификационный акт является сводным актом, так как в нем сводятся воедино нормы, находившиеся ранее в различных актах, но регулировавшие одну и ту же область общественных отношений;

‒ кодификационный акт является основным среди актов, которые действуют в определенной сфере общественной жизни. Такой акт в основных чертах регулирует общественные отношения, являющиеся предметом регулирования данной отрасли права (например, Земельный кодекс). В нем же содержатся общие принципы, имеющие руководящее значение для всех норм этой отрасли права;

‒ нормативно-правовые акты, создаваемые в результате кодификации, рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Они учитывают возможные изменения в общественной жизни и способны регулировать более совершенные общественные отношения, которые могут возникнуть в будущем.

    Кодификационный акт по своей структуре, как правило, имеет общую часть, в которой и закрепляются отраслевые принципы (общие положения), определяющие характер и содержание данной отрасли права в целом.

    Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию подразделяются на три основных вида:

1)Основы законодательства – это нормативно-правовой акт, устанавливающий важнейшие положения (основные начала) определенной отрасли права или сферы государственного управления. Такая форма кодификации используется в федеративных (союзных) государствах. Основы законодательства составляют нормативно-правовую базу для кодификационной деятельности членов федерации.

2)Кодекс - наиболее распространенный вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Таможенный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и другие).

3)Устав, положение - это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (например, президентом или правительством). Кодификационными актами являются общевоинские уставы, действующие в вооруженных силах, Устав железных дорог.

    Многие такие акты в ряде  случаев не имеют специального  наименования, так как они относятся  к целому ряду правовых положений,  развивающих, уточняющих ту или  иную регулируемую сферу общественных  отношений (пенсионное законодательство, законы о воинской службе, о собственности и др.).

    Инкорпорация представляет собой объединение в сборники или собрания действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения содержания. Инкорпорацию производит систематизирующий орган (например, министерство юстиции), не имеющий полномочий отменять, изменять или устанавливать правовые нормы.

    При внешней обработке акты  располагаются в определенном  порядке: алфавитном, хронологическом  или предметном, т.е. достигается  их внешняя упорядоченность.

   Содержание нормативно-правовых актов, включаемых в инкорпоративные сборники или собрания законодательства, по существу не изменяется. В них не включаются лишь те нормы, которые отменены в законном порядке или признаны утратившими силу.

    Инкорпорация бывает официальной  и неофициальной. 

    Официальная инкорпорация — это упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих нормативно-правовых актов. Издаваемые этими органами сборники законодательства имеют официальный характер.

    По своей юридической природе акт официальной инкорпорации является формой опубликования действующих нормативно-правовых актов в обработанном и упорядоченном виде.

    Различают два вида официальной инкорпорации: хронологическую и предметную (систематическую).

    Хронологическая инкорпорация — это такая форма систематизации, при которой упорядочение нормативно-правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу. В хронологическом порядке издаются акты законодательной и исполнительной власти в специальных официальных изданиях (например, в “Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации”, бюллетенях нормативно-правовых актов ведомственных или местных органов государственной власти). При хронологической инкорпорации каждый нормативный акт имеет порядковый номер, указывается его наименование, год месяц и день издания, а также номер статьи. Это в значительной мере облегчает поиск необходимого нормативно-правового акта, возможность оперативного нахождения и применения находящихся в нем правовых норм.

    Систематическая инкорпорация представляет собой упорядочение действующих нормативно-правовых актов по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности. В систематизированных сборниках или собраниях законодательства нормативный материал распределяется по видам или сферам правового регулирования (государственному строительству, финансам, народному образованию, обороне страны, общественным организациям, уголовной ответственности и т. д.).

    Неофициальная инкорпорация — это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами (учебными заведениями, ведомствами, учеными и практиками) без специальных на то полномочий правотворческих органов. Неофициальная инкорпорация обслуживает специфические потребности учреждений, организаций, отдельных категорий специалистов в нормативно-правовом материале. Это могут быть сборники трудового или жилищного законодательства, справочники по законодательству для военнослужащих, учителей, геологов, работников правоохранительных органов. Официальной формой опубликования они не являются, поэтому на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

    Консолидация — это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания (например, закон об образовании Российской Федерации и др.). По форме систематизации нормативно-правовых актов консолидация в большей мере примыкает к систематической инкорпорации. Она используется там, где отсутствует необходимость или возможность кодификации. В этих случаях консолидация выступает как эффективное средство для объединения однородного нормативного материала, сокращения числа актов и улучшения формы правового регулирования.

Информация о работе Нормативно-правовые акты