Нормативно-правовые акты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:18, реферат

Описание

Право играет очень большую роль в управлении общества. Раньше правовые нормы выражались в обычаях, традициях и т.д. Но они не так четко и определенно формировали в себе юридические нормы, поэтому общество постепенно стало переходить к нормативному регулированию.

Нормативное регулирование в начале своего существования распространялось только на государственную власть, но по мере своего расширения охватывало и другие сферы и области общественной жизни.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 54.41 Кб (Скачать документ)

 

Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

    Все нормативно-правовые акты действуют в определенных пределах, очерченных во времени, в пространстве и по кругу охватываемых этими актами лиц. Установление этих пределов-границ имеет чрезвычайно важное значение, поскольку с ними связана и ими же обусловлена возможность, а в надлежащих случаях и необходимость применения содержащихся в данных актах общеобязательных норм.

    Действие закона, равно как и любого другого нормативного акта, начинается с момента вступления его в силу, а прекращается - с момента утраты им юридической силы.

    В одних случаях вступление нормативно-правового акта в силу связывается с датой его принятия или утверждения. Таковыми являются, например, нормативные акты (указы, постановления, приказы и др.), принимаемые в разных странах в чрезвычайных или иных экстремальных ситуациях. Таковыми были в СССР и союзных республиках - субъектах федерации постановления Правительства.

    В других случаях вступление нормативно-правового акта в силу соотносится с датой его опубликования (обнародования).

   В третьих случаях срок вступления в силу нормативно-правовых актов определяется либо самими актами, либо указывается в других специально изданных актах для введения их в действие. В специально изданных актах (постановлениях Правительства, распоряжениях Президента и т.д.) указываются сроки вступления в силу таких правовых документов, как Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (приняты постановлением Верховного Совета РФ от 11 февраля 1993 г.), Положение о министерстве юстиции Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 4 ноября 1993 г.), Таможенный кодекс Российской Федерации (введен в действие постановлением Верховного Совета РФ от 18 июня 1993 г.) и др.

    Для более сложных и более важных нормативно-правовых актов срок вступления в силу должен быть гораздо большим, чем для всех других нормативно-правовых актов.

    Важное значение имеют не только сроки, но и способы "вступления в силу" или "введения в действие" нормативно-правовых актов. В подавляющем большинстве случаев в настоящее время нормативно-правовые акты начинают действовать одновременно по всей территории (страны, субъекта федерации, округа и т.п.), на которую они рассчитаны. Но при этом не исключается возможность в случае необходимости и постепенного введения их в действие.

    Когда прекращается действие закона? Каким образом закон утрачивает юридическую силу? Согласно сложившейся практике это происходит в результате следующих обстоятельств.

    Во-первых, в результате истечения срока действия закона или иного нормативного акта, который заранее указывается в самом акте. Такого рода акты с указанием сроков действия издаются, например, при введении чрезвычайного положения на определенной территории и на определенный срок, при создании временных государственных органов, действующих в переходный период, и при других обстоятельствах.

   Во-вторых, в результате прямой отмены действующего нормативно-правового акта другим актом, изданным компетентным государственным органом. В законодательстве некоторых стран в связи с этим дается даже специальное разъяснение того, каким образом и в силу каких причин совершается отмена законодательных актов.

    В-третьих, в результате замены действующего нормативного акта другим актом, устанавливающим в данной области новые правила поведения. Юридическая сила данного акта утрачивается в момент введения в действие нового акта.

    В связи с рассмотрением вопроса о границах действия нормативных актов во времени необходимо принимать во внимание такое явление и понятие, как обратная сила закона. Под обратной силой закона понимается распространение действия закона на все те случаи жизни и общественные отношения, которые имели место до вступления его в силу.

    Кроме ограничения действия закона во времени существуют также общепризнанные границы действия законодательных актов в пространстве, на определенной территории. По общему правилу, в соответствии с принципами государственного суверенитета и территориального верховенства законы, издаваемые высшими органами власти того или иного государства, действуют лишь на его территории. В пределах территории данного государства они выступают как акты, обладающие высшей юридической силой и имеющие беспрекословный приоритет перед всеми другими нормативными актами, действующими на этой же государственной территории.

    Действие некоторых нормативно-правовых актов может выходить за пределы территории государства. И, наоборот, на территории данного государства могут действовать, в соответствии с заключенными соглашениями, отдельные нормы, содержащиеся в актах других государств. Это касается в первую очередь гражданского, коммерческого, финансового и некоторых других отраслей права.

    Важное значение для государственно-правовой теории и практики имеет определение действия нормативно-правовых актов по кругу лиц, выяснение вопроса о том, кому адресуются содержащиеся в этих актах предписания.

    По общему правилу, нормативно-правовые акты издаются с непосредственной целью распространения их предписаний на граждан данного государства. При этом государство, наделяя своих граждан конституционными правами и свободами, равно, как и возлагая на них определенные конституционные обязанности, должно принимать меры не только к тому, чтобы гарантировать соблюдение данных конституционных требований и положений в отношении граждан внутри страны, но и оказывать им защиту и покровительство за пределами государства.

 

Информационная служба по законодательству

    В функции информационной службы входит учет вновь поступающего законодательства, а также поиск и выдача необходимой правовой информации потребителю.

    Существуют следующие виды учета действующего нормативно-правового материала:

• Журнальный учет. Ведется путем регистрации в журнале поступающих нормативно-правовых актов по алфавитному, хронологическому и предметному признаку;

• Картотечный учет. Ведется посредством заполнения специальных карточке по тематическому признаку в алфавитном порядке (например, выделяются следующие разделы: арбитраж, бартерные сделки, высшие учебные заведения, государственный контроль и т. д.). В таком порядке при картотечном учете нормативно-правовых актов в карточках записывается наименование акта и органа, его принявшего, вид, номер акта, а иногда помещается и текст самого акта.

• Компьютерный учет. Осуществляется посредством внесения в банк данных сведений о поступающих нормативно-правовых актах практически в неограниченном количестве и по любому из нужных признаков. Является наиболее оперативным и эффективным видом учета законодательства.

    Справочная работа по законодательству  осуществляется: ручным, механическим  и автоматизированным способом.

    При ручном способе информация выдается с использованием журнального или картотечного учета законодательства. Для этого составляется специальный алфавитно-предметный словник. В нем излагается перечень тематических вопросов, по которым должны осуществляться поиск и выдача необходимой правовой информации. Поиск информации включает в себя следующие этапы:

— по алфавитно-предметному  словнику определяется вопрос, по которому требуется выдать информацию;

— по журналу  или картотеке выявляется нормативно-правовой акт, содержащий запрашиваемые нормы;

— из нормативно-правового  акта выбирается необходимая правовая норма, и сведения о ее содержании доводятся до заинтересованного  лица.

    Ручной способ поиска и выдачи правовой информации применяется в небольших учреждениях, предприятиях, где потребность в нормативно-правовом материале невелика.

    Механизированный способ справочной работы по законодательству осуществляется на основе применения различного рода технических средств, в значительной мере ускоряющих поиск правовой информации, позволяющих в относительно короткие сроки обработать большой массив нормативного материала.

 

    Автоматизированный способ обработки и поиска правовой информации основывается на применении компьютерной, в том числе лазерной техники. Он позволяет быстро обрабатывать чрезвычайно большой объем нормативно-правовых актов и немедленно выдавать необходимую правовую информацию большому количеству потребителя.

    В органах юстиции, прокуратуры, арбитраже, в судах, крупных предприятиях, фирмах, учреждениях справочно-информационную работу осуществляют специальные отделы. Информация о текущем законодательстве помещается в специализированных изданиях (бюллетенях).

 

Заключение

    Нормативно  - правовой акт это письменный документ соответствующего государственного органа, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются нормы права, содержащие правила общего характера. Этим он отличается от других актов, рассчитанных на однократные действие актов

применения права или индивидуальных актов. На практике можно часто встретить смешанные акты, содержащие и нормы права, и индивидуальные предписания применения права.

    Все нормативные акты связаны между собой, располагаются в определённой системе, подчинены друг другу или соотносятся друг с другом, обладают юридической силой, под которой понимается внутреннее свойство нормативно–правового акта, обусловленное местом органа, его принявшего, в системе государственных органов. Юридическая сила нормативно-правового акта зависит не только от места и положения органа, но и от его компетенции, который он наделяется государством по закону.

    В понятии нормативно-правового акта необходимо видеть не только государственно – волевое, но и специфическое юридическое содержание, а так же внутреннюю форму его существования и внешнюю форму выражения.

    Нормативно – правовые акты, как понятие характеризует связь права с государством, поскольку именно государственная воля опосредует связь права с объективно существующими общественными отношениями.

    Известный русский правовед Г.Ф. Шершеневич, определяя границы действия нормативных актов во времени, писал, что "… закон, как норма, определяющая поведение граждан, имеет начальный и конечный моменты своего действия. Вопрос, с какого времени закон начинает применяться и с какого времени его не следует более применять, чрезвычайно важен в практическом отношении".

 Я надеюсь, что в настоящей работе нашла ответ на этот непростой и неоднозначный вопрос.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. «Теория государства и права», В.Н.Хропанюк; под ред. В.Г.Стрекозова – 4-е издание; «Омега-Л», г.Москва, 2010г.
  2. «Теория государства и права», Н.И.Азаров; 2-е издание; «МАБиУ», г.Москва, 2001г.
  3. «Теория государства и права», М.Н.Марченко; 2-е издание; «Проспект», г.Москва, 2009г.
  4. «Теория государства и права», М.Н.Марченко; 3-е издание; «ИКД ЗЕРЦАЛО-М», г.Москва, 2000г.
  5. «Основы Российского права», Т.В.Кашанина, А.В.Кашанин; «Норма»; г.Москва, 1997г.
  6. «Теория государства и права», С.А.Комаров, А.В.Малько; «Норма», г.Москва, 2001г.
  7. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года, по состоянию на 2009 год.
  8. Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б. Н. Топорнин. — М.: Юристъ, 2001.
  9. Учебное пособие по теории государства и права // Диаконов В.В. Allpravo.RU. - 2004

   

    

   

 

 

 

 

 

   

  

 

   

   

 

 


Информация о работе Нормативно-правовые акты