Нормативно-правовые акты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:18, реферат

Описание

Право играет очень большую роль в управлении общества. Раньше правовые нормы выражались в обычаях, традициях и т.д. Но они не так четко и определенно формировали в себе юридические нормы, поэтому общество постепенно стало переходить к нормативному регулированию.

Нормативное регулирование в начале своего существования распространялось только на государственную власть, но по мере своего расширения охватывало и другие сферы и области общественной жизни.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 54.41 Кб (Скачать документ)

    Ведущее и определяющее положение  законов в системе нормативно-правовых  актов государства выражает одно  из основных требований законности – верховенство закона в регулировании общественных отношений. Под верховенством закона принимается прежде всего верховенство Конституции. Все подзаконные акты должны быть приведены в соответствии с законом или отменены, если они не соответствуют законам. Верховенство закона связано с легитимностью, критерием которой выступает Конституция.

    Согласно главе 1 ст.4 п.2 Конституции  РФ «Конституция Российской Федерации  и федеральные законы имеют  верховенство на всей территории  Российской Федерации».

    В настоящее время реальное  место закона  в системе источников права во многом определяется соотношением компетенции парламента и правительства.

    Законы, будучи весьма схожими  между собой по способу формирования, юридической силе, месту и роли  в системе права, тем не менее  значительно отличаются друг  от друга. Они подразделяются  на определенные виды. Существуют  различные классификации законов.

    В зависимости от значимости содержащихся в них норм, законы бывают: основные законы (конституции), конституционные и обыкновенные (обычные).

    Основные законы (конституции) – регулируют основополагающие вопросы жизни государства ( основные права и свободы граждан, систему государственной власти, гражданство и др.) Порядок принятия, внесение изменений и дополнений в конституцию предусматривается, по общему правилу, самой конституцией. Конституции многих государств содержат целые главы, разделы или обширные статьи, посвященные порядку внесения конституционных поправок и пересмотра конституции. Особое внимание в них уделяется, помимо прочего, инициативе пересмотра конституции, процедуре пересмотра и условиям принятия решения.

    В соответствии с Конституцией  Российской Федерации предложение  о поправках и пересмотре ее  положений могут вносится Президентом,  Советом Федерации, Государственной  Думой, Правительством России, законодательными (представительными) органами субъектов Федерации, а также группой численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (ст. 134).

    Конституционные законы – это законы, регулирующие более детально вопросы, отнесенные к предмету Конституции (Закон о Президенте, Закон о выборах, Закон о судоустройстве). Конституционные законы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации. На основании конституционных законов строится и детализируется вся система нормативно-правовых актов.

    Обыкновенные (обычные) законы принимаются по иным важным вопросам общественной жизни (Закон об акционерных обществах, Закон о налогах с физических лиц и др.). Обыкновенные законы принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными законами. В отличии от конституционных законов для принятия или изменения обыкновенных законов не требуется особого порядка или квалифицированного большинства депутатских голосов. В данном случае достаточно абсолютное большинство голосов.

    Различия в процедуре принятия  и изменения конституционных  и обыкновенных законов, отражают  их неодинаковую значимость в  системе форм права, в частности  среди нормативно-правовых актов.

    В зависимости от органов, издавших  тот или иной закон, а также  от территории, на которую распространяется  его действие, законы в федеративном  государстве подразделяются на: федеральные (общефедеральные), и  на законы, принятые субъектами  федерации.

    Федеральные законы делятся на: федеральные конституционные и  федеральные обыкновенные законы.

    Законы, принятые субъектами Федерации,  также подразделяются на: конституционные и обыкновенные, или текущие.

    Федеральные законы издаются  высшими органами государственной  власти Федерации и соответственно  имеют юридическую силу лишь  на его территории. По общему  правилу, в случае расхождения  федеральных законов с законами  субъектов Федерации первые имеют  приоритет над вторыми, действуют  федеральные законы.

    Согласно Конституции Российской  Федерации «законы и иные нормативно-правовые  акты субъектов Российской Федерации  не могут противоречить федеральным  законам», принятым по предметам  исключительного ведения Российской Федерации или же по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. «В случае противоречия между федеральным законом или иным актом, изданным Российской Федерацией, действует федеральный закон» (глава 3 ст.76 п.5). В случае противоречия между федеральными законами и нормативно-правовыми актами субъектов Федерации, изданными по предметам исключительного ведения последних, «действует нормативно-правовой акт субъекта Российской Федерации» (глава 3 ст.76 п.6).

    Законы как основные, главенствующие  нормативно-правовые акты очень  тесно связаны и взаимодействуют  с другими нормативно-правовыми  актами. Пример законодательство  России. На основе законов и  развитие содержащихся в них  положений издаются постановления Правительства Российской Федерации - акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами. Они принимаются по наиболее важным вопросам хозяйственного, социального и культурного строительства и, согласно Конституции (наряду с распоряжениями Правительства, имеющими, как правило, индивидуальный характер), «обязательны к исполнению в Российской Федерации» (глава 6 ст.115 п.2). В случае противоречия постановлений и распоряжений Правительства Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента они «могут быть отменены Президентом Российской Федерации» (глава 6 ст.115 п.3).

    В рамках действующей Конституции  и федеральных законов издаются  также указы Президента Российской  Федерации, содержащие в себе  правила общего характера. Вмести  с распоряжениями Президента, имеющими  индивидуальный характер, указы,  согласно Конституции, «обязательны  для исполнения на всей территории  Российской Федерации» (глава 4 ст.90 п.2). Они издаются по вопросам, отнесенным Конституцией к компетенции Президента Российской Федерации (глава 4 ст. 80-89).

    Наряду с названными нормативно-правовыми  актами на основе действующих  законов издаются и другие  аналогичные им по своему характеру  акты. На уровне Федерации –  это акты центральных органов  исполнительной власти. Приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры. На уровне субъектов Федерации – это республиканские законы, акты президентов (в президентских республиках), постановления правительств республик, другие нормативно-правовые акты республиканских органов исполнительной власти. К этой же категории актов, издаваемых на уровне субъектов Федерации, Конституцией Российской Федерации отнесены уставы краев и областей, определяющие правовой статус данных субъектов Федерации, а также нормативно-правовые акты, издаваемые органами государственной власти городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), автономной области и автономных округов.

    Подзаконные нормативно-правовые акты – это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему.

    Они служат средством обеспечения исполнения законов, конкретизации законов. Это, как правило, акты различных органов исполнительной власти.

    Подзаконные нормативно-правовые  акты обладают меньшей юридической  силой, чем законы, они базируются  на юридической силе законов  и не могут противостоять им. Подзаконные нормативно-правовые  акты призваны конкретизировать  основные, принципиальные положения  законов применительно к своеобразию  различных индивидуальных интересов. 

    По субъектам издания и сфере  распространения они подразделяются  на: общие, местные, ведомственные  и внутриорганизационные акты.

    Общие подзаконные нормативно-правовые акты – это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. Посредством подзаконных нормативно-правовых актов осуществляется государственное управление обществом, координируется экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни. По юридической силе следуют за законами.

    К общим подзаконным нормативно-правовым  актам относятся нормотворческие  предписания высших (центральных)  органов исполнительной власти. Они исходят от президента  страны или главы правительства.  В зависимости от формы государственного  правления нормативно-правовые акты  высшей исполнительной власти  находят выражение в двух разновидностях  подзаконных нормативно-правовых  актов: указы президента; постановления  правительства.

    1.Указы президента. В системе подзаконных нормативно-правовых актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основании и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией государства или специальными конституционными законами. Они регламентируют разнообразные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением.

    2.Постановления правительства – это подзаконные нормативно-правовые акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более конкретные вопросы государственного управления экономикой, социальной сферой, здравоохранением, образованием и т.д.

    Местные подзаконные нормативно-правовые акты – это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. Нормативные предписания местных органов государственной власти и управления обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории. Это могут быть нормативные решения или постановления совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различным вопросам местного характера.

    Ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции). В ряде стран определенные структурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями, которые делегируются законодательной властью, президентом и правительством. Это нормативно-правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные и т.д.).

    Внутриорганизационные подзаконные нормативно-правовые акты – это такие нормативно-правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций.

    Внутриорганизационные нормативно-правовые  акты регулируют разнообразные  отношения, возникающие в конкретной  деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей  и других организаций.

    Система нормативно-правовых актов  в современном мире неоднородна.  Это объясняется особенностями  форм государственного правления,  многовековыми традициями отдельных  стран, национальными и другими  факторами. Подавляющее большинство  нормативно-правовых систем строится  по признаку степени юридической  силы нормативно-правового акта. Нижестоящие акты в интересах  стабильности общественной жизни  и ее оптимальной организованности  должны соответствовать предписаниям  нормативно-правовых актов вышестоящих  органов. Все конфликты, противоречия  между подзаконными нормативно-правовыми актами в цивилизованном государстве решает закон, обладающий высшей юридической силой.

    Степень юридической силы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень обязательности содержащихся в них норм абсолютно одинакова для всех тех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового государства.

    В нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом интересов, прав и свобод личности.

    Решения судебных органов (акты судебной власти) приобретают нормативный характер в результате обобщения судебной практики, в ходе которой суд вынужден, рассматривая конкретные дела, конкретизировать или уточнять содержание правовой нормы (например, постановления Верховного Суда).

    Правотворческие функции судов формируются самой судебной практикой, потребностями правового урегулирования тех общих жизненных случаев, которые не предусмотрены законом. Накопленный опыт правоприменительной практики позволяет судам принимать такие решения, которые имеют общеобязательное значение при рассмотрении той или иной группы юридических дел.

Высшие органы судебной власти не только конкретизируют действующие  нормы права, но и создают в  пределах своей компетенции новые  правовые нормы с целью руководящего разъяснения применения законодательства по вопросам, возникающим при практическом разрешении юридических дел.

Однако необходимо иметь в виду, что обязательная сила судебной практики состоит не в ней самой, а в  велениях законодательной власти. Правотворческая  деятельность судов в правовом государстве  всецело основывается на своих законных полномочиях, в рамках законности и принципов данной системы права.

Информация о работе Нормативно-правовые акты