Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:18, реферат
Право играет очень большую роль в управлении общества. Раньше правовые нормы выражались в обычаях, традициях и т.д. Но они не так четко и определенно формировали в себе юридические нормы, поэтому общество постепенно стало переходить к нормативному регулированию.
Нормативное регулирование в начале своего существования распространялось только на государственную власть, но по мере своего расширения охватывало и другие сферы и области общественной жизни.
Ведущее и определяющее
Согласно главе 1 ст.4 п.2 Конституции
РФ «Конституция Российской
В настоящее время реальное место закона в системе источников права во многом определяется соотношением компетенции парламента и правительства.
Законы, будучи весьма схожими
между собой по способу
В зависимости от значимости содержащихся в них норм, законы бывают: основные законы (конституции), конституционные и обыкновенные (обычные).
Основные законы (конституции) – регулируют основополагающие вопросы жизни государства ( основные права и свободы граждан, систему государственной власти, гражданство и др.) Порядок принятия, внесение изменений и дополнений в конституцию предусматривается, по общему правилу, самой конституцией. Конституции многих государств содержат целые главы, разделы или обширные статьи, посвященные порядку внесения конституционных поправок и пересмотра конституции. Особое внимание в них уделяется, помимо прочего, инициативе пересмотра конституции, процедуре пересмотра и условиям принятия решения.
В соответствии с Конституцией
Российской Федерации
Конституционные законы – это законы, регулирующие более детально вопросы, отнесенные к предмету Конституции (Закон о Президенте, Закон о выборах, Закон о судоустройстве). Конституционные законы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации. На основании конституционных законов строится и детализируется вся система нормативно-правовых актов.
Обыкновенные (обычные) законы принимаются по иным важным вопросам общественной жизни (Закон об акционерных обществах, Закон о налогах с физических лиц и др.). Обыкновенные законы принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными законами. В отличии от конституционных законов для принятия или изменения обыкновенных законов не требуется особого порядка или квалифицированного большинства депутатских голосов. В данном случае достаточно абсолютное большинство голосов.
Различия в процедуре принятия
и изменения конституционных
и обыкновенных законов,
В зависимости от органов,
Федеральные законы делятся на:
федеральные конституционные и
федеральные обыкновенные
Законы, принятые субъектами Федерации,
Федеральные законы издаются
высшими органами
Согласно Конституции
Законы как основные, главенствующие
нормативно-правовые акты
В рамках действующей
Наряду с названными
Подзаконные нормативно-правовые акты – это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему.
Они служат средством обеспечения исполнения законов, конкретизации законов. Это, как правило, акты различных органов исполнительной власти.
Подзаконные нормативно-
По субъектам издания и сфере
распространения они
Общие подзаконные нормативно-правовые акты – это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. Посредством подзаконных нормативно-правовых актов осуществляется государственное управление обществом, координируется экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни. По юридической силе следуют за законами.
К общим подзаконным
1.Указы президента. В системе подзаконных нормативно-правовых актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основании и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией государства или специальными конституционными законами. Они регламентируют разнообразные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением.
2.Постановления правительства – это подзаконные нормативно-правовые акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более конкретные вопросы государственного управления экономикой, социальной сферой, здравоохранением, образованием и т.д.
Местные подзаконные нормативно-правовые акты – это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. Нормативные предписания местных органов государственной власти и управления обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории. Это могут быть нормативные решения или постановления совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различным вопросам местного характера.
Ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции). В ряде стран определенные структурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями, которые делегируются законодательной властью, президентом и правительством. Это нормативно-правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные и т.д.).
Внутриорганизационные подзаконные нормативно-правовые акты – это такие нормативно-правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций.
Внутриорганизационные
Система нормативно-правовых
Степень юридической силы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень обязательности содержащихся в них норм абсолютно одинакова для всех тех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового государства.
В нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом интересов, прав и свобод личности.
Решения судебных органов (акты судебной власти) приобретают нормативный характер в результате обобщения судебной практики, в ходе которой суд вынужден, рассматривая конкретные дела, конкретизировать или уточнять содержание правовой нормы (например, постановления Верховного Суда).
Правотворческие функции судов формируются самой судебной практикой, потребностями правового урегулирования тех общих жизненных случаев, которые не предусмотрены законом. Накопленный опыт правоприменительной практики позволяет судам принимать такие решения, которые имеют общеобязательное значение при рассмотрении той или иной группы юридических дел.
Высшие органы судебной власти не только конкретизируют действующие нормы права, но и создают в пределах своей компетенции новые правовые нормы с целью руководящего разъяснения применения законодательства по вопросам, возникающим при практическом разрешении юридических дел.
Однако необходимо иметь в виду, что обязательная сила судебной практики состоит не в ней самой, а в велениях законодательной власти. Правотворческая деятельность судов в правовом государстве всецело основывается на своих законных полномочиях, в рамках законности и принципов данной системы права.