Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:22, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является комплексный анализ наиболее важных вопросов, напрямую связанных с таким явлением, как «нормативный правовой акт».
Введение…………………………………………………………………3
1. Понятие и признаки нормативного правового акта………………..5
2. Классификация нормативных правовых актов…………………….11
3. Пределы действия нормативных правовых актов…………………23
Заключение……………………………………………………………...28
Список использованной литературы ………………………………….29
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации»
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория государства и права»
на тему: «Нормативный правовой акт»
Специальность 031001.65 Правоохранительная деятельность
ВОПРОСЫ В ХОДЕ ЗАЩИТЫ: Выполнила: Пахомова М.М
Омск 2012
ПЛАН.
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и признаки
нормативного правового акта………
2. Классификация нормативных правовых актов…………………….11
3. Пределы действия нормативных правовых актов…………………23
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы ………………………………….29
Введение.
По- моему мнению, вопрос « Нормативный правовой акт» является наиболее интересным по отношению к другим вопросам теории государства и права. Именно поэтому я решила пойти по пути исследования данного вопроса. Нормативный правовой акт - это всегда официальный документ, обладающий юридической силой и обязательный для всех лиц, к которым адресован и, следовательно, содержащий правовые нормы.
Говоря об основных характеристиках нормативного правового акта, его сущности, очевидно, что нормативный правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря ему регулируются трудовые, экономические, социальные, политические правоотношения. В Российском государстве, в сущности, единственным источником права является нормативный правовой акт. Более того, в настоящее время нормативный правовой акт является основным источником права практически во всех правовых системах мира. На всех этапах развития государства, право выступало эффективным инструментом руководства обществом и в настоящее время правильное отражение потребностей жизни, и высокое качество законов является определяющим фактором политического и демократического преобразования в нашей стране. В Российской Федерации, как одном из демократических государств мира, большое значение имеют соблюдение законов, защита прав и законных интересов граждан. И поэтому актуальным является исследование нормативных правовых актов на современном этапе развития государства, что является главной темой курсовой работы.
В ходе моего исследования я ознакомилась с трудами многих правоведов и, в частности, использовали учебники таких учёных, как Бабаев В.К., Хропанюк В.Н., Венгеров А.Б., Абдулаев М.И., Алексеев С.С. и другие. Также основу курсовой работы составляют многие научные статьи (таких авторов как М.Ф. Воронина, С. Бошно, О.А. Иванюк, Е.А. Ершова и многие другие) и монографические исследования (В.С. Белых и Э.Д. Соколова). Особое предпочтение для исследования моей курсовой работы было отдано учебнику для вузов под редакцией Сырых В.М.
В этой работе я хотела бы раскрыть понятие некоторых признаков нормативного правового акта: по их источнику (форме) и по их структуре.
Целью данной курсовой работы является комплексный анализ наиболее важных вопросов, напрямую связанных с таким явлением, как «нормативный правовой акт». В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие «источник права»;
- указать понятие и
признаки нормативного
- обозначить структуру нормативного правового акта;
- установить виды нормативных правовых актов;
- рассмотреть пределы
действия нормативных правовых
актов во времени, в
Объектом исследования является источник права в форме нормативного правового акта как наиболее распространённый и применяемый в российском праве. Предметом исследования данной курсовой работы является нормативный правовой акт – официальный документ, содержащий в себе обязательные правовые нормы. В ходе моего исследования использовались такие методы как: всеобщий философский (в форме диалектического материализма и принципа объективности), сравнительно – правовой, анализ, синтез, формально – логический, исторический и системный.
Структура данной работы определяется целью и задачами исследования и включает в себя введение, три вопроса, заключение и список использованной литературы.
1. Понятие и признаки нормативного правового акта.
Под нормативно правовым актом понимают акт правотворчества, принятый компетентными государственными органами, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Нормативный правовой акт-это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Он является ведущим источником права в странах романо-германской правовой семьи, в том числе и в отечественной правовой системе. Кроме этого, он специально создавался для того, чтобы быть источником права, поэтому в него изначально заложены такие свойства, которые позволяют ему быть оптимальной формой права. По сравнению с другими источниками права нормативно-правовой акт имеет ряд преимуществ. Достоинства нормативно правового акта как источника права:
Таким образом, нормативный правовой акт имеет ряд неоспоримых преимуществ перед другими источниками права.
Нормативные правовые акты могут издавать не любые государственные органы и должностные лица, а лишь специально уполномоченные государством на этот вид деятельности. Все нормативные правовые акты имеют государственный характер, т.е. они общеобязательны, к их содержанию и действию предъявляются особые требования. С нарушением велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, связывается наступление уголовно-правовых, гражданско-правовых и иных юридических последствий. В числе нормативных правовых актов, издаваемых государственными органами, следует назвать законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета), приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти и управления.
Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством определяется также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативных правовых актов; указывается, какой орган и в соответствии с какой процедурой издает тот или иной нормативный акт. Например, согласно Конституции РФ высший представительный и законодательный орган Российской Федерации - Федеральное собрание (парламент) принимает законы и постановления. Президент как глава государства издает указы и распоряжения. Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Субъекты РФ принимают "законы и иные нормативные правовые акты". Конституция определяет круг вопросов, по которым могут приниматься ими те или иные конкретные решения или же различные нормативные правовые акты. В соответствии со ст. 114 с Конституции РФ, российское правительство может издавать свои постановления.
Правительство РФ разрешают вопросы, касающиеся федерального бюджета, единой финансовой, кредитной и денежной политики, проведения в РФ государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии, осуществления управления федеральной собственностью; принятия мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики; осуществления мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Согласно п. «ж» ст. 114 Конституции РФ правительство "осуществляет иные полномочия", возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации. Для того чтобы полностью рассмотреть сущность нормативно правового акта, необходимо уделить внимание отличию нормативно правового акта от иных разновидностей правового акта.
Термин «нормативно-правовой акт» следует отличать от термина «нормативный акт». Нормативный акт - более широкое понятие, он обозначает любой акт, содержащий нормативные предписания. Это могут быть как нормативные предписания правового характера, так и иные нормативные предписания, например, уставы политических партий, иных видов общественных объединений - все это виды нормативных актов. Нормативный правовой акт - это разновидность нормативных актов, он включает в себя только нормативные предписания правового характера.
Нормативные правовые акты как формы (источники) права значительно отличаются от актов, не имеющих нормативного характера. Прежде всего, акты применения норм права или индивидуальные акты. Индивидуальные правовые акты — это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, выражающие решение по конкретному юридическому делу (приговор или решение суда, приказ руководителя предприятия или учреждения и др.). Индивидуальные акты — это акты применения права, поэтому их называют еще правоприменительными. Нормативные правовые и индивидуальные акты являются юридическими по своему характеру актами. Это означает, что с теми и другими связаны определенные юридические последствия. Принципиальное отличие их друг от друга заключается в следующем. Первые содержат в себе общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как вторые не содержат в себе норм права, а содержат лишь предписания индивидуального характера. Нормативные правовые акты адресованы широкому, точнее - неопределенному кругу юридических и физических лиц, в то время как индивидуальные акты обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу (установление мемориальной доски, прием на работу и увольнение, уход на пенсию и т.д.). И, наконец, нормативными правовыми актами охватывается весьма широкий круг общественных отношений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго определенный вид общественных отношений. Действие индивидуального акта завершается с прекращением существования конкретных общественных отношений (например, в связи с выполнением условий конкретного договора купли-продажи, подряда, поставки и т.п.), в то время как нормативные правовые акты продолжают действовать независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом.
Аналогичным образом обстоит дело не только в сфере применения норм уголовного права, но и других отраслей права. Например, прекращение действия конкретного трудового договора отнюдь не означает прекращения действия соответствующих норм или институтов трудового права. Следует отметить, что одни и те же государственные органы могут издавать по одним и тем же или по разным вопросам как нормативные правовые, так и индивидуальные акты. Например, согласно статьям 102 (п. 3) и ст. 103 (п. 2) Конституции Совет Федерации - верхняя палата российского парламента и Государственная Дума - его нижняя палата принимают постановления, каждая в отдельности по вопросам, отнесенным к их ведению действующей Конституцией.