Нормативный правовой акт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:22, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является комплексный анализ наиболее важных вопросов, напрямую связанных с таким явлением, как «нормативный правовой акт».

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Понятие и признаки нормативного правового акта………………..5
2. Классификация нормативных правовых актов…………………….11
3. Пределы действия нормативных правовых актов…………………23
Заключение……………………………………………………………...28
Список использованной литературы ………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 67.85 Кб (Скачать документ)

    В зависимости от времени действия говорят о неопределенно-длительных  временных нормативных правовых актах. В зависимости от территории действия выделяют общие (действующие на всей территории государства) и местные (действующие на части территории государства) нормативные правовые акты.    

 

 

 

 

 

  

 

3. Пределы действия  нормативных правовых актов.

     Вопросы понятия юридического действия нормативных правовых актов, действия нормативных правовых актов в пространстве и во времени имеют важное значение как для правотворческого процесса, так и для деятельности по реализации правовых норм. Именно нормативный правовой акт как внешняя форма права определяет, какие общественные отношения регулируют содержащиеся в акте нормы права, когда они начинают действовать, на какую территорию они распространяются, какой категории лиц касаются.

    Действие нормативного правового акта – это порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены.

    Пределы действия нормативного правового акта обычно устанавливаются по трем основным параметрам: по времени, в пространстве и по кругу лиц.

    Действие нормативных  правовых актов во времени.

    Говоря о пределах действия нормативных правовых актов во времени, в первую очередь следует учесть такие существенные моменты, как вступление в действие нормативного правового акта и прекращение его действия. Статьей 15 Конституции РФ определены обязательные условия вступления в силу нормативных актов. Все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Установленный Конституцией РФ принцип обнародования нормативных актов послужил основой для принятия актов, определивших порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов.

    Основными актами Российской Федерации, регулирующими этот вопрос, являются:

1) Федеральный закон от 14.06.94 N 5-ФЗ "О порядке опубликования  и вступления в силу федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, актов палат Федерального  Собрания";

2) Указ Президента РФ  от 23.05.96 N 763 "О порядке опубликования  и вступления в силу актов  Президента Российской Федерации,  Правительства Российской Федерации  и нормативных правовых актов  федеральных органов исполнительной власти".

    Рассмотрим подробнее условия, имеющие решающее значение для вступления в силу нормативных правовых актов, - обязательное официальное опубликование всех нормативных актов и обязательную государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер. Одним из наиболее популярных в последнее время является момент опубликования. Тем самым обеспечивается оперативность действия вновь принятого документа. Однако, как отмечается в литературе, такой способ не обеспечивает населению возможность своевременного ознакомления с новыми нормами права, и такую практику вряд ли следует признавать приемлемой. Введение в действие законов с момента их опубликования не согласуется с тем, что по общему правилу они вступают в юридическую силу по прошествии определенного срока после их опубликования (в РФ это десять дней). Остальные нормативные документы вступают в юридическую силу с момента принятия или подписания.

     Нормативный  правовой акт по-настоящему правилу  содержит определенные гарантии  стабильности правопорядка, препятствия  для произвольного регулирования  отношений в обществе. Из данного  правила возможны и исключения. В некоторых случаях, обычно из справедливых соображений, может использоваться обратное действие закона: распространение действия нового НПА на те факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до вступления его в юридическую силу. НПА может иметь обратную силу в случае прямого указания на это законодателя. Произвольное предание обратной силы недопустимо, при этом, положение граждан ухудшаться не должно. Согласно ч. 1 ст. 4 ГК  РФ «акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям., возникшим после введения их в действия. Действия закона распространяются на отношения, до введения его в действия, только в случаях, когда  это прямо предусмотрено законом». Обратную силу имеют  также нормативные правовые акты, смягчающие или отменяющие юридическую ответственность за совершение противоправного деяния. « Закон, устанавливающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяния, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон» (ст. 54 Конституции РФ). По степени завершенности наступивших в соответствии  с прежним нормативным правовым актом правовых последствий различают простую и ревизионную обратную силу. При ревизионной обратной силе действие нормативного правового акта распространяется на  факты, по которым юридические последствия уже наступили, происходит пересмотр этих юридических последствий. Простая обратная сила нормативного правового акта пересмотра завершенных юридических последствий не предполагает. Следует остановиться  и на явлении, противоположном обратной силе – на «переживании» (ультраактивность) нормативного правового акта. Старый документ, отмененный новым, в какой-то мере продолжает действовать и после утраты им юридической силы . Он как бы » переживает» отведенный ему срок. Переживание возможно в тех случаях, когда для приведения старых общественных отношений в соответствии с новым нормативным правовым актом требуется определенный срок.

      Следует  обратить внимание на типы  действия новой нормы: перспективное  – на факты, возникшие на  вступление в силу нормативного  правового акта, только на новые  правоотношения; немедленное  - на  факты прошлого ранее возникшие  правоотношения; обратное – на  правоотношения, которые возникли  до вступления в силу нормативного  правового акта. 

     Существуют следующие способы прекращения действия нормативных правовых актов во времени:

  • Прямая отмена нормативного правового акта он ведет к « расчистке» законодательства, поскольку здесь содержится четкое указание на время прекращения действия официального документа;
  • Фактическая отмена данного нормативного правового акта другим нормативным актом, принятым по тому же вопросу. Данный способ не слишком удобен,  поскольку полная ясность для правоприменителя относительно действия того или иного документа во многих случаях не наступает;
  • Истечение срока, на который был издан нормативный правовой акт, если этот срок был установлен;
  • Изменение обстановки, исчезновение общественных отношений, на регулирование которых были рассчитаны те или иные нормативные правовые акты.

 

 

 

            Действие нормативных правовых актов в пространстве.

    Нормативные правовые акты государства распространяют свое действие на всю территорию данного государства. Вследствие государственного суверенитета действие нормативных правовых актов в государстве на его территории безраздельно и исключительно. Под государственной  территорией понимается часть земного шара,  на которую распространяется  суверенная власть данного государства. Также к ней относят сухопутное пространство в пределах государственных границ, недра земли в пределах государственных границ, внутренние воды, т.е. воды рек, озер и иных водоемов, берега которых полностью  принадлежат государству, территориальные воды, континентальный шельф, воздушное пространство в пределах государственных границ, военные суда под флагом государства, гражданские суда под флагом государства, находящиеся в нейтральных водах или в международном воздушном пространстве, территории посольств, миссий консульств государства за рубежом космические корабли со знаком государства зарегистрировавшего объект. Высшими и центральными органами государства могут приниматься нормативные правовые акты, действующие на ограниченной части государства. Свою территорию имеют нормативные правовые акты местных органов государства. Их решения обязательны для исполнения всеми расположенными на территории какой -либо административно-территориальной единицы предприятиями учреждениями и организациями , а также должностными лицами и гражданами. Проблема территориального действия нормативных правовых актов особую актуальность приобретает в федеративных государствах. Здесь уделяется внимание на два момента : соотношение территориальных пределов действия нормативных правовых актов федерации и субъектов федерации и различных субъектов федерации. Из общего правила действия нормативных правовых актов  в пространстве существуют исключения  –случае экстерриториального действия закона, которое проявляется в отношениях с иностранными гражданами и организациями, а также с гражданами и организациями РФ, находящимися за границей суть экс территориального действия  - в возможности применения к действиям, совершенным на территории одного государства, законодательства другого государства.

   

 

          Действие нормативного правового акта по кругу лиц.

    НПА государства по общему правилу распространяют свое действие на всех лиц, находящихся на территории данного государства. Таким образом, под действие НПА любого государства подпадают граждане данного государства (в том числе лица с двойным гражданством – бипатриды),  иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории этого государства. Граждане обладают общим правовым статусом.  Его наличие не исключает особенностей правового положения отдельных категорий граждан (молодежь, пенсионеры, инвалиды, военнослужащие  и т. д.), которые могут обладать специфическими правами, льготами, на которых могут налагаться особые обязанности, к которым могут применяться специфические меры ответственности. Действие нормативного правового акта  внутреннего действия, принимаемых министерствами и ведомствами, распространяется только на сотрудников данного ведомства.

     Действия по  кругу лиц можно рассматривать  еще и в следующем аспекте:  адресатами предписаний, содержащихся  в нормативных актах, являются  физические лица, разнообразные  негосударственные ( коммерческие и некоммерческие) организации, должностные лица, государственные органы, государство в целом.

    Имея в виду правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, принципиально важно уяснить следующее положение: они не могут быть участниками целого ряда правоотношений, не имеют тех прав и не несут тех обязанностей, которые неотделимы от гражданства. Так иностранцы и лица без гражданства не обладают избирательным правом, не могут быть служащими государственного аппарата, не привлекаются к службе в вооруженных силах  РФ, не могут нести уголовную ответственность за измену Родине и т. д.  Кроме того, существуют особенности правового положения иностранных граждан, обладающих  дипломатическим иммунитетом. Согласно  ч. 4  ст. 11 УК РФ  вопрос  об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории РФ разрешается в соответствии с нормами международного права.

 

Заключение.

    Итак, цель моей курсовой работы состояла в анализе нормативно – правовых актов, их видов, а также пределов действия во времени, в пространстве и по кругу лиц.

   В ходе исследования  я пришла к следующим выводам:

 а) нормативно – правовой акт – один из важнейших источников права в современном государстве. В нем выражается большинство правовых норм, регулирующих наиболее важные, с точки зрения интересов личности, общественные отношения.

    В результате  проведенного анализа был подтвержден  тезис о том, что нормативно  – правовой акт-это акт правотворчества,  в котором содержатся нормы  права. Именно нормативный акт  объединяет в себе общеобязательные  правила поведения, которые создаются  и охраняются государством. К  нормативно – правовым актам  относятся конституции, законы, нормативные  акты органов исполнительной  власти.

б) Нормативный правовой акт обладает следующими признаками: имеет письменную форму, издается компетентным государственным органом, нормативные правовые акты принимаются в определенном процедурном порядке, нормативный правовой акт содержит нормы права, нормативный правовой акт документально оформлен, имеет внутреннюю структуру, охватывает конкретную территорию, обладает юридической силой.

 в) По юридической силе нормативные акты можно подразделить на законы и подзаконные акты.

в) Законы классифицируют по различным основаниям: по юридической силе, в зависимости от территории действия, по сфере действия, по субъектам, по действию актов во времени и т.д.

    Действие нормативного правового акта – это порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены.

 

 

 

Список использованной литературы.

Бахрах Д. Н. Действие норм права во времени. – М., 2004.

Бахрах Д. Н. Очерки теории российского права. – М., 2008.

Бондаренко Т. А. Действие законодательства о налогах и  сборах в пространстве и по кругу  лиц // Финансовое право. – 2006. – № 11.

Бошно С. В. Обратная сила закона: общие правила и пределы допустимости // Юрист. – 2008. – № 5.

Иванов С. А. Формальное закрепление  юридической силы норматив-ных актов // ГП. – 2007. – № 12.

Давыдов В. А. Обратная сила уголовного закона в свете правовых позиций Конституционного Суда РФ (некоторые  проблемы правоприменения) // Российская юстиция. – 2009. – № 12.

Румянцева В. Г., Ахмедов Ч. Н. Пространство и время как факторы  действия права // История государства  и права. – 2006. – № 12.

Эпов А. Г. Сущность нормативного правового акта: некоторые проблемы теории и практики // Право и политика. – 2008. – № 6.

Марченко М. Н. Источники  права: учебное пособие. – М., 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Нормативный правовой акт