Нормативный правовой акт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:22, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является комплексный анализ наиболее важных вопросов, напрямую связанных с таким явлением, как «нормативный правовой акт».

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Понятие и признаки нормативного правового акта………………..5
2. Классификация нормативных правовых актов…………………….11
3. Пределы действия нормативных правовых актов…………………23
Заключение……………………………………………………………...28
Список использованной литературы ………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 67.85 Кб (Скачать документ)

    Нормативные правовые акты следует отличать также от актов разъяснения или толкования правовых норм, т.е. от  интерпретационных актов. Основное отличие их заключается в характере, содержании и целях издания. Если нормативные правовые акты имеют своей целью установление или изменение содержания правовых норм, то акты разъяснения или толкования преследуют, как это свидетельствует уже их название, совсем другие цели. А именно: они направлены прежде всего на разъяснение смысла содержания нормативно-правовых актов, а также - пределов действия ранее установленных норм. Они также не просто разъясняют смысл норм права, но содержат прежде всего конкретизирующие предписания. Это не нормативные предписания, так как они не имеют самостоятельного значения и действуют на основе толкуемых норм права. Так как субъекты толкования не являются субъектами правотворчества, «предписания общего характера, содержащиеся в интерпретационных актах, следует считать не нормами права, а правоположениями. В отличие от норм они не имеют юридической силы, но имеют юридическое значение. Последнее проявляется в том, что правоприменительные органы (нижестоящие суды) должны при решении конкретных вопросов учитывать содержание правоположений. Однако при этом они не могут составлять основу правоприменительных решений».

   Таким образом, интерпретационные акты отличаются от нормативно правовых актов тем, что не содержат новых юридических норм, а лишь разъясняют существующие.

    Нормативный правовой акт как источник права можно охарактеризовать, обратив внимание на следующие его основные признаки:

  • Имеет письменную форму;
  • Издается компетентным государственным органом. Практически каждый государственный орган может издавать в пределах своих полномочий нормативные правовые акты. Эти документы носят общеобязательный характер, их исполнение в случае необходимости обеспечивается мерами государственного принуждения. В дынных характеристиках нормативного правового акта, выражающих его связь с государством, проявляется суверенность государственной власти. Известны также нормативные правовые акты, принимаемые на референдуме и издаваемые негосударственными организациями;
  • Нормативные правовые акты принимаются в определенном процедурном порядке, который служит гарантией их надлежащего качества. Сам процесс принятия нормативных правовых актов называется правотворчеством;
  • Нормативный правовой акт содержит нормы права – правила поведения общего характера;
  • Нормативный правовой акт документально оформлен, имеет установленную форму и реквизиты: официальное название и наименование, номер, указание на орган, принявший данный акт, на время принятия и время вступления  в действие, на место официального опубликования;
  • имеет внутреннюю структуру – разделы, главы, статьи, части статей, которые содержат нормы. Сейчас во многих нормативных документах, принимаемых в Российской Федерации, наиболее общие предписания излагаются в первом разделе или главе, которые могут называться «Общие положения». Нормативный правовой акт может иметь и вводную часть – преамбулу. В преамбуле обычно излагаются цели и задачи данного акта;
  • охватывает своим действием конкретную территорию (всю страну, ее часть, отдельное учреждение и т.д.);
  • действует в течение определенного срока (который указывается в самом акте либо бессрочно до его отмены компетентным органом);
  • Нормативный правовой акт обладает юридической силой. Существует определенный порядок вступления официальных документов в юридическую силу и порядок ее утраты. Под юридической силой понимается свойство нормативных правовых актов реально действовать, порождать юридически обязательные последствия.

    Всякая правовая система определяет в своей доктрине и законодательстве, какие источники (формы) права признаются действующими. С другой стороны, данное понятие раскрывает место того или иного источника права в системе источников права, соотношение его юридической силы с юридической силой других источников права. В современном государстве вертикальная структура системы источников права, как правило, воспроизводит его структуру. Поэтому юридическая сила акта обычно соответствует месту издавшего его органа в системе государственных органов. А высшей юридической силой обладает в большинстве государств писаная конституция. В то же время в традиционных правовых системах источник права высшей юридической силы имеет, как правило, надгосударственный характер (например, священная книга ислама — Коран в мусульманском праве). Четкая соподчиненность источников права, законодательно закрепленная и обеспеченная с помощью юридических механизмов, имеет важное социально-политическое значение. В самом деле, единство системы источников права означает единство выраженной в законе верховной государственной воли, единство структуры государства.

     

       

        

 

 

 

 

 

 

2. Классификация  нормативных правовых актов.

   Классификация нормативных правовых актов может проводиться по различным основаниям: по юридической силе, в зависимости от территории действия, по сфере действия, по субъектам, по действию актов во времени и т.д.

    Именно по юридической силе проводится самая важная классификация нормативных правовых актов. По данному основанию выделяют законы и подзаконные нормативные акты.

    Закон – это нормативный правовой акт, принимаемый в особом порядке по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни и обладающий высшей юридической силой.

    Закон имеет следующие признаки:

1)Закон является разновидностью  нормативно-правовых актов, следовательно,  обладает всеми признаками нормативных  актов, равно как и правовых  актов, в целом.

2) Первичный характер  закона означает, что он исходит  от представительного правотворческого  органа, следовательно, в той или  иной мере выражает волю народа. Поэтому закон является первичным  по отношению ко всем иным  нормативным актам, равно как  и ко всем прочим правовым  актам; все прочие акты производны  от закона, издаются на его  основе. Первичный характер закона  означает его "самодостаточность", ему не нужны иные основания  для функционирования, наоборот, он  сам является основанием для  всех иных актов и всей юридической  деятельности в государстве.

3) Высшая юридическая  сила - важнейший признак закона. Высшая юридическая сила закона  означает, что все иные правовые  акты издаются, во-первых, на основе  закона; во-вторых, во исполнение  закона; в-третьих, не могут противоречить  закону. Высшая юридическая сила закона проявляется в его верховенстве, в подзаконности иных нормативных правовых актов. Верховенство закона вытекает из принципа народного суверенитета, из того обстоятельства, что народ или самостоятельно принимает законы на референдуме, или же на выборах делегирует свои властные полномочия высшему представительному органу государственной власти – парламенту.

4) Законы принимаются  в особом порядке, подробно  регламентированном конституцией  и законодательными актами. Соблюдение  процедуры принятия закона - необходимое  условие их юридической силы, малейшее нарушение этой процедуры  ведет к юридической ничтожности  принятого акта. Порядок принятия  закона отличается усложненностью, чем законотворчество отличается  от иных видов правотворчества. 

5) Законы принимаются  высшими представительными (законодательными) органами государства, только  эти органы обладают правом  принимать законы. Этот порядок  должен подчеркнуть значимость  закона, его особую роль и место  в системе правовых актов.

6) Закон должен регулировать  важнейшие общественные отношения.  Все изменчивое, преходящее, не имеющее  конституирующего значения должно  отражаться не в законе, а в  подзаконных актах. К важнейшим  общественным отношениям относятся,  прежде всего, взаимодействие  граждан и органов государства,  полномочия государственных органов,  их классификация и т.д.

    Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и могут приниматься лишь органом законодательной власти или гражданами на референдуме. Закон призван быть ведущим источником права в правовом государстве. Особые свойства закона позволяют ему быть демократичным источником права, выражающим волю и интересы народа. Именно эти свойства и обусловливают особую роль закона в системе нормативных актов. Закон должен выражать принципы права, идею приоритета прав и свобод человека, демократические начала общественного и государственного устройства. Правовые законы составляют основу правового государства. Поэтому столь важно добиться реального верховенства закона в системе правовых актов государства, сделать закон действительно ведущим, основным источником права. Верховенство закона заключается в том, что: ни один орган не вправе отменять или изменять закон; все иные нормативные правовые акты не должны противоречить закону; в случае противоречия действует норма права, закрепленная в законе.

   Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

  • по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, Закон РФ о поправке к Конституции РФ, федеральный закон, закон субъектов Федерации);
  • по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);
  • по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);
  • по сроку действия (постоянные законы, временные, чрезвычайные);
  • по характеру (текущие и чрезвычайные);
  • по сферам действия (общефедеральные и региональные);
  • по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);
  • по значимости содержащихся в них норм (основные, конституционные, органические и обычные);
  • по кругу лиц (общие и специальные) и т. д.

Рассмотрим некоторые  классификации закона подробнее.

    Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

       1)Конституция (Основной закон) Российской Федерации является основой всего законодательства России. Верховенство ее в системе нормативных актов Российского государства определяется тем, что Конституция принята на референдуме в результате свободного волеизъявления всего народа, она устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя, содержит перечень основных прав человека и фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственной власти и управления. Конституция принимается, изменяется в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства. Особое место Конституции в системе нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами:

- Конституция носит учредительный  характер, т.е. устанавливает основы  регулирования общественных отношений,  основы государственного, общественного  строя. Положения Конституции  находят свое развитие в отраслевом  законодательстве.

- Конституция закрепляет  иерархию нормативно-правовых актов,  их соподчиненность, юридическую  силу того или иного акта.

    Общая характеристика Конституции РФ:

  • основной закон, обладающий особыми гарантиями стабильности. Он может быть пересмотрен в особом порядке;
  • закон, учреждающий государство, систему его органов и порядок их формирования, их компетенцию, определяющий характер взаимоотношений органов государственной власти с местным самоуправлением;
  • закон, формирующий и обеспечивающий политическое единство народа. Народ является единой в политическом отношении государственно-правовой и международно-правовой личностью;
  • способ формализации государственного строя России путем закрепления его фундаментальных основ. Она определяет основные ценности государства и общества и порядок их государственной защиты;
  • закон, устанавливающий пределы государственной власти посредством закрепления прав человека и гражданина и возложения обязанностей на государство, а также пределы индивидуальной автономии личности, характер взаимоотношений личности и государства и меру их взаимной лояльности и ответственности;
  • способ закрепления и выражения высших правовых норм.

     Специфические черты Конституции: особый субъект – народ РФ; первичный характер конституционных норм; всеобъемлющий характер;

    Юридические свойства Конституции: верховенство на всей территории РФ; высшая юридическая сила; это основа правовой системы РФ; особая охрана Конституции; особый порядок принятия и пересмотра, внесения поправок.

     Конституция РФ 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. В первом разделе 9 глав. Всего в Конституции 137 статей. Сущность Конституции РФ заключается в установлении демократического правового государства, на основании признания высшей ценностью человека, его прав и свобод, путем прямого волеизъявления всего многонационального народа Российской Федерации.

   2) Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов. Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами. ФКЗ РФ — существуют с 1994 года, считаются принятыми при одобрении большинством не менее ¾ голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы.

    Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. (Статья 108) — акты повышенной юридической силы, развивающие конституционные нормы, но не являющиеся частью основного закона. Не могут быть отклонены президентом РФ.

    3) Закон РФ о  поправке к Конституции РФ  принимается в соответствии с гл. 9 Конституции РФ и Федеральным законом от 4 марта 1998 «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Названный федеральный закон ставит  условия внесения, принятия и вступления в силу поправок к гл. 3–8 Конституции РФ. Закон РФ о поправке к Конституции РФ  ни разу не принимался  — возможность его принятия установлена в постановлении КС РФ от 31.10.1995 «О толковании статьи 136 конституции РФ».

    4) Федеральные  законы (ФЗ) составляют основную  массу законодательства. Они развивают,  конкретизируют общие положения,  установленные Конституцией и  федеральными конституционными  законами. Федеральные законы подразделяются  на две группы:

- кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства);

- текущее законодательство.

    Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, т.к. являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено. Согласно ч. 3 статье 76 Конституции РФ  ФЗ не могут противоречить ФКЗ  и статья 105 — ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятые Госдумой ФЗ в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. ФЗ считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более ½ от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Госдумой. В случае несогласия Госдумы с решением Совета Федерации ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы. Президент РФ имеет право вето на ФЗ.

Информация о работе Нормативный правовой акт