Общая характеристика теорий происхождения государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 09:39, курсовая работа

Описание

Цель курсового исследования – с учетом выявленных тенденций и особенностей правоприменительной практики – получить достоверную, достаточно полную и поддающуюся проверке общую характеристику теорий происхождения государства и права, выделить общее и особенное данных теорий.

Содержание

Введение
Глава I. Общие закономерности возникновения государства и права
1.1 Экономические отношения в первобытном обществе
1.2 Власть в первобытном обществе
1.3 Причины разложения первобытнообщинного строя
Глава II. Основные теории происхождения государства и права
Глава III. Возникновение государства на Древнем Востоке и в Европе
3.1 Восточный (азиатский) путь возникновения государства
3.2 Западный путь возникновения государства
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

ТЕМА 4. Общая характеристика теорий происходдения гос-ва и права.docx

— 78.73 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………..………..

Глава I. Общие закономерности возникновения государства и права……………………………………………………………………………...

1.1 Экономические отношения  в первобытном обществе……………………

1.2 Власть в первобытном  обществе…………………………………………...

1.3 Причины разложения  первобытнообщинного строя……………………..

Глава II. Основные теории происхождения государства и права….…………………………………………………………………………..

Глава III. Возникновение государства на Древнем Востоке и в Европе………………………………………………………………...………….

3.1 Восточный (азиатский)  путь возникновения государства……………..…

3.2 Западный путь возникновения  государства……………………...........…..

Заключение………………………………………………………………….……

Список использованной литературы………………………………………...

Приложение 1  ……………………………………………………….…………..

 

Приложение 2  ……………………………………………………….…………..

3

 

5

5

8

10

 

15

 

27

27

29

32

34

37

38


 

 

Введение

 

Тема  курсового исследования является актуальной. Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остро дискуссионных вопросов.  Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами.

Во-первых, названные вопросы прямо и  непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений.

Во-вторых, никакая другая организация не может  конкурировать с государством в  многообразии выполняемых задач  и функций, во влиянии на судьбы общества.

В-третьих, государство  очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Без наличия  государства невозможны ни общественный прогресс, ни существование и развитие цивилизованного общества. Государство интегрирует классовое общество, становится формой гражданского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом.1 Кроме того, это организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие дела, вытекающие из природы всякого общества.

История государства неотделима от истории  общества. Оно вместе с обществом  проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает  на этом пути новые черты и свойства.

Актуальность  подчеркивается еще и тем, что  каждое государство по-разному исторически складывается. Поэтому очень важно знать исторические корни происхождения государства.

Вопрос  о происхождении государства  является дискуссионным, ибо этнографическая  и историческая наука дают все  новые знания о причинах и времени его возникновения.  

В последнее  время проблема теорий происхождений государства и права исследовалась в целом ряде работ. Определенный вклад в изучение этих аспектов внесли ученые государственники М. Н. Марченко, В. Г. Графский, В. В. Лазарев, А. Б. Венгеров, В. С. Нерсесянц, З.М. Черниловский

В наше время в правовой литературе заметное место заняла, так называемая, либертарно-юридическая теория права и государства, разрабатываемая академиком РАН В. С. Нерсесянцем.

Объектом  курсового исследования являются государства  определенного типа.

Предметом курсового исследования являются многочисленные теории государства и права.

Цель курсового исследования – с учетом выявленных тенденций и особенностей правоприменительной практики – получить достоверную, достаточно полную и поддающуюся проверке общую характеристику теорий происхождения государства и права, выделить общее и особенное данных теорий.

Для достижения этой цели предполагалось решить следующие задачи:

- изучить общие закономерности возникновения государства и права;

- проанализировать основные теории происхождения государства и права;

- исследовать возникновение государства на Древнем Востоке и в Европе.

Курсовая  работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

 

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

1.1. Экономические отношения в первобытном обществе

 

История человеческого общества начинается с образования первобытнообщинного строя, при котором орудия производства были несовершенны, а производительность труда, естественно, низкая, не всегда соответствующая даже минимальному прожиточному уровню первобытного человека. Поэтому, чтобы обеспечить свое естественное существование, люди должны были объединять средства производства и свой труд.

В результате в основе жизни общества была общественная собственность на средства производства, а распределение продуктов труда осуществлялось на началах равенства. Все члены общества в одинаковой мере трудились и получали одинаковую часть общественного продукта.

Экономика этого общества была основана на общественной собственности. При этом неукоснительно реализовывались два принципа (обычая): рецепроктность (все, что производилось, сдавалось в «общий котел») и редистрибуция (все сданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю). На иных основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание.2

В течение  многих веков и тысячелетий экономика носила присваивающий характер: производительность труда была крайне низкой, все, что производилось, потреблялось. Естественно, что в таких условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически равных, но равных в бедности, людей, находящихся в одинаковых природных условиях и боровшихся за выживание.

Развитие  экономики в первобытном обществе шло по двум связанным между собой направлениям:

- совершенствование  орудий труда (грубые каменные  орудия, более совершенные каменные  орудия, орудия из меди, бронза, железа  и т.д.);

- совершенствование способов, приемов и организации труда (собирательство, рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие и проч., разделение труда, включая крупные общественные разделения труда и т.п.).

Все это  приводило к постепенному и все  более убыстряющемуся повышению  производительности труда.

Этот  эволюционный этап знаменуется революционным  переходом от хозяйства присваивающего к производящему хозяйству, от присваивающей  экономики к производящей экономике (от собирательства – к земледелию, от охоты – к скотоводству). Он получил название «неолитической революции», поскольку произошел в эпоху позднего неолита (нового каменного века – примерно VII-III тыс. до н. э.), на рубеже перехода к веку бронзовому, когда человек научился выплавлять и употреблять сначала «мягкие» металлы – медь, олово, бронзу, золото, серебро, а затем и железо.3

В основе неолитической революции лежало три крупных общественных разделения труда.

Первое  общественное разделение труда было связано с отделением скотоводства от земледелия. Появились первые излишки  продуктов жизнеобеспечения, появилась  возможность их регулярного обмена. Во многих местах средством обмена сделался скот, получивший функцию  денег.

Второе  крупное разделение труда связано  с отделением ремесла от земледелия и скотоводства.

Все это  повлекло за собой повышение ценности рабочей силы и трудовых навыков  человека. Рабочая сила человека стала  производить большее количество продуктов, чем это было необходимо для поддержания жизни человека.

Если  раньше военнопленных убивали, то с появлением «излишка» их стали обращать в рабов в целях извлечения и присвоения прибавочного продукта. Такие же процессы стали происходить и внутри общины в отношении сородичей, поскольку стало возможным сосредоточение значительных богатств в руках отдельных лиц, как правило, вождей и старейшин.

Третье  общественное разделение труда было связано с развитием обмена, появлением рынка и купцов как отдельного социального слоя. Купцы приобретают  большие богатства благодаря  своей посреднической миссии между  производством и потреблением.

Возможность создания запасов продуктов постепенно приводит к появлению частной  собственности отдельных семей, ставших самостоятельными хозяйственными единицами.

Переход к производящей экономике и связанное  с этим имущественное и социальное расслоение общества на классы с неизбежностью  требовало новой формы социальной организации и управления.

«Родовой строй, – писал Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», – отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием – расколом общества на классы. Он был заменен государством».4

Таким образом, три крупных общественных разделения труда, ознаменовавших переход общества к «производящей» экономике, возникновение частной собственности и классов, стали несовместимы с первобытнообщинной организацией общества.

 

1.2. Власть в первобытном обществе

 

Основой организации первобытного общества была община – род, племя, их объединения. Род (родовая община) – это объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на общности имущества и труда. Род формировался в период появления более организованных семейных  отношений, когда на смену беспорядочным половым связям приходит семья, основанная на коллективном браке. При этом каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, являлся собственником средств производства и организатором общего труда.

Род –  это личный, а не территориальный союз. Люди в нем объединялись не по признаку территории, а по родственным связям, в которых концентрировались их экономические, нравственные, религиозные и другие интересы. Роды могли перемещаться с одной территории на другую, но их организация при этом сохранялась.5

В роде власть носила сугубо общественный характер и исходила от самого рода, который  непосредственно формировал органы самоуправления, а властные функции  осуществляли все взрослые члены  рода. Органами общественной власти при  первобытнообщинном строе являлись:

- родовые  собрания;

- старейшины;

- (вожди), которые избирались из наиболее  авторитетных, уважаемых членов рода;

- военачальники,  выполнявшие функции власти во  время войны;

- жрецы,  осуществлявшие религиозные функции.

Решения, которые принимали собрания, вожди  и военачальники были обязательны  для исполнения всеми членами  рода, но все они, как должностные лица, могли быть смещены собранием рода и осуществляли возложенные на них полномочия под его контролем.

Особым  правом пользовались жрецы, чей статус был неприкосновенен.

Специального  аппарата, который бы занимался только управлением общественными делами, в родовой организации не было. Все основные вопросы жизни и  деятельности рода решались собранием, в котором участвовали все  члены рода.

Роды  входили в более крупные объединения. Высшей формой объединения родов  являлось племя, а иногда и союз племен. Союз племен управлялся советом племенных  вождей, который избирал вождя  союза.6

Племенные союзы могли быть достаточно большие, цель их создания – это и совместная защита территорий племен от внешнего воздействия со стороны других племен и союзов, захват «чужих» территорий, а также поддержание определенного порядка внутри племенного союза.

В самом  племени общими делами племени руководил  совет, который состоял из старейшин и военачальников родов. Между ними и остальными членами племени создавались отношения, которые способствовали поддержанию авторитета совета старейшин, вождя племени и военачальников. При этом вождь племени мог быть одновременно и военачальником.7

В первобытном  обществе действовали определенные правила поведения – социальные нормы. Такими нормами были обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые служили регулятором общественных отношений. Многие их них являлись одновременно нормами первобытной морали и религии и были связаны с отправлением укоренившихся обрядов и ритуалов,  их соблюдение обеспечивалось всем родом, племенем.8

Специальных органов, охраняющих незыблемость обычаев, не было и  при надобности к нарушителям обычаев применялось убеждение (внушение), а иногда и принуждение, которое исходило от всего рода или племени. Незыблемость обычаев и норм поведения поддерживалось с помощью нарождающейся религии, ее представителей: жрецов, шаманов, и т.п.

Причем, власть жреца и шамана и их влияние на племя во многих вопросах была выше, чем у вождя или совета старейшин, особенно по  наиболее жизненным важным вопросам. Например, выход на охоту или на боевые действия с соседним племенем.

Информация о работе Общая характеристика теорий происхождения государства и права