Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 09:39, курсовая работа
Цель курсового исследования – с учетом выявленных тенденций и особенностей правоприменительной практики – получить достоверную, достаточно полную и поддающуюся проверке общую характеристику теорий происхождения государства и права, выделить общее и особенное данных теорий.
Введение
Глава I. Общие закономерности возникновения государства и права
1.1 Экономические отношения в первобытном обществе
1.2 Власть в первобытном обществе
1.3 Причины разложения первобытнообщинного строя
Глава II. Основные теории происхождения государства и права
Глава III. Возникновение государства на Древнем Востоке и в Европе
3.1 Восточный (азиатский) путь возникновения государства
3.2 Западный путь возникновения государства
Заключение
Список использованной литературы
У членов родового общества не было никакого различия между правами и обязанностями: право воспринималось как обязанность, а обязанность как право, и общественная власть и нормы поведения соответствовали экономическому уровню развития общества и социальному, интеллектуальному, культурному и духовному развитию самого человека, его зрелости.9
Таким образом, по мере развития первобытного общества руководство племенем становилось пожизненным, передавалось из рук в руки, наследственно – от отца к сыну или к человеку из того же рода. Именно такой вид передачи власти сохранился при переходе первобытного общества в государственные образования.
1.3. Причины разложения первобытнообщинного строя
Коренные перемены в родоплеменной организации общества произошли в связи с серьезными изменениями в экономическом строе общества. Эти изменения были вызваны дальнейшим развитием производительных сил, ростом производительности общественного труда, что делало возможным производство продуктов специально для обмена, товарное производство, создавали практику регулярного обмена и отчуждения.10
Так стала зарождаться свободно отчуждаемая частная собственность, которая отличалась от личной собственности эпохи классического родового строя, прежде всего тем, что открывала дорогу отношениям эксплуатации.
Начало
частной собственности было положено
накоплением отдельными семьями
излишков продукции в виде богатства.
Ими становились некоторые
Развитие частной собственности тормозилось сохранением общинной собственности на землю, бывшую основным условием и всеобщим средством труда. В то время как движимость, в том числе и орудия производства, уже стала частной собственностью отдельных семей, обрабатываемые земли, пастбища, сенокосы, охотничьи и рыболовные угодья оставались коллективной собственностью распадавшейся родовой или складывающейся соседской общины.11
Индивидуализация труда и развитие частнособственнических начал привели к появлению частной собственности на землю, и постепенно отдельные семьи закрепляли за собой право наследственного владения и монопольного распоряжения своим участком земли.
Развитие частнособственнических отношений проникло и в семью, разрушая свойственные ей коллективистские порядки. Ее глава стремился стать единоличным распорядителем семейного хозяйства и собственником семейного имущества, усилить свою власть, стать неограниченным домовладельцем.
Это вызывало сопротивление других взрослых мужчин, старавшихся обособить свое имущество и образовать со своими членами и детьми самостоятельные семьи. Большая семья неуклонно уступала место малой, или нуклеарной (иногда называемой моногамной), семье, состоящей только из родителей и их детей и воплощающей в себе развившиеся частнособственнические начала.
Появление избыточного, а затем прибавочного продукта способствовало развитию войн, и война, которая стала вестись ради грабежа, сделалась постоянным промыслом. Победители забирали с собой все, что представляло собой ценность – сокровища, оружие, скот, рабов, а затем в связи с ростом народонаселения стали также захватывать соседние земли – плодородные пашни, лучшие пастбища и промысловые угодья.12
Кардинальный поворот не только в истории хозяйства, но и в истории человеческого общества в целом стал переход к земледелию и скотоводству, т.е. первое крупное общественное разделение труда. Это привело к росту оседлости, значительному повышению объема производства и возникновению регулярных излишков.
Последовало увеличение численности и плотности народонаселения, изменения в отношениях собственности, углубление общественного разделения труда и начало дифференциации отдельных профессий в соответствии с разнородными хозяйственными, социальными и ритуальными функциями.
Произошли совершенствование системы управления, появление новых общественных институтов и норм, перестройка прежней системы мировоззрения и пр. Английский археолог В. Г. Чайлд объединил все это в понятии «неолитическая революция».
Каждая семья начинает вести самостоятельное хозяйство, труд человека стал давать больше средств к его существованию, чем было необходимо для поддержания его жизни. Тем самым возникает возможность присвоения продукта труда человека, т.е. излишков продукта сверх того, что требуется для прокормления самого работника. Зарождается товарное производство, т.е. производство продуктов с целью их продажи.13
Появляется возможность эксплуатации человека человеком. Военнопленных, обращенных в рабов, использовали как рабочую силу с целью присвоения продуктов их труда. Рабский труд еще более усиливает имущественное неравенство внутри племени, способствует быстрому росту богатства отдельных семей.
Появляются металлические деньги в виде благородных металлов, которые еще не чеканят, а обменивают просто по весу. Возникают города как центры сосредоточения ремесла и торговли.
Дальнейший рост производительных сил, развитие общественного разделения труда и повышение его производительности связаны с появлением изделий из железа. Применение железных орудий резко повлияло на все виды производственной деятельности человека, сделало возможным полеводство на крупных площадях, вооружило человека более совершенными орудиями производства.
«Из первого крупного общественного разделения труда, – отмечает Энгельс, – возникло и первое крупное разделение общества на два класса – господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых».14
Дальнейшее развитие товарного производства и торговли усиливает имеющееся разделение труда и ведет к новому, третьему общественному разделению труда. Появляются купцы, которые уже прямо не связаны с производством, а выступают как посредники. Появляется чеканная монета, а с ней денежное ростовщичество, принявшее исключительно жестокие формы, вплоть до обращения в рабство должника и членов его семьи.
Наряду с родовой знатью появляется слой аристократов, разбогатевших на торговле, ростовщичестве и т.д. Земельная собственность, скот, денежные богатства и рабы сосредоточиваются в руках небольшого числа семей, которые складываются вне своих родов в привилегированный слой, опирающийся на особую вооруженную силу, отделенную от народа и ему противостоящую.15
Вместе с концентрацией богатств в одних руках растет обнищание масс. И наряду с этим разделением свободных на классы по имущественному положению увеличивается число рабов, принудительный труд которых был основой складывавшегося нового общественного строя.
«Родовой строй вырос из общества, не знавшего никаких внутренних противоположностей, и был приспособлен только к нему. У него не было никаких других средств принуждения, кроме общественного мнения.
Здесь же возникло общество, которое в силу своих экономических условий жизни должно было расколоться на свободных и рабов, на эксплуататоров-богачей и эксплуатируемых бедняков, – общество, которое не только не могло примирить эти противоположности, но должно было все больше обострить их... Родовой строй отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием – расколом общества на классы. Он был заменен государством».16
Таким образом, три крупных общественных разделения труда дали толчок к формированию государства как особому проявлению публичной власти, стоящей над обществом и регулирующей проходящие в нем процессы с позиций различных социальных групп.
Однако
сам процесс формирования государства
в различных странах шел по-
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.
Существует множество теорий происхождения государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.
К наиболее известным относятся следующие теории:
1. Теологическая теория возникновения государства
У истоков данной теории стояли Аврелий Августин (Блаженный 354 - 430 н.э.) и Фома Аквинский (1225-1274 гг.).
Широкое распространение эта теория получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана. Теологическая (религиозная) теория господствовала в средние века и в настоящее время наравне с другими распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств, (например, Иран, Саудовская Аравия) носит официальный характер.
Согласно этой теории, творец всего сущего на Земле, в том числе и государства - Бог. Проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно.
Из этого следует, что государство, его институты и власть вечны, незыблемы, святы, их возникновение (а значит и управление) не зависит от воли человека, они являются выразителем воли Бога на земле.
Теологическая теория призывает принять государство и власть как данность, полученную свыше, признать власть монархов святой и происходящей от Бога (Папа Римский - представитель Бога на Земле, монархи - представители Папы и через него Бога в своих государствах). А так же призывает полностью и во всём подчиняться власти - небесной (божественной), т.е. церковной и земной, являющейся представительницей небесной власти на Земле, т.е. монархам и государству и не пытаться изменить установленный Богом порядок.
Достоинством теологической теории можно назвать то, что она способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности; препятствует насилию, революции и гражданским войнам, переделу власти и собственности. В наше время у богословия также имеются немалые возможности для оздоровления духовной жизни в стране и укрепления российской государственности.
Главный недостаток данной теории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, т.е. не научна и весьма уязвима. Исторические факты доказывают, что государство создается не Богом, а людьми.
2. Патриархальная теория возникновения государства
Основоположниками этой теории являются Платон, Аристотель, Фильмер, Н.К. Михайловский.
Платон в своём знаменитом труде «Государство» конструирует идеальное справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи. По его мнению, государство - это обруч, скрепляющий своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви.
По утверждению Аристотеля, государство представляет собой естественную форму человеческой жизни и вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение число этих семей и их объединение приводит к образованию государства. Аристотель также утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.
Из вышесказанного следует, что, согласно данной теории монарх является отцом всего мира, и благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы, монарх действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи). Власть монарха (отца) ничем не ограничена и незыблема, подданные обязаны чтить монарха и подчиняться ему, как члены семьи отцу.
Патриархальная теория способствует сплочению общества, уважению, почитанию государственной власти, а так же культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).
Видимо, не без влияния данной теории пустила глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя, т.е. суперличности, способной решать все проблемы за всех.
Несмотря на это, исторической наукой установлено, что патриархальная семья появляется вместе с государством как результат разложения родового строя. К тому же государство и семья выполняют в обществе различные функции.
Главной функцией семьи являются воспроизводство рода и совместное потребление, государственная власть призвана решать иные задачи – обеспечивать безопасность населения, сглаживать возникающие в обществе конфликты и др.17
Представители
патриархальной теории упрощают процесс
происхождения государства. По сути
дела они перекладывают понятие
«семья» на понятие «государство»,
а такие категории как «отец»,
«члены семьи» необоснованно отождествляются
соответственно с категориями «монарх»,
«государь», «подданные». Необоснованность
этого утверждения легко
3. Патримониальная теория возникновения государства
Видным представителем данной теории является А. Галлер. Представители этой теории считают, что государство произошло от права собственности на землю (патримониум). Из права владения землёй власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет.
Информация о работе Общая характеристика теорий происхождения государства и права