Общая характеристика теорий происхождения государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 09:39, курсовая работа

Описание

Цель курсового исследования – с учетом выявленных тенденций и особенностей правоприменительной практики – получить достоверную, достаточно полную и поддающуюся проверке общую характеристику теорий происхождения государства и права, выделить общее и особенное данных теорий.

Содержание

Введение
Глава I. Общие закономерности возникновения государства и права
1.1 Экономические отношения в первобытном обществе
1.2 Власть в первобытном обществе
1.3 Причины разложения первобытнообщинного строя
Глава II. Основные теории происхождения государства и права
Глава III. Возникновение государства на Древнем Востоке и в Европе
3.1 Восточный (азиатский) путь возникновения государства
3.2 Западный путь возникновения государства
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

ТЕМА 4. Общая характеристика теорий происходдения гос-ва и права.docx

— 78.73 Кб (Скачать документ)

4. Договорная (естественно-правовая) теория возникновения государства

Данная  теория возникновения государства  получила распространение в XVII-XVIII вв. Её авторами в разное время являлись: английские философы: Гуго Греции (1583-1646) - голландский мыслитель и правовед, Джон Локк (1632-1704), Томас Гоббс (1588-1679); французские философы-просветители: Шарль-Луи Монтескье (1689-1755), Дени Дидро (1713-1783), Жак Руссо (1712-1778); русский философ и писатель-революционер А. Н. Радищев (1749-1802). Теория, выдвинутая данными авторами, получила также название естественно-правовой теории.

Суть  договорной (естественно-правовой) теории в том, что, по мнению её авторов, государство  возникает в результате заключения «общественного договора» между  людьми, находящимися в «естественном» состоянии, который превращает их в единое целое, в народ.

Смысл идеи «общественного договора» состоит в следующем. Первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, и каждый преследовал только свои интересы, не считаясь с интересами других, что приводило к «войне всех против всех». В результате «войны всех против всех» неорганизованное общество могло уничтожить само себя и чтобы этого не случилось, люди заключили «общественный договор», в силу которого, каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания. В результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.

Теория  «общественного договора» имела  большое прогрессивное значение. Были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, а так же необходимость полного подчинения ей. Был сделан шаг к созданию гражданского общества, фактически выдвинут принцип народного суверенитета - власть производна от народа и принадлежит народу, а, следовательно, государственные структуры и власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа и быть у него на службе.

Согласно договорной теории государство и народ имеют взаимные обязательства. Народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности.  Государство же,  в свою очередь, регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создаёт условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности.

Существенным  недостатком данной теории является то, что «общественный договор» - скорее идеал, чем реальная действительность.

Зачастую, государства возникали другими путями - войны, насилие и при наличии иных условий. Ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями. Сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга. Общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы, классы, сословия, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.

Таким образом, очевидна недооценка в происхождении государственности объективных факторов и преувеличение в этом процессе факторов субъективных.

5. Теория насилия

Теория  насилия (завоевания) как главного фактора  возникновения государства выдвигалась  различными авторами на протяжении столетий.

 Одним  из первых её выдвинул Шан  Ян (390 - 338 до н.э.) - китайский политик.  В современную эпоху данную  теорию разрабатывали Евгений  Дюринг (1833-1921) - немецкий философ,  Людвиг Гумплович (1838-1909) австрийский правовед и социолог, Карл Каутский (1854-1938) - один из лидеров германского и мирового социал-демократического лагеря.

Сторонники  этой теории утверждают, что государство  возникло как результат насилия, путём завоевания слабых и беззащитных  племён более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы  можем признать главные, основные части, действительные краеугольные камни  государства, - в племенах, которые  мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племён создаётся  государство. Они и только они  предшествуют государству».18 Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения одних народов другими.

По мнению представителей данной теории, государство  более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации  и управленческого воздействия  завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоёванных  от возможных посягательств со стороны  других сильных племён.

К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в  орган защиты и обеспечения всеобщего  блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией  в качестве официальной идеологии.

Оценивая  теорию внешнего насилия, следует заметить, что процесс классообразования  не во всех регионах мира происходил путем насилия. Оценивая же теорию внутреннего насилия, необходимо заметить, что далеко не всегда государственная власть выражала интересы большинства населения.

6. Психологическая теория возникновения государства

Основоположником  психологической теории возникновения  государства считается юрист и социолог Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931). Также данную теорию разрабатывали З. Фрейд и Г. Тард.

Согласно  мнению сторонников психологической  теории возникновение государства  объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в  коллективе, его стремлением к  поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться  в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться.

Под данными свойствами подразумеваются желание большинства населения быть защищёнными и подчиняться более сильным; желание сильных индивидуумов общества повелевать другими людьми; способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле; желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совершать преступления и т.д. - и необходимость их обуздания.

Для обоснования своей идеи сторонники этой теории ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей, царей и других лидеров.

Отчасти психологическая теория справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процесс образования государства.

Но  эта теория не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство - социальные, экономические, политические и др.

7. Органическая теория возникновения государства

Органическая  теория возникновения государства  была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820-1903), а также  учёными Вормсом и Прейсом.

Г. Спенсер  считал государство результатом  органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Подобно тому, как в живой природе, - полагал Спенсер, - выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе внешних войн и завоеваний происходит естественный отбор, который определяет появление правительств и дальнейшее функционирование государства в соответствии с законами органической эволюции.

По этой теории государство возникает и развивается подобно биологическому организму как единое целое: люди образуют государство, как клетки - живой организм.  Государственные институты подобны частям организма: так, например, правители – головной мозг, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносная система и т.д.

Между государствами, как в живой среде, идёт конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные, например, Римская империя, в XVIII в. - Великобритания, в XIX в. - США. В ходе естественного отбора государство совершенствуется: всё ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т.д.).

Достоинствами органической теории можно назвать то, что она воспринимает государство как единый целостный организм, а так же признает роль конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма.

При этом отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным, можно назвать недостатками данной теории. Авторы данной теории не учитывали, что человеческая психика не первична по отношению к социально-политической действительности, а, наоборот, формируется под воздействием последней.

Органическая  теория в настоящее время не имеет распространения и с научной точки зрения несостоятельна.

8. Дуалистическая теория возникновения государства

Ведущей в либеральном государствоведении XIX-XX века явилась, так называемая, дуалистическая теория государства. Эта теория пыталась соединить юридическую концепцию государства с социологическим направлением в правоведении. Видным представителем данной теории был профессор Гейдельбергского университета Георг Еллинек (1851-1911).

9. Ирригационная теория возникновения государства

Ирригационную теорию связывают с именем немецкого ученого К. Виттфогеля. В своей работе "Восточный деспотизм" он объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах.

И действительно, в первых городах-государствах - Месопотамии, Египта, Индии, Китая происходили  процессы создания мощных ирригационных  систем.

В связи  с этим сформировался слой управленцев, которые знали, как поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять воду, производить ремонт сооружений и др. Эти работы, по мнению Виттфогеля, требовали жесткого централизованного управления, распределения, учета и др.

Данная  теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие в восточных  регионах, но в действительности процессы образования государства и ведения  ирригационных работ шли параллельно, хотя образование государства было первичным, поскольку именно государство  было в состоянии вести такие  трудоемкие и гигантские работы, как  строительство оросительных систем.

Большинство ученых исходят из того, что нельзя связывать возникновение государства  только с каким-то одним фактором, а именно комплекс факторов, объективные  процессы, происходившие в обществе, обусловили появление государственной  организации.

10. Марксистская или экономическая (классовая) теория возникновения государства

Основоположниками и представителями данной теории являются К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов.

Марксистская  теория происхождения государства  полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности  и государства».

Согласно  данной теории государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Для поддержания господства эксплуататоров над эксплуатируемыми и создан специальный аппарат принуждения - государство.

Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение  государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом.

В.И. Ленин  писал: «По Марксу государство есть орган классового господства, орган  угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконяет  и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов».19

Суть  материалистической теории состоит  в том, что государство возникло вместе с возникновением классов  и также неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.

Отрицать  влияние классов на возникновение  государства нет оснований. Но так  же нет оснований считать классы единственной первопричиной его  появления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось  и формировалось до возникновения  классов, кроме того, на процесс образования  государства влияли и другие, более  глубинные и общие факторы.

До 90-х годов прошлого века в нашей стране безраздельно господствовала марксистко-ленинская концепция классовой природы государства, однако затем она стала вытесняться представлениями о государстве как благе цивилизации, служащем не классовым, а всеобщим интересам. Это тенденция нашла последовательное выражение в работах В.А. Четверина: «Государственная власть служит обществу в целом и поэтому выражает всеобщий интерес – обеспечение целостности и стабильности социальной системы».

При таком  подходе одна крайность – марксистская классовая интерпретация государства  в советском варианте, заменяется другой – односторонним утверждением, что государство служит общему благу  и только ему, при этом стираются  различия между сущим и должным.20

11. Либертарно-юридическая теория возникновения государства

В последние годы в нашей правовой литературе заметное место заняла так называемая либертарно-юридическая теория права и государства, разрабатываемая академиком РАН B. C. Нерсесянцем.

Число сторонников этой теории невелико. Систематического разбора выдвинутых B. C. Нерсесянцем и его единомышленниками положений пока нет. Основу либертарной теории, или, как говорит ее пропагандист В.А. Четвернин, «правовой метатеории», составляет «концепция различения и соотношения права и закона». Она была подробно изложена еще в 1983 г. в монографии B.C. Hepceсянца «Право и закон»21.

При анализе  в данной концепции под правом имеется в виду принцип формального  равенства, а под законом понимаются нормы.

Информация о работе Общая характеристика теорий происхождения государства и права