Объщественные объединения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 05:13, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение и анализ общественных объединений, их роль и функции в политической системе общества, выявления особенностей отдельных видов общественных объединений Российской Федерации, а так же выработке прогнозов дальнейшего развития данного института.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Политическая система общества: понятие и характеристика.
1. Понятие политической системы общества.
2. Характеристика политической системы общества.
ГЛАВА II. Общественное объединение как элемент политической системы общества.
ГЛАВА III. Особенности отдельных видов общественных объединений в России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Государство и общественные объединения1.docx

— 69.71 Кб (Скачать документ)

         Анализируя политическую систему англо-американского типа, Алмонд имеет в виду, прежде всего, США, Англию, Канаду, Австралию. Этот тип системы характеризуется гомогенностью культуры, т. е. политические цели и средства их достижения разделяют большинство населения. Люди превыше всего ставят свободу личности, массовое благосостояние и безопасность. Структура ролей в этих системах глубоко дифференцирована, т. е. каждая партия, группа интересов имеет конкретную цель и выполняет свою функцию в системе, а также четко организована и бюрократизирована. Данные системы характеризуются высокой степенью стабильности и разделением власти. К континентально-европейскому типу политических систем можно отнести Францию, Германию, Италию. Для них характерна электичность политической культуры, сосуществование новых и старых культур. Например, Франции наряду с традицией представительной власти присуща плебисцитарная традиция, склонность к популизму (Наполеон, де Голль). Для политической системы этого типа характерно наличие многих политических партий с разной идеологией и старой традицией, имеющих значительное влияние в обществе.

          Многие политические системы стран Азии, Африки и Латинской Америки являются доиндустриальными, или частично индустриальными. Этому типу свойственна смешанная политическая культура: смесь западных ценностей, этических традиций, религиозных традиций. Данные системы имеют неотчетливое разделение властей. Армия и госаппарат часто берут на себя законодательные функции, а законодательные органы вмешиваются в судебные процедуры. Для этих систем характерны личный авторитаризм, власть одной партии, достаточно высокий потенциал насилия.

           Примерами политических систем тоталитарного типа являются фашистская Италия, нацистская Германия, страны т. н. «мировой системы социализма».

            О типологии политических систем  можно сказать, что в системе этого типа отсутствуют независимые группы интересов. Политическое участие населения во власти декоративно. Для тоталитарных обществ характерны чрезмерная централизация и высокая степень насилия. Как отмечает Г. Алмонд, тоталитарные системы отличаются преобладанием принуждения над консенсусом и функциональной нестабильности над стабильностью системы власти.

         Следует более подробно остановиться на специфике политической системы российского общества8.

         Современную политическую систему  в России характеризуют переходные  черты. В ней сохранились некоторые  элементы системы советского  типа, хотя появились и начали  функционировать новые политические  институты. Пока рано говорить  о завершении процесса формирования  демократической политической системы  в России.

         В целом политическая система в современном российском обществе имеет ряд отличительных особенностей. Прежде всего в её институциональной системе заметны акцент в перераспределении властных полномочий в пользу исполнительных органов и существенное ограничение функций законодательных институтов власти, которые практически лишены осуществлять контроль за деятельностью исполнительных органов (правительства, премьер-министра и т.д.), наблюдать за ходом реализации принимаемых ими законов.

          Одной из примечательных особенностей  российской политической системы  является низкий удельный вес  политических партий, их слабое  влияние на власть и общество. Эти особенности свидетельствуют  о противоречии между политической  структурой и её культурным  основанием.

         Новые институты чаще всего  не находят поддержки в обществе, поскольку в нем еще господствуют  старые политические нормы и ценности, стандарты политического поведения.

          Слабая интегрированность в российскую  политическую систему разнообразных  групп, партий, движений проявляется  в том, что политические силы  имеют ограниченный доступ к  процессу принятия решений. Посттоталитарную  систему как механизм власти  пока точнее было бы назвать  закрытой, чем открытой. Ей свойственный  черты олигархичности. Это  касается, прежде всего, процесса принятия  решений, которые до последнего  времени осуществляла узкая группа  лиц: Президент РФ – глава  Администрации Президента РФ  – премьер-министр.

          Недостатком политической системы  России является её слабая  реактивная способностью. В частности,  она не всегда своевременно  и адекватно реагирует на  существующие  и вновь возникающие интересы  и потребности населения, нередко  запаздывает при разрешении социальных  конфликтов.

           Однако следует признать, что  реформирование политической системы  – процесс всегда сложный и  длительный, сопряженный с временными  неудачами и просчетами.

         Вывод: Политическая система общества выступает институциализированной формой существования власти. Ее отличает высокая степень формализации, иерархизации и субординированности. Политическая система общества является продуктом развития социума на определенном этапе его развития, поэтому она всегда индивидуальна. Вместе с тем, эта система имеет типичную структуру, состоящую из четырех основных элементов. Особенный интерес представляет переходный вид политической системы общества, характерный для современной Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. Общественное объединение как элемент политической системы общества.

        Государство занимает центральное место в политической системе общества, но помимо государства в неё входят многочисленные общественные объединения. Роль общественных объединений в политической системе определяется тем, что они выражают интересы различных социальных групп. Воздействуя через определённые политические механизмы на государство, общественные объединения способствуют удовлетворению данных интересов посредством использования государственной власти.        

         Общественные  объединения  сегодня    весьма    многообразны  и многочисленны.      Поскольку    их    разнообразие     определяется неодинаковым  содержанием целей   и   задач,    различием   форм  и методов деятельности, то для оптимального   решения   стоящих перед общественными объединениями задач - нужно точно знать,    что   же такое общественное объединение,  каковы   его   специфические черты и особенности.

           Во Всеобщей декларации прав человека закреплено: "Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию"9. Аналогичное право закреплено в ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Там, в частности, записано: "Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для зашиты своих интересов"10. Это право не подлежит каким-либо ограничениям, кроме тех, которые:

а) предусмотрены законом;

б) необходимы в демократическом  обществе;

в) могут быть ограничены: интересами государственной или  общественной безопасности, предотвращением  беспорядков и преступлений, охраной  здоровья и нравственности населения, защитой прав и свобод других лиц.

          В России, согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с послед. изм. и доп.), общественное объединение представляет собой объединение граждан, созданное в соответствии с их интересами и на началах добровольного членства. Общественная организация действует по воле граждан, должна соблюдать Конституцию РФ, не посягать на территориальную целостность государства, не создавать вооруженных формирований. Их деятельность обеспечивает различные гарантии, которые закрепляются в законе. Это позволяет реально использовать предоставленные им права.11

           Принято выделять следующие признаки  общественного объединения12:

  1. Добровольное объединение;
  2. Некоммерческое;
  3. Негосударственная структура;
  4. Действует на основании устава.

 

           Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм13:

  1. Общественная организация (общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан).
  2. Общественное движение (состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения).
  3. Общественный фонд (один из видов некоммерческих фондов, представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели).
  4. Общественное учреждение (не имеющее членства общественное объединение, ставящее целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения).
  5. Орган общественной самодеятельности (не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания).
  6. Политическая партия (общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а так же в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления).14

       Общественные объединения подразделяются не только по своей организационной принадлежности, но и по территориальной сфере деятельности, т.е. территории, в пределах общественное объединение правомочно осуществлять свою деятельность:

    1. Международные общественные объединения (имеют органихации, филиалы или представительства в РФ, а равно общественные объединения, имеющие хотя бы одно из своих подразделений в иностранных государствах).
    2. Общероссийские общественные объединения (осуществляют свою деятельность на территории более половины субъектов РФ и имеющие там свои структурные подразделения – отделения, филиалы или представительства).
    3. Межрегиональные общественные объединения (осуществляют свою деятельность на территориях менее половины субьектов РФ).
    4. Региональные общественные объединения (осуществляют свою деятельность на территории одного субьекта РФ).
    5. Местные общественные объединения (действуют в пределах территории органа местного самоуправления).

          На сегодняшний день только  в Российской Федерации зарегистрировано  несколько тысяч общественных  объединений, с помощью которых  граждане, выражают и осуществляют  свои законные  интересы: политические, экономические, хозяйственные, культурные  и иные.

          Важное теоретическое и практическое значение имеет выявление функций общественных объединений, поскольку это помогает уяснить их место в политической системе общества, а также показать формы, способы проявления их активности. К числу основных функций относятся15:

  1. Выявление и удовлетворение интересов и потребностей членов объединения. Люди объединяются с целью удовлетворения тех или иных специфических потребностей, связанных с профессиональной принадлежностью, возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и т.п. Эти интересы первоначально могут выступать в весьма неопределенной, личностной и эмоционально окрашенной форме. Общественные объединения преобразуют такие расплывчатые взгляды и мнения в четкие требования, программы данного объединения, способствуя тем самым артикуляции интересов своих членов. Они решают в определенной степени и задачу агрегации интересов, т.е. согласования посредством дискуссий множества частных требований и установления между ними определенной иерархии и приоритетов. Особое значение эта функция общественных организаций и движений приобретает в условиях неразвитой партийной системы.
  2. Функция социальной интеграции и мобилизации предполагает объединение и организацию членов группы и их сторонников вокруг целей данного формирования. Функция эта может иметь и более широкий контекст, выходящий за рамки конкретного общественного объединения. Общественные объединения привлекают внимание общественности к острым проблемам, выдвигают свои варианты решения, добиваются общественной поддержки своим начинаниям.
  3. Функция социализации. Привлекая своих членов к решению общественно значимых проблем, общественные объединения способствуют формированию их активной жизненной позиции, повышению политической образованности и культуры, привлечению граждан к управлению государственными и общественными делами.
  4. Репрезентативная функция или функция представительства и защита интересов своих членов во взаимоотношениях с другими политическими институтами. Общественные объединения не только способствуют осознанию и выражению специфических интересов и потребностей своих членов, но и берут на себя обязательство представительства этих интересов, доведения требований группы до сведения государственных органов, политических партий, правящих элит.

Информация о работе Объщественные объединения