Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 05:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение и анализ общественных объединений, их роль и функции в политической системе общества, выявления особенностей отдельных видов общественных объединений Российской Федерации, а так же выработке прогнозов дальнейшего развития данного института.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Политическая система общества: понятие и характеристика.
1. Понятие политической системы общества.
2. Характеристика политической системы общества.
ГЛАВА II. Общественное объединение как элемент политической системы общества.
ГЛАВА III. Особенности отдельных видов общественных объединений в России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Воздействие общественных объединений
на властные структуры может осуществляться
двумя путями: посредством электорального
представительства (через избирательные
системы), прямого, функционального
представительства
- непосредственное выдвижение своих кандидатов в состав представительных и исполнительных органов власти;
- поддержка, в том числе финансовая; на выборах близких политических партий и их кандидатов;
- участие в разработке, подготовке законодательных и других нормативных актов;
- участие в работе парламентских комиссий, межведомственных комитетов, совещательных и консультативных органов, экспертных групп при различных государственных органах;
- организация пропагандистских кампаний в средствах массовой информации, сбор подписей под соответствующими требованиями;
- забастовки, митинги, демонстрации и др.
Особо следует указать на такую форму представительства и защиты групповых интересов, как лоббизм, или лоббирование (от англ. lobby – кулуары, коридоры). Под лоббизмом в широком смысле слова понимают любые законные способы влияния (давления) на государство с целью защиты особых интересов.16 В более узком смысле слова лоббирование означает непосредственное взаимодействие представителя группы интересов с лицом, принимающим решения, – как посредством формализованных каналов и структур, так и неформальных связей (встречи, беседы, консультации, телефонные переговоры, личные обращения). Задача лоббистов состоит в том, чтобы добиться принятия желательных для группы законодательных и нормативных актов, получения правительственных субсидий, кредитов и т.п., проникая с этой целью в институты государственной власти.17
В странах Запада сложилась широкая сеть специализированных лоббистских служб – юридических фирм, консультационных бюро, агентств по связям с общественностью, оказывающих посреднические услуги в установлении контактов между группами интересов и государственными органами. В США и ряде европейских стран лоббистская деятельность регламентируется законом и находится под финансовым контролем. Однако сама природа лоббизма как политического явления исключает возможность его полного контроля. Поэтому в практике лоббизма не исключены случаи коррупции, злоупотреблений, использования сомнительных, а порой и незаконных методов воздействия (шантаж, подкуп, угрозы, взятки).18
5) Еще одной функцией общественных объединений является функция моделирования новых общественно-политических структур, поиск и испытание нетрадиционных форм социальных связей. Добровольные объединения в силу общественного, самодеятельного характера выступают как незаменимый канал проведения социальных экспериментов, поиска и осуществления новых самоуправленческих форм социальной активности населения.
Изучив и проанализировав понятие, структуру и функции общественных объединений, можно сделать вывод, что общественные объединения на самом деле играют важную роль в политической системе конкретного государства. Граждане, объединившись, способны сообща достигать своих целей, что гарантирует высокую вероятность их достижения, защищать свои права и права близких, а так же ощущать себя гражданином демократичного государства. Ведь если государство стремится к сотрудничеству с общественными объединениями, обеспечивает их свободное развитие и функционирование, гарантирует их самостоятельность в решении внутриорганизационных проблем, то такое государство следует считать демократичным. И судя конкретно по тем функциям, которые выполняют общественные объединения, еще раз с уверенность можно сказать, что общественные объединения являются важнейшим элементом политической системы, ибо их разносторонность и направленность действий сходится в те тесные отношения с государством, которые гарантируют развитие правовой системы общества и становлению правового государства, исходя из того, что влияние обычных граждан в политической сфере системы общества, позволяет донести интересы народа законотворцам.
ГЛАВА III. Особенности отдельных видов общественных объединений в России.
Принятие Конституции Российской Федерации на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. прервало развитие советского типа организации государственной власти и юридически закрепило восприятие Россией общедемократических ценностей и ориентиров социально-политического и экономического развития.
Люди привыкли к свободе слова и совести, к многопартийности и открытости границ, к рыночным отношениям и судебной защите своих прав.
Но самое важное, у граждан
РФ появилась возможность
Общественное объединение — объединение граждан, созданное в соответствии с их интересами и на началах добровольного членства. Общественная организация действует по воле граждан, должна соблюдать Конституцию РФ, не посягать на территориальную целостность государства, не создавать вооруженных формирований. Их деятельность обеспечивает различные гарантии, которые закрепляются в законе. Это позволяет реально использовать предоставленные им права.19
В Российской Федерации существуют следующие виды организации общественных объединений20:
Для большего понимания особенностей отдельных видов общественных объединений РФ, следует рассмотреть более подробно с правовой стороны каждое из их видов организации.
Общественная
организация - неправительственное/
В РФ юридический смысл общественной организации отражен в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях»:
«Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан».22
Членами общественной организации
в соответствии с её уставом могут
быть физические лица и юридические
лица — общественные объединения, если
иное не установлено настоящим
Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчётный съезду (конференции) или общему собранию.
В случае государственной регистрации общественной организации её постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.
Общественное движение – это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.23
Обычно общественные движения создаются для выражения гражданами своей позиции по различным социально-значимым вопросам.
Правовое положение общественных движений в Российской Федерации закреплено Федеральным законом «Об общественных объединениях». В целом правовой статус общественного движения идентичен статусу общественной организации, за исключением отсутствия членства: вхождение лиц в участники общественного движения может не оформляться индивидуальными заявлениями или иными документами (если иное не определено уставом конкретного движения).
Высшим руководящим органом
общественного движения является съезд
(конференция) или общее собрание.
Также каждое движение должно иметь
постоянно действующий
Общественные движения, как и другие формы общественных объединений, могут регистрироваться в порядке, предусмотренном статьёй 21 Федерального закона «Об общественных объединениях», и приобретать права юридического лица, либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.
Права общественных объединений (и, в том числе, общественных движений), закреплены в статье 27 закона «Об общественных объединениях». В частности, предусматривается право участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Общественно-полезными целями, которые преследуют общественные движения, могут быть: социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, а также иные цели, направленные на достижение общественных благ.
Реальное положение общественных движений (как зарегистрированных, так и незарегистрированных) в российском правовом поле претерпевает постоянную эволюцию, проходя различные этапы24. С начала 1990-х годов XX века в России периодически изменяются степень контроля государства за деятельностью общественных движений и уровень их государственной поддержки.
В целом, законодательно правовое положение общественного движения не отличается от других видов общественных объединений (за исключением политических партий).
Так, могут существовать:
- молодёжные общественные движения (участниками которых могут быть граждане, достигшие 14 лет);
- детские общественные движения (участниками которых могут быть граждане, достигшие 8 лет).
В соответствии с федеральным законом «О политических партиях»25, общероссийские общественные движения (равно как и общероссийские общественные организации) могут преобразовываться в политические партии, что является одним из двух предусмотренных законом форм создания политических партий.
В этом случае съезд общероссийского общественного движения принимает решения о преобразовании данного общероссийского общественного движения в политическую партию, о преобразовании его региональных подразделений в субъектах Российской Федерации в региональные отделения политической партии, о принятии устава политической партии и о принятии её программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии. Новая политическая партия считается созданной со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Вместе с тем, после вступления в силу в 2001 году Федерального закона «О политических партиях», имел место обратный процесс: политические партии, не соответствовавшие жёстким требованиям данного закона (в частности, по количеству членов и региональных отделений) часто преобразовывались в общероссийские общественные движения.
Общественный фонд - один из видов некоммерческих фондов, представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.26
Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.
Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
Общественное учреждение — не имеющее членства общественное объединение, ставящее целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.27
Управление общественным учреждением и его имущество осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями).
В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).