Общинная теория возникновения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:54, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение общинной теории происхождения государства. Особый интерес к данной теме вызван тем, что сторонники этой теории считали, что государство происходит из общины, а точнее является результатом ее разрастания в результате складывания определенных необходимых условий: появление частной собственности; имущественная, а затем и социальная дифференциация и др. В связи с поставленной целью в работе ставятся следующие задачи:
 рассмотреть наиболее известные теории происхождения государства, дать им краткую характеристику;
 проанализировать сущность и историю возникновения общинной теории происхождения государства;
 рассмотреть взгляды основоположников общинной концепции происхождения государства.

Работа состоит из  1 файл

4 Текст.docx

— 79.60 Кб (Скачать документ)

Введение

 

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих  процесс возникновения и развития государства и права. Этот вопрос волновал теоретиков всех времён и 
народов. На протяжении столетий выдвигались различные мнения и теории о 
происхождении государства. На протяжении всей истории развития человечества, представители каждой из этих теорий ведут постоянные споры, отражая свои взгляды и суждения на данный процесс.

Вопрос происхождения государства  остаётся актуальным и на сегодняшний день. Изучение данной темы позволяет глубже понять социальную природу государства, его особенности и черты.

До сих пор нельзя установить как конкретно происходило образование государства – нельзя доказать или опровергнуть ту или иную теорию его происхождения и до тех пор, пока этого не будет сделано, этот вопрос будет оставаться актуальным. Вопрос о возникновении государства и прав волнует умы многих ученых, политиков, юристов, историков, этнографов. Профессор А. Б. Венгеров1 очень четко определил роль последних в установлении причин возникновения и функционирования такого института общества, как государство. Многолетние труды археологов являются отправной точкой к познанию этого вопроса и выявлению многих закономерностей, связанных с ним. Многие ученые сходятся во мнении, что государство не могло возникнуть как внезапная вспышка на каком-то этапе развития общества. Все теории доказывают  факт медленного внедрения этого института в общество.

Целью данной курсовой работы является изучение общинной теории происхождения  государства. Особый интерес к данной теме вызван тем, что сторонники этой теории считали, что государство  происходит из  общины, а точнее  является результатом  ее разрастания в результате складывания определенных необходимых условий: появление частной собственности; имущественная, а затем и социальная дифференциация и др. В связи с поставленной целью в работе ставятся следующие задачи: 
- рассмотреть наиболее известные теории происхождения государства, дать им краткую характеристику; 
- проанализировать сущность и историю возникновения общинной теории происхождения государства; 
- рассмотреть взгляды основоположников общинной концепции происхождения государства.

-  обосновать рассматриваемую теорию на примере древних государств.

 

В курсовой работе были использованы труды  зарубежных и отечественных  исследователей, среди  которых Черниловский З. М., Лазарев В.В., Морозова Л.А., Нерсесянц В.С., Маурер Г.Л., Колесницкий Н.Ф., Маркс К., Энгельс Ф., Голубцова Е.С., Ковалевский М.М., Чингузов О. М., Ковалев С.И. и другие ученые.

 

 

Глава I. Многообразие теорий происхождения государства

 

§1. Основные теории происхождения государства

 

Формирование государства у  разных народов шло различными путями. Это обусловило различные точки  зрения в объяснении причин возникновения  государства.

Одной из древнейших теорий происхождения  государства является теологическая  теория. Она исходит из того, что  происхождение и существование  государства является результатом  проявления божьей воли.  Ее представителями  были многие религиозные деятели  Древнего Востока, средневековой Европы (наиболее известным был Фома Аквинский  — XIII век)2. Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли. В то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.

Согласно теологическим учениям, государство служит воплощением  божественного провидения и потому государственная власть вечна, незыблема  и подчинение ей естественно. Правители  действуют от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости. Уже в сохранившихся  литературных и историко-правовых памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая  нашла четкое выражение теологическая  теория. Так, в законах царя Хаммурапи  говорилось о божественном происхождении  власти царя: «…боги поставили Хаммурапи  править «черноголовыми»; «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу»3. В древнем Китае император именовался сыном неба. В более близкие нам времена идею богоустановленности государственной власти продолжало развивать христианство. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, - говорится в послание апостола Павла к римлянам, - ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены». Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, - Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Придавая государству и государственной власти божественный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждало преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка.

Наиболее широкое распространение  эта теория получила в эпоху средневековья  и имела главной своей направленностью  обоснование превосходства церковной  власти над светской. Начиная с IХ - Х вв. формулируется так называемая теория двух мечей, согласно которой для защиты христианства богом были даны два меча - церковный и светский. Оба они передаются церкви, которая, сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому он должен подчиняться церкви. Однако сторонники независимой царской власти, напротив, утверждали, что императоры получили свой меч непосредственно от бога4.

Есть и современные последователи  этой теории, которые считают государственную  власть вечной и незыблемой. Теологическую  теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего  Разума и т.п., т.е. это в конечном итоге вопрос веры5.

Патриархальная теория трактует происхождение  государства как результат исторического  разрастания патриархальной семьи. Эта теория также возникла в древности: ее основателем был Аристотель (III в. до н.э.).

Смысл этой теории в том, что государство  возникает из разрастающейся из поколения  в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства  — монархом. Его власть, таким  образом, — это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической) естественно вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти и ее законам.

 Аристотель, например, исходил  из того, что люди как коллективные  существа стремятся к общению  и образованию семей, а развитие  семей ведет к образованию  государства. Аристотель трактовал  государство как продукт размножения  семей, их расселения и объединения.  По Аристотелю, государственная  власть есть продолжение и  развитие отцовской власти6. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.

В Китае эту теорию развивал Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Он рассматривал государство как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье7.

В России последователем патриархальной теории был русский социолог Н. К. Михайловский8 (1842 - 1904 гг.).

Данная теория получила современное  звучание в идее государственного патернализма, т.е.  принятии государством на себя заботы о своих гражданах и подданных в случаях наступления неблагоприятной для них ситуации - болезни, инвалидности, безработицы и др. Позитивным в патриархальной теории было то, что ее сторонники, в частности,  Н. Михайловский, призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку. А это возможно лишь в обществе, которое построено по типу семейных отношений9. Тем не менее, основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытно-общинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро утрачиваются. Вместе с тем эта теория привлекает внимание к семье. Семья — мельчайшая частица общества, и само ее существование, ее форма влияют на развитие общества, создают определенные предпосылки для возникновения государства.

Согласно договорной теории государство  возникло в результате заключения общественного  договора. Люди договорились между  собой объединиться в государственный  союз, создать власть и подчиняться  ей. Необходимость объединения людей  диктовалась появлением общественного  неравенства, породившего несправедливость и конфликты, а также целями выживания  в условиях природной стихии и  окружения враждебными племенами.

Эта теория получила распространение  в ХХII - ХХIII вв., и ее наиболее яркими представителями были Г. Гроций10, Т. Гоббс11, Ж. Ж. Руссо12 и др.

Представители договорной теории возникновения  государства считали, что договор  об образовании государства заключался между каждым членом общества и государством. По договору люди передают часть своих прав государству, которое обязуется охранять их собственность и безопасность. Таким образом, не божественная Воля, а сами люди, их сознательная деятельность стали причиной образования государства.

Сторонники этой теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние общества. Оно  по-разному трактовалось различными учеными. Так, Гоббс считал, что это было состояние "войны всех против всех"13. Руссо, напротив, исходил из того, что люди в этом состоянии обладали естественными, прирожденными правами и свободами, что это был "золотой век" человечества. Но после появления частной собственности возникло социальное неравенство. По Руссо, суверенитет в государстве принадлежит народу в целом, а правители выступают лишь уполномоченными народа и обязаны отчитываться перед ним. Правители могут быть сменены по воле народа, в том числе и путем восстания. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения нашли выражение в конституциях ряда западных государств. Так, в Декларации независимости США (1776 г.) говорится: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых...»14.

Теория насилия. Эта теория возникла в XIX в. Ее представителями были Л. Гумплович15, Е. Дюринг16, К. Каутский, и др. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались нужные законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному. В своих рассуждениях сторонники этой теории опирались на известные исторические факты, когда многие государства появились именно в результате завоевания одним народом другого (венгерское и другие государства). Оценивая эту теорию, следует отметить, что в ней есть много положительных моментов. Теория внешнего насилия далеко не абсурдна и основана на многих исторических фактах. Правда и то, что завоевание одного народа другим всегда отражалось каким-либо образом на всех сторонах жизни вновь возникающего общества. Непреложным является и следующий факт: государственный аппарат практически всегда комплектовался из завоевателей.  Однако, к недостаткам относится то, что эта теория далеко не универсальна и не может объяснить процесс образования государства во всех регионах земли. Кроме того,  для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия.

Органическая теория. Ее ведущим  представителем был английский мыслитель  Г. Спенсер, живший в ХIХ в. Он использовал аналогии и термины из биологии и других наук о жизни живых существ и сопоставлял общество с биологическим организмом, тщательно выясняя их сходство и различия. Результатом такого сопоставления стало обнаружение некоторых закономерностей. Так, Г. Спенсер считал, что общество, как и живой организм, подвержено стадийности развития, например переходу от простого к сложному. Это усложнение он видел, в частности, в объединении людей в такие общественные группы, как племя, союз племен, города-государства и т.д. По мнению Спенсера, общество функционирует подобно человеческому организму17.

Касаясь вопросов происхождения государства, он был близок к сторонникам теории насилия, полагая, что в истории  нет ни одного примера, где бы государство  не возникло иначе, чем при помощи насилия. Государство - результат завоевания и порабощения сильными племенами  более слабых, а с расширением  практики завоеваний усложняется структура  общества, возникают сословия, выделяется особый правящий слой. Военизированное  общество достигает единения на основе государства, власти, иерархической  организации.

В середине ХIХ в. возникла марксистская теория происхождения государства. Ее основные постулаты изложены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса "Манифест Коммунистической партии"18, в книге Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства"19. Основными причинами происхождения государства основоположники марксизма считали раскол общества на антагонистические классы с непримиримыми интересами, что было обусловлено изменениями в экономическом базисе, которые, в свою очередь, привели появлению частной собственности. Все это подорвало изнутри родовое общество. Отсюда они определяли государство как результат, прежде всего социально-экономических процессов развития общества. В государстве власть начинает выражать интересы только одной части населения - экономически господствующего класса, который становится и политически господствующим классом. Государство возникает как орудие в руках имущих классов для удержания в повиновении и подавления сопротивления неимущих слоев. Эта роль государства обеспечивается созданием специальных органов принуждения (армии, полиции, суда, тюрем и др.).

Большинство ученых исходят из того, что нельзя связывать возникновение  государства только с каким-то одним  фактором, а именно комплекс факторов, объективные процессы, происходившие  в обществе, обусловили появление  государственной организации.

Информация о работе Общинная теория возникновения государства