Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение общинной теории происхождения государства. Особый интерес к данной теме вызван тем, что сторонники этой теории считали, что государство происходит из общины, а точнее является результатом ее разрастания в результате складывания определенных необходимых условий: появление частной собственности; имущественная, а затем и социальная дифференциация и др. В связи с поставленной целью в работе ставятся следующие задачи:
рассмотреть наиболее известные теории происхождения государства, дать им краткую характеристику;
проанализировать сущность и историю возникновения общинной теории происхождения государства;
рассмотреть взгляды основоположников общинной концепции происхождения государства.
К эпохе Средневековья относится
появление еще одной
Оригинальную теорию происхождения славян выдвинул крупный историк и языковед академик А.А. Шахматов. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн рек Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда на рубеже II–III вв. славяне под именем венедов продвинулись на Нижнюю Вислу. Шахматов считал Нижнюю Вислу второй прародиной славян.
В противоположность теориям
Длительное время у славян сохранялся патриархальный племенной быт. Расселившись по Восточно-Европейской равнине, славяне жили родовыми общинами. «И жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно», — пишет летопись41.
Каждое племя состояло из родов – совокупности родственных друг другу семей, живших вместе, владевших общей собственностью и управляемых старейшинами. Родовые старейшины имели большую власть в своих родах, а на вече (совете) решали все племенные вопросы. Всё добытое общим трудом являлось общим достоянием и делилось между родичами поровну42.
С течением времени, когда племена и роды расселялись на больших пространствах, связь между ними ослабевала, и они распадались, делясь на самостоятельные семьи. Интересы отдельной семьи уже не всегда совпадали с общими интересами, что разрушало род изнутри. Возникла необходимость создать новые, более сложные правила (постепенно обретавшие форму правовых норм и законов) и добиться их исполнения. Появилось имущественное неравенство, неравенство возможностей, так как не только совершенствовалась экономическая основа жизни людей, но и более разнообразными становились источники, из которых люди черпали средства к существованию.
Каждая отдельная семья
Соседские общины и отдельные семейные дворы были слишком слабы, чтобы самостоятельно обеспечить свою безопасность. Естественным гарантом безопасности становился князь, который располагал дружиной и укрепленным пунктом (городом). Земледельческие общины постепенно отдавались под покровительство князя и его дружины. В IX в. продолжалось постепенное усиление княжеской власти. Этот процесс ускорялся под воздействием внешних факторов: на севере Восточно-Европейской равнины постоянным явлением стали набеги варягов, на юге обострилась вражда славянских и тюркских племен.
Как видно, к середине IX в. появились предпосылки для формирования государственности. Отдельные городские племенные волости и княжества собрались вместе и объединились под одной государственной властью, что привело к образованию Русского государства (Киевская Русь).
Во главе государства стоял великий князь киевский, при котором существовал совет из наиболее знатных и могущественных князей и бояр. Княжеские дружинники ведали сбором дани, податей, осуществляли суд, разбирали мелкие дела и пр. В города назначались специальные княжеские представители (посадники). В вассальной зависимости от князя находились его родственники, князья удельных земель, бояре, владевшие большими вотчинами и имевшие свою дружину44. Прослеживается постепенное усиление власти киевских князей над племенными союзами славян. Киевский князь объединял славянские и неславянские земли как силой, так и путем различных соглашений.
Итак, Киевская Русь была типичным раннефеодальным государством, образовавшимся путем разрастания соседской общины, с достаточно развитой экономикой, социальным неравенством и со сложным переплетением ветвей власти.
У современных российских историков
не вызывает сомнения тот факт, что
объединение восточнославянских земель
в древнерусское государство
было подготовлено внутренними социально-
§2. Древнеримская община
Древнейший
период римской истории, то есть период
от образования римской общины до установления
республики принято называть царским.
Согласно античной традиции, древнеримская
община сложилась из трех этнических
групп: латинян, сабинян (и те, и другие
– италийские племена) этрусков (создателей
древнейшей цивилизации на Аппенинском
полуострове) путем синойкизма трех племен.
По мнению профессора С.А. Ковалева, этрусское
господство, если оно и имело место, не
оказало заметного влияния на внутренний
строй римской общины. Несмотря на все
«этрускизмы», Рим все время оставался
латинским46.
Это подтверждается археологическими
данными. Путем сопоставления разных видов
источников стало известно, что слияние
латинской и сабинской общин - реальный
факт. В начале I тысячелетия до н. э. (X—
VIII вв.), в эпоху раннего железного века,
на территории Рима были разбросаны родовые
поселки. Селились люди преимущественно
на холмах, но постепенно осваивали в хозяйственных
целях и низины между ними.
Понемногу поселки расширялись и объединялись
между собой. Первыми объединились принадлежавшие
латинам поселки Палатина и Велии, затем
в единую с ними общину слились деревни
других холмов. На Капитолии выросла общая
для всех крепость. Истоки синойкизма
связываются в традиции с легендарным
Ромулом - основателем Рима и первым царем.
Таким образом, начало царской эпохи знаменовало
собой начало истории объединенной римской
общины47.
Характерной чертой римской общины была ее двойственность. Она состояла из двух сословий: патрициев и плебеев. Согласно комплексной теории происхождения патрициев и плебеев С. И. Ковалева48, патрициями первоначально называли тех, кто имел законных отцов и сами, в свою очередь, могли иметь законных сыновей. Иначе говоря, патрицианская семья была резко выраженного патриархального типа. Отец семейства обладал абсолютной властью над всеми домочадцами. Патриции были коренным гражданами Рима, членами старейших римских родов. Именно они и только они, представляли собой полноправный «римский народ». У них был общинно-родовой строй, в котором социальное расслоение выступало еще слабо. Они сообща владели землей, жили на основах отцовского права, сородичи оказывали друг другу помощь. У патрициев долго держалось родовое наследственное право, требовавшее, чтобы имущество умершего оставалось в его роде. Это свидетельствует об общности имущества всех членов рода. Дольше всего сохранялась эта общность по отношению к земле. Традиция гласит, что y патрицианских семей царского периода в частной собственности находилось только по 2 югера (0,5 га) земли). По-видимому, речь идет только о приусадебном участке (сад, огород). Что же касается пахотной земли, а также угодий (луга, выгоны и прочее), то они находились в собственности всей патрицианской общины. Отдельные семьи имели на них только право владения, а не частной собственности49.
Вторым сословием раннего Рима,
резко отличным от патрициев были
плебеи (плебс). Плебеи стояли
вне родовой организации
Все полноправное население Рима - римский народ, – делилось на три племени, племена делились на роды (по сто в каждом племени, всего триста), курии (объединение из десяти родов, всего их было тридцать) и трибы (объединение десяти курий, всего три). Первоначально в определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел о спорных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах к смертной казни и т. д. Старейшины родов входили в сенат - совет старейшин, составленный, по преданию, Ромулом из трехсот сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение Народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. Постепенно он сделался главной правительственной властью.
Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был рекс. Это был выборный вождь. Хотя по традиции его называли царем (отсюда «период царей»), его полномочия были ограниченны. Они сводились главным образом к военным, жреческим и судебным. Рекс избирался на комициях (народных собраниях, проходивших по куриям, - куриатных комициях), участвовать в которых могли только патриции. Постепенно патриции составили господствующее сословие, владевшее крупными наделами земли и рабами, а также обзавелись клиентами. Клиенты - обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или пришлые жители, - будучи лично свободными, но ограниченными в правах, находились под покровительством патронов из патрициев, получали от них земельные наделы, а также их родовое имя, за что должны были нести в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую.
Благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение и войны привлекали в Рим все возрастающее пришлое население из соседних племен, которое пополняло состав плебса. Кроме того, к плебеям примыкали и разорившиеся и потерявшие связь с общиной ее бывшие члены. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах, несли военную службу наряду с патрициями, но получали не равную с ними долю военной добычи. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами общины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами. Поэтому плебс занимался не пастушеством, требовавшим больших площадей, а земледелием, ремеслом и торговлей. В его среде, не стесненной родовыми узами, быстрее развивались отношения частной собственности и, как следствие этого, имущественная дифференциация. Но и богатые и бедные плебеи были одинаково бесправны.
Так в рамках царской эпохи росло социальное неравенство50.
Развитие хозяйства, участившиеся войны и рост населения способствовали подвижности народа и разрыву родственных связей. Наряду с родовыми складывались общины соседского характера. Развивалось патриархальное рабство и частное владение землей внутри общины. Это ускоряло расслоение между родами и внутри родов – выделяются отдельные богатые аристократические семьи. Из их среды выходят военачальники, городские магистраты. Свойственный первобытности принцип авторитета по старшинству, опытности и мудрости заменялся принципом знатности, родовитости. Такое положение не устраивало плебс, который постепенно превратился в мощную политическую и экономическую силу, противостоявшую патрициату. Политическая история Рима нескольких веков отмечена борьбой плебеев за уравнение своих прав с патрициями. Она закончилась победой, разрушившей замкнутую римскую родовую организацию и расчистившей тем самым путь к образованию государства. Победа плебеев и возникновение государства в Древнем Риме связывают с реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э. Традиция приписывает царю Сервию Туллию реформу общественного устройства, в результате которой плебеи были введены в состав римского народа. Сервий Туллий поделил все свободное население Рима на шесть имущественных разрядов и на сотни - центурии. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Реформа основывалась на имущественном различии и территориальном делении, что усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе общинной организации. Общинный строй патрициев был заменен новым социально-политическим устройством.
Информация о работе Общинная теория возникновения государства