Оценка эффективности государственного управления и общественные институты ее применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 19:54, курсовая работа

Описание

Объект исследования – эффективность государственного управления.
Предмет исследования – критерии эффективности государственного управления.
Цель исследования - изучить критерии социальной эффективности государственного управления и общественные институты их оценки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ……. 4
1.1. Управление, как социальное явление…………………………........4
1.2. Специфика государственного управления…………………………8
1.3. Цели, функции и принципы государственного управления……..10
ГЛАВА 2. КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………………….....12
2.1. Понятие критериев общей социальной эффективности
государственного управления……………………………………….….12
2.2. Оценка эффективности государственного управления и
общественные институты ее применения………………………………...15
2.3. Проблемы становления…………………………………………….21

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ МЕТОДИК ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ………………..25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………31

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………32

Работа состоит из  1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ Оценка эффективности государственного управления и общественные институты ее применения.docx

— 78.88 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ……. 4

1.1. Управление, как социальное  явление…………………………........4

1.2. Специфика государственного  управления…………………………8

1.3. Цели, функции и принципы  государственного управления……..10

ГЛАВА 2. КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

 ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………………….....12

2.1. Понятие критериев общей социальной эффективности

государственного управления……………………………………….….12 

2.2. Оценка эффективности государственного управления и

общественные институты  ее применения………………………………...15

2.3.  Проблемы становления…………………………………………….21

 

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ МЕТОДИК ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ………………..25

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………31

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Результаты государственного управления наглядно видны в экономике и благосостоянии людей, в социальной и духовной сфере, в общественной безопасности (правопорядке), в международном сотрудничестве и в других сторонах жизни. И все общество в целом, и каждый человек в отдельности имеют свое мнение относительно рациональности и эффективности государственного управления. Однако подобное ценностное отношение людей к государственному управлению не заменяет необходимости специальной, т.е. квалифицированной и общественно значимой оценки качества государственного управления или его отдельных проявлений в тот или иной исторический момент. Безусловно, что данная проблема является актуальной.

    В любом обществе между государством и обществом существует взаимодействие, качество и уровень которого определяется эффективностью политики в сфере управления. Если государственное управление стремится добиться успеха, то оно должно обеспечить гражданам комфортные условия существования в соответствии с обещаниями, сделавшими это управление легитимным.

Объект исследования – эффективность государственного управления.

Предмет исследования – критерии эффективности государственного управления.

Цель исследования - изучить критерии социальной эффективности государственного управления и общественные институты их оценки.

Для достижения вышеуказанной  цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить сущность государственного управления.
  2. Охарактеризовать критерии эффективности государственного управления.
  3. Проанализировать методики оценки эффективности системы государственного управления.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.

1.1 Управление, как  социальное явление.

Управление -  это совокупность действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей.

В более широком смысле управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание режима их деятельности. Управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами. Управление – внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой является субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления). Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления. Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это – целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления. Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие – прерогатива субъекта управления.

Таковы основные черты, характеризующие  общее понятие управления. Они  полностью приемлемы, и для понимания  управления в социальной (общественной) сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объединения (например, государство, общество, территориальное образование, общественные объединения, производственные и непроизводственные объекты, семья и т.п.) Конечно, при этом учитываются особенности социальной сферы, важнейшей из которых является то, что управленческие связи реализуются через отношения людей. Общество представляет собой целостный организм со сложной структурой, с различного рода индивидуальными проявлениями, равно как и с функциями общего характера. Отсюда потребность в выражении общей связи и единства социальных процессов, которая находит свое проявление в осуществлении социального управления. Оно является одним из ведущих условий нормального функционирования и развития общества.

Социальное управление как  атрибут общественной жизни выражается в признаках, предопределенных общими чертами, свойственными управлению как научной категории, а также  особенностями организации общественной жизни.1 Наиболее существенное значение имеют следующие из них:

1. социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей. Сама по себе такого рода деятельность (производственная и иная) не в состоянии обеспечить необходимое взаимодействие ее участников, бесперебойное и эффективное выполнение стоящих перед ними общих задач, достижение общих целей. Управление организует людей именно для совместной деятельности и определенные коллективы и организационно их оформляет;

2. социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее действие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность. При этом обеспечивается согласованность индивидуальных действий участников совместной деятельности, а также выполняются общие функции, необходимые для регулирования такой деятельности и прямо вытекающие из ее природы (например, планирование, координация, контроль и т.п.);

3. социальное управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение (действия) участников совместной деятельности, их взаимоотношения. Это – критерии сознательно-волевого характера, в которых опосредствуется руководство поведением людей;

4. социальное управление, выступая в роли регулятора поведения людей, достигает этой цели в рамках общественных связей, являющихся, по сути управленческими отношениями. Возникают они, прежде всего, между субъектом и объектом в связи с практической реализацией функций социального управления;

5. социальное управление базируется на определенной соподчиненности воли людей – участников управленческих отношений, т.к. их отношения имеют сознательно-волевое опосредствование. Воля управляющих приоритетна по отношению к воле управляемых. Отсюда – властность социального управления, означающая, что субъект управления формирует и реализует “господствующую волю”, а объект подчиняется ей. Так выражается властно-волевой момент социального управления. Следовательно власть есть специфическое средство, обеспечивающее следование воли управляемых воле управляющих. Так происходит волевое регулирование поведения людей, а в условиях государственной организации общественной жизни обеспечивается необходимое “вмешательство” государственной власти в социальные отношения.

Социальное управление нуждается  в особом механизме его реализации, который олицетворяет субъекты управления. В роли таковых выступает определенная группа людей, организационно оформленная в виде соответствующих органов управления (общественных либо государственных), или же отдельные, уполномоченные на это лица. Их деятельность, имеющая специфическое назначение и особые формы выражения, является управленческой.

Управление, понимаемое в  социальном смысле, многообразно. В  самом широком смысле оно может  пониматься в качестве механизма  организации общественных связей. В  подобном смысле можно говорить о  том, что его задачи и функции практически выполняют все государственные органы, независимо от их конкретного назначения, а также общественные объединения. Элементом системы социального управления является также и местное самоуправление. В качестве объекта управления здесь выступает все общество в целом, все варианты развивающихся в нем общественных связей.

 Социальное управление  имеет и специальный смысл.  В этом варианте его обычно  характеризуют как государственное  управление, под которым понимается  специфический вид государственной  деятельности, отличающий от ее  иных проявлений (например, законодательная,  судебная, прокурорская деятельность), а также от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных формирований (трудовые коллективы, коммерческие структуры и т.п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Специфика государственного управления.

Виды  управления:

-  государственное управление (субъект управляющих воздействий - государство),

- общественное управление (субъект управляющих воздействий - общество и его структуры),

- менеджмент (субъект управляющих воздействий предприниматель, собственник)2.

Среди всех видов управления государственное управление занимает особенное место, так как характеризуется  только ему присущими свойствами:

1. Государство, выступая  в качестве субъекта управления, придает государственному управлению важное свойство, без которого оно не могло бы состояться. Это свойство системности. Как иначе, могло бы быть осуществлено управление огромными массами как человеческих, так и материальных ресурсов. Данное свойство принципиально ведь только при его наличии может осуществляться согласованность, координация, целеустремленность и эффективность.

2. Определяющее влияние  на характер воздействий, осуществляемых  данным видом управления, оказывает  его субъект, то есть государство,  и заложенная в нем властная сила. В современной "Краткой философской энциклопедии" государство понимается как " структура господства, которая постоянно возобновляется в результате совместных действий людей, действий, совершающихся благодаря представительству, и которая, в конечном счете, упорядочивает общественные действия в той или иной области". Государство, тем и отличается от общественных структур, что им реализуется по отношению к людям государственная власть, которая имеет в источнике правовую обусловленность (легитимность), а в реализации силу государственного аппарата, обладающего средствами принуждения. Это силовое давление, которое ведет к тому, что поставленные в управлении цели, содержащиеся в нем организационные моменты, и установленные им нормы должны быть исполнены. Следовательно, все проблемы, связанные с государственным управлением, носят исторический характер: каково государство, что и как оно делает, какие ставит перед собой цели.

3. Границы распространения государственного управления. Такие границы могут быть определены, как проходящие не в рамках всего общества, а выходящие за его рамки и проявляющиеся во внешней политике данного государства. Нормальный вариант взаимосвязи государства и общества характеризуется тем, что общественная жизнь людей обладает большим объемом свободы и самоуправления, границы же данной автономии определяются как общественными институтами, так и государством. То есть, государство посредством законодательства устанавливает основные типы и нормы поведения людей во всех сферах жизни и обеспечивает их соблюдение своей властной силой. В данном контексте проблемой является " распространенность государственного управления на общество", так как здесь уже пойдет речь не о технологических изменениях, а об анализе состояния самого общества, от способности его к саморегуляции и адаптации к чему-то новому. Данная сентенция приводит нас к выводу, что государственное управление будет сохранять свое влияние на общество, но является вопросом глубина этого влияния. Важно отметить то, что это влияние будет призвано отражать и воспроизводить в себе состояние общества. Тем самым управление должно соотноситься с тем процессом и явлениями на которые оно направляет свои целеполагающие, организующие и регулирующие воздействия.

Итак, Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.

1.3 Цель, функции  и принципы государственного  управления

Цели государственного управления в современной России:

- обеспечение внутренней и внешней безопасности страны;

- развитие и укрепление общественных институтов, обеспечивающих устойчивое и надежное демократическое развитие страны;

- конституционная защита прав и свобод граждан РФ, общая административно-правовая регуляция;

- формирование государственной политики, направленной на повышение благосостояния людей;

- поддержание позитивной экологической обстановки;

- поддержание рыночных механизмов;

- грамотное, взаимовыгодное сотрудничество регионов и центра.

Функции государственного управления.

Функция планирования. (При этом нужно ответить на вопрос чем, как, где, когда достигается цель. Стратегически важная функция.)

Функция организации. (Создание условий по взаимодействию людей, приносящих желаемый результат.) 

Информация о работе Оценка эффективности государственного управления и общественные институты ее применения