Оценка эффективности государственного управления и общественные институты ее применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 19:54, курсовая работа

Описание

Объект исследования – эффективность государственного управления.
Предмет исследования – критерии эффективности государственного управления.
Цель исследования - изучить критерии социальной эффективности государственного управления и общественные институты их оценки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ……. 4
1.1. Управление, как социальное явление…………………………........4
1.2. Специфика государственного управления…………………………8
1.3. Цели, функции и принципы государственного управления……..10
ГЛАВА 2. КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………………….....12
2.1. Понятие критериев общей социальной эффективности
государственного управления……………………………………….….12
2.2. Оценка эффективности государственного управления и
общественные институты ее применения………………………………...15
2.3. Проблемы становления…………………………………………….21

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ МЕТОДИК ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ………………..25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………31

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………32

Работа состоит из  1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ Оценка эффективности государственного управления и общественные институты ее применения.docx

— 78.88 Кб (Скачать документ)

процессы реформирования системы государственной службы, управления бюджетом и другие важные направления.

Помимо национальных методик  оценки, применимых и для международных сравнений, существуют индикаторы, нацеленные на сопоставление межстранового опыта государственного управления. Индикаторы, отражающие качество государственного управления, разрабатывают многие международные правительственные и неправительственные организации.

Наиболее известным из международных индексов является так  называемый GRICS (Governance Research Indicator Country Snapshot), который с 1996 года каждые два года рассчитывается почти по 200 странам. Этот индекс оценивает качество государства в шести измерениях: право голоса и подотчетность, политическая стабильность и отсутствие насилия, качество нормативного регулирования экономики, соблюдение принципа верховенства закона, восприятие коррупции в обществе и собственно эффективность управления (качество государственных услуг и бюрократии, компетенцию госслужащих, уровень независимости государственной службы от политического давления и доверия общества к институтам исполнительной власти).

В течение последних лет  в качестве эффективного индикатора выступает индекс конкурентоспособности роста, измеряемый Всемирным экономическим форумом с 2002 года и включающий оценку качества общественных институтов20.

Перечисленные и иные подобные индексы базируются на экспертных оценках  и дают сравнительную характеристику различных сторон функционирования государственных систем. Они не предназначены для принятия управленческих решений, но сигнализируют о наличии проблем в той или иной области. Как отмечалось выше, оценка эффективности государственного управления представляет собой многогранный и многоуровневый процесс, предполагающий использование всеобщих, отраслевых и иных, более частных, дополнительных критериев. В том числе и тех, которые отражают отложенные эффекты, способные проявиться в краткосрочной или среднесрочной перспективе деятельности госаппарата. Наряду с подходами, отражающими стоимостные или организационные показатели работы госаппарата, его институциональные и количественно описываемые параметры, оценка профессиональной деятельности госаппарата по осуществлению полномочий государственной власти предполагает и применение качественных критериев, позволяющих понять и объяснить различные процессы и механизмы системы государственного управления.

Применение такого разнородного комплекса критериев и подходов прежде всего отражает дифференцированный характер государственной деятельности. В конечном счете, это дает понимание того, что успехи на одних направлениях управленческой активности госаппарата могут совмещаться с совсем не удовлетворительной работой на других. Одним словом, на разных социальных площадках или применительно к различным социально-эко-номическим проектам государственное управление может демонстрировать различную степень своей результативности и эффективности.

Следует видеть и то, что  характер деятельности госаппарата  в известной степени носит инструментальный, а, следовательно, и нейтральный по отношению к целям государственной политики характер. Другими словами, эффективно работающий госаппарат может, как успешно осуществлять непродуктивную по отношению к обществу политику, так и, напротив, неэффективно достигать перспективные для общества цели.

Применительно к данному проекту потребность в оценке отечественной системы государственного управления предполагает различение трех наиболее принципиальных шкал ее функционирования. Эти шкалы отражают:

- режим повседневного воспроизводства21 государственного управления;

- формат антикризисной22 деятельности госаппарата;

- формат развития23 государственного управления в соответствии с целями развития общества (раскрывающий соответствие деятельности государственного аппарата вызовам современной эпохи).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государственное управление имеет свою ярко выраженную специфику. Государственное управление - это  социальное управление. Система эффективного государственного управления должна обладать четко целями, функциями и принципами.

Недостаточно принять грамотное  управленческое решение, добиться его  реализации. Необходимо осуществить  социальный контроль за его выполнением, оценить его эффективность и внести всегда необходимые коррективы, чтобы следующий цикл управленческой работы был еще более результативным, чем предыдущий. В широком смысле слова социальный контроль — это совокупность средств и методов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных социальных групп, субъектов управления будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями.

 Контрольная функция управления  пронизывает все стадии управленческой деятельности, выступает как интегральная и объединяет их в едином ансамбле управления. По существу социальный контроль — один из главных механизмов регулирования отношений между обществом и личностью, государством и обществом, государством и социальными институтами. Его функция в этом смысле — обнаружение возможных отклонений от заданных целей, своевременное принятие упреждающих мер по ликвидации возникающих диспропорций.

Суть эффективности управления состоит в том, что управление обеспечивает достижение целей, решение поставленных задач в возможно короткий срок при наименьших затратах ресурсов. Универсальной схемой оценки эффективности является построение оптимальной теоретической модели, которая служит не только для оценки проблемной ситуации, но и для выработки критериев, показателей и индикаторов, которые позволяют количественно и качественно оценить происходящие перемены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Атаманчук Г. В. Управление - социальная ценность и эффективность. М., 2006.
  2. Атаманчук Г. В. Общая теория управления М., 2007.
  3. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. М. 2006.
  4. Атаманчук Г. В. Функционирование государственного аппарата управления М., 2008.
  5. Аганбегян А. Г Управление и эффективность М., 2007.
  6. Батчиков С. А и Глазьев С. Ю Эффективность государственного управления ред. М., 2008. (пер. с англ.)
  7. Бачило И. Л. Организация советского государственного управления. М. 2006.
  8. Ред. Бессонов Б. Н. Теоретические проблемы государственного управления и государственной службы. М., 2009.
  9. Гончаров В. В. В поисках совершенства управления: Руководство высшего управленческого персонала. М., 2008.
  10. Игнатов В., Сулемов В., Радченко А., Ивлев А., Беклемишев Е., Огарев А., Понеделков А. Кадровое обеспечение государственной службы. Ростов-на-Дону. 2009.
  11. Игнатов В. Становление системы государственного и местного управления и самоуправления в современной России. Ростов-на-Дону. 2007.
  12. Игнатов В. Эффективность государственной власти и управления в современной России Ростов-на-Дону 2008.
  13. Курашвили Б. П. Очерк теории государственного управления. М., 2008.
  14. Клепцов М. Я Информационные системы органов государственного управления М.,2006.
  15. Мильнер Б. З., Евенко Л. И., Рапопорт B. C. Системный подход к организации управления. М., 2007.
  16. Омаров А. М Социальное управление. Некоторые вопросы теории и практики М., 2010.
  17. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М., 2006 (пер. с англ.)
  18. Скидмор М. Дж., Трапп М. К. Американская система государственного управления. М., 2009. (пер. с англ.)
  19. Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента М., 2007. (пер. с англ.)
  20. Ред. Понамарева А. Я Государственное и муниципальное управление. С-П., 2007.
  21. Ред. В. В Чубинского Государственное управление и государственная служба за рубежом. С-П., 2008.
  22. http://www.inop.ru/files/Chapter2.pdf
  23. http://sbiblio.com/biblio/archive/socupr/16.aspx
  24. http://abc.informbureau.com/html/ainidiecaianoai.html.
  25. http://www.maxwell.syr.edu/gpp/about/index.asр
  26. http://sbiblio.com/biblio/archive/socupr/16.aspx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1Атаманчук Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность. М., 2006., с.41

2 Проблемы повышения эффективности государственной власти и управления в современной России ред. Игнатов В. Ростов-на-Дону 2006, с. 34

3 http://www.inop.ru/files/Chapter2.pdf

4 http://www.inop.ru/files/Chapter2.pdf

5 http://sbiblio.com/biblio/archive/socupr/16.aspx

6 http://sbiblio.com/biblio/archive/socupr/16.aspx

7 Энциклопедия государственного управления в России: В 2тт. Под общ. ред. В. К. Егорова, отв. ред. И. Н. Барциц. — М.: Изд-во РАГС, 2008

8 Государственная политика и управление. Под ред. Л. В. Сморгунова. Ч.1. М.: Росспэн. 2006.

С.221.

9 Отчет о мировом развитии - 1997. - М.: Прайм-ТАСС, 1997. С.4.

 

 

10 Атаманчук Г. В. Управление: сущность, ценность, эффективность. - М.: Академический проект, 2006. С.394-395.

11 Государственная политика и управление Ч.1. 2006: 221.

12 Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора. - М.: МГУ-Инфра-М., 2007. С.141.

13 Государство в меняющемся мире. Отчет Всемирного банка, 2007.

14 Государственная политика и управление. Ч.1. 2006: 301.

15 Атаманчук Г. В. Указ. соч. С.411-412.

16 http://www.maxwell.syr.edu/gpp/about/goals.asp

17 http://www.maxwell.syr.edu/gpp/about/index.asр

18 Государственная политика и управление Ч.1. 2006: 302.

19 Клименко А. В. Исполнительная власть как объект мониторинга и оценки. Материалы научно-

го семинара. - М.: Научный эксперт, 2007.

20 http://www.weforum.org/en/initiatives/gcp/index.htm

21 http://abc.informbureau.com/html/ainidiecaianoai.html.

22 http://slovari.yandex.ru/dict/psychlex6/article/PS6/ps6-0161.htm; http://slovari.yandex.ru/dict/gl_social/article/

14012/1401_2054.htm; http://slovari.yandex.ru/dict/ushakov/article/ushakov/11-1/us1151514.htm

23 Коротаев А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Матема-

тическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. - М.: УРСС, 2007

 


Информация о работе Оценка эффективности государственного управления и общественные институты ее применения