Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 19:54, курсовая работа
Объект исследования – эффективность государственного управления.
Предмет исследования – критерии эффективности государственного управления.
Цель исследования - изучить критерии социальной эффективности государственного управления и общественные институты их оценки.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ……. 4
1.1. Управление, как социальное явление…………………………........4
1.2. Специфика государственного управления…………………………8
1.3. Цели, функции и принципы государственного управления……..10
ГЛАВА 2. КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………………….....12
2.1. Понятие критериев общей социальной эффективности
государственного управления……………………………………….….12
2.2. Оценка эффективности государственного управления и
общественные институты ее применения………………………………...15
2.3. Проблемы становления…………………………………………….21
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ МЕТОДИК ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………32
процессы реформирования
системы государственной
Помимо национальных методик оценки, применимых и для международных сравнений, существуют индикаторы, нацеленные на сопоставление межстранового опыта государственного управления. Индикаторы, отражающие качество государственного управления, разрабатывают многие международные правительственные и неправительственные организации.
Наиболее известным из международных индексов является так называемый GRICS (Governance Research Indicator Country Snapshot), который с 1996 года каждые два года рассчитывается почти по 200 странам. Этот индекс оценивает качество государства в шести измерениях: право голоса и подотчетность, политическая стабильность и отсутствие насилия, качество нормативного регулирования экономики, соблюдение принципа верховенства закона, восприятие коррупции в обществе и собственно эффективность управления (качество государственных услуг и бюрократии, компетенцию госслужащих, уровень независимости государственной службы от политического давления и доверия общества к институтам исполнительной власти).
В течение последних лет в качестве эффективного индикатора выступает индекс конкурентоспособности роста, измеряемый Всемирным экономическим форумом с 2002 года и включающий оценку качества общественных институтов20.
Перечисленные и иные подобные индексы базируются на экспертных оценках и дают сравнительную характеристику различных сторон функционирования государственных систем. Они не предназначены для принятия управленческих решений, но сигнализируют о наличии проблем в той или иной области. Как отмечалось выше, оценка эффективности государственного управления представляет собой многогранный и многоуровневый процесс, предполагающий использование всеобщих, отраслевых и иных, более частных, дополнительных критериев. В том числе и тех, которые отражают отложенные эффекты, способные проявиться в краткосрочной или среднесрочной перспективе деятельности госаппарата. Наряду с подходами, отражающими стоимостные или организационные показатели работы госаппарата, его институциональные и количественно описываемые параметры, оценка профессиональной деятельности госаппарата по осуществлению полномочий государственной власти предполагает и применение качественных критериев, позволяющих понять и объяснить различные процессы и механизмы системы государственного управления.
Применение такого разнородного комплекса критериев и подходов прежде всего отражает дифференцированный характер государственной деятельности. В конечном счете, это дает понимание того, что успехи на одних направлениях управленческой активности госаппарата могут совмещаться с совсем не удовлетворительной работой на других. Одним словом, на разных социальных площадках или применительно к различным социально-эко-номическим проектам государственное управление может демонстрировать различную степень своей результативности и эффективности.
Следует видеть и то, что характер деятельности госаппарата в известной степени носит инструментальный, а, следовательно, и нейтральный по отношению к целям государственной политики характер. Другими словами, эффективно работающий госаппарат может, как успешно осуществлять непродуктивную по отношению к обществу политику, так и, напротив, неэффективно достигать перспективные для общества цели.
Применительно к данному проекту потребность в оценке отечественной системы государственного управления предполагает различение трех наиболее принципиальных шкал ее функционирования. Эти шкалы отражают:
- режим повседневного воспроизводства21 государственного управления;
- формат антикризисной22 деятельности госаппарата;
- формат развития23 государственного управления в соответствии с целями развития общества (раскрывающий соответствие деятельности государственного аппарата вызовам современной эпохи).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственное управление имеет свою ярко выраженную специфику. Государственное управление - это социальное управление. Система эффективного государственного управления должна обладать четко целями, функциями и принципами.
Недостаточно принять
Контрольная функция
Суть эффективности управления состоит в том, что управление обеспечивает достижение целей, решение поставленных задач в возможно короткий срок при наименьших затратах ресурсов. Универсальной схемой оценки эффективности является построение оптимальной теоретической модели, которая служит не только для оценки проблемной ситуации, но и для выработки критериев, показателей и индикаторов, которые позволяют количественно и качественно оценить происходящие перемены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1Атаманчук Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность. М., 2006., с.41
2 Проблемы повышения эффективности государственной власти и управления в современной России ред. Игнатов В. Ростов-на-Дону 2006, с. 34
3 http://www.inop.ru/files/
4 http://www.inop.ru/files/
5 http://sbiblio.com/biblio/
6 http://sbiblio.com/biblio/
7 Энциклопедия государственного управления в России: В 2тт. Под общ. ред. В. К. Егорова, отв. ред. И. Н. Барциц. — М.: Изд-во РАГС, 2008
8 Государственная политика и управление. Под ред. Л. В. Сморгунова. Ч.1. М.: Росспэн. 2006.
С.221.
9 Отчет о мировом развитии - 1997. - М.: Прайм-ТАСС, 1997. С.4.
10 Атаманчук Г. В. Управление: сущность, ценность, эффективность. - М.: Академический проект, 2006. С.394-395.
11 Государственная политика и управление Ч.1. 2006: 221.
12 Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора. - М.: МГУ-Инфра-М., 2007. С.141.
13 Государство в меняющемся мире. Отчет Всемирного банка, 2007.
14 Государственная политика и управление. Ч.1. 2006: 301.
15 Атаманчук Г. В. Указ. соч. С.411-412.
16 http://www.maxwell.syr.edu/
17 http://www.maxwell.syr.edu/
18 Государственная политика и управление Ч.1. 2006: 302.
19 Клименко А. В. Исполнительная власть как объект мониторинга и оценки. Материалы научно-
го семинара. - М.: Научный эксперт, 2007.
20 http://www.weforum.org/en/
21 http://abc.informbureau.com/
22 http://slovari.yandex.ru/dict/
14012/1401_2054.htm; http://slovari.yandex.ru/dict/
23 Коротаев А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Матема-
тическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. - М.: УРСС, 2007