Оценка эффективности государственного управления и общественные институты ее применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 19:54, курсовая работа

Описание

Объект исследования – эффективность государственного управления.
Предмет исследования – критерии эффективности государственного управления.
Цель исследования - изучить критерии социальной эффективности государственного управления и общественные институты их оценки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ……. 4
1.1. Управление, как социальное явление…………………………........4
1.2. Специфика государственного управления…………………………8
1.3. Цели, функции и принципы государственного управления……..10
ГЛАВА 2. КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………………….....12
2.1. Понятие критериев общей социальной эффективности
государственного управления……………………………………….….12
2.2. Оценка эффективности государственного управления и
общественные институты ее применения………………………………...15
2.3. Проблемы становления…………………………………………….21

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ МЕТОДИК ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ………………..25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………31

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………32

Работа состоит из  1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ Оценка эффективности государственного управления и общественные институты ее применения.docx

— 78.88 Кб (Скачать документ)

Функция регулирования. (Функция направленная на то, чтобы человек в рамках организации выполнил соответствующий объем деятельности.) 

Функция работы с  персоналом. (В мировой практике данной функции уделяется все большее и большее внимание.) 

Функция контроля. (Так называемая обратная связь для всех перечисленных функций.)

Принципы государственного управления.

Общественно-политические (сформулированные в результате познания социальной природы государственного управления, общих закономерностей и основных особенностей его развития) 

Функционально-структурные (раскрывающие закономерности структуры государственно-управляющих воздействий) 

Организционно-структурные (отражающие характер, закономерности и специфику организационной структуры государственного управления и служащие отправными моментами при ее формировании и совершенствовании, а также при организации государственно - управляющих воздействий)

 Государственно-управленческой деятельности (раскрывающие закономерности, отношения и взаимосвязи методов форм и стадий управленческой деятельности государственных органов при формировании и реализации управленческих функций.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНОЙ  ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. 

2.1. Понятие критериев общей социальной эффективности государственного управления.

Критерии эффективности представляют собой признаки, грани, стороны, проявления управления, посредством анализа которых можно определять уровень и качество управления, его соответствие потребностям и интересам общества. В этом их отличие от показателей, раскрывающих меру, количественные параметры соответствующих признаков, граней.  

 Наиболее обобщающий и определяющий  класс составляют критерии общей  социальной эффективности государственного  управления, раскрывающие результаты функционирования системы, т.е. совокупности субъекта и управляемых объектов государственного управления. Такие критерии, с одной стороны, объективно связаны с потребностями, интересами и целями общественного развития (как общенационального, так и регионального), а с другой — дают возможность видеть (и измерять) достигаемую посредством государственного управления меру удовлетворения (осуществления, реализации) искомых (назревших) потребностей, интересов и целей. На их основе можно определить самое главное: связанность государственного управления и общества и подготовленность первого к обеспечению динамики и гармоничности последнего.3

Критерии общей социальной эффективности  призваны выводить государственное управление на потребности и проблемы общества и характеризовать управленческий уровень их разрешения. Они логично включают в себя не только результаты общественного (совокупного) производства, но и социальные последствия потребления соответствующих продуктов (материальных и духовных), не только экономические явления, но и социальные (в узком смысле слова), духовно-идеологические, психологические, политические, исторические, экологические, демографические явления, короче говоря, весь спектр явлений, отношений и процессов, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей. Следует подчеркнуть, что социальный эффект, на который призвано ориентироваться государственное управление, предполагает не только постоянно воспроизводящийся уровень функционирования управляемого явления, процесса, отношения, но и наличие, сохранение в последнем источников и тенденций активного повышения достигнутого уровня, т.е. обеспечение его развития.

 К наиболее  применимым критериям  общей социальной эффективности управления можно отнести:

а) уровень производительности труда, соотносимый с мировыми параметрами по его соответствующим видам;

б) темпы и масштабы прироста национального  богатства, исчисляемые по методике ООН;

в) уровень благосостояния жизни  людей в расчете на душу населения  и с разбивкой доходов различных  категорий, а также в сравнении  со стандартами развитых стран;

г) упорядоченность, безопасность и  надежность общественных отношений, их воспроизводство с нарастающим  позитивным результатом.4

 Данные, обобщающие критерии  общей социальной эффективности  государственного управления, дифференцируются по сферам общественной жизнедеятельности. Так, если посмотреть на процессы, происходящие в экономике динамично развивающихся стран, то легко обнаруживается, что главным здесь выступает наращивание общественного производства на базе новейших научно-технических достижений, ведущее к росту производительности труда, повышению качества, разнообразия и технологичности выпускаемой продукции.

В социальной сфере, при сведении всех проблем к какой-то интегрированной, очевидно стремление к осуществлению принципа социальной справедливости, с учетом, закономерностей и форм современных общественных отношений, которые в каждой стране своеобразны.

В духовной сфере, по крайней мере, среди думающих людей, зреет понимание того, что каждый человек должен развиваться физически, нравственно и эстетически и самосостояться как личность свободного, демократического общества. Большое значение для государственного управления приобретают критерии общей социальной эффективности, вытекающие для него из политической сферы. Это, скорее, не критерии для анализа результатов управления, а критерии-средства, показывающие, каким образом, какими формами, методами, применяемыми в управлении, обеспечиваются должные показатели развития экономической, социальной и духовной сфер общества.

Критерии общей социальной эффективности государственного управления должны применяться не только к будущему, которое — увы! — никому не ведомо, и не только к прошлому, которое легко критиковать, осуждать и прочее, но нельзя никак переделать, но прежде всего к настоящему, когда еще есть шанс своевременно обнаружить ошибки, заблуждения, обман и что-то изменить к лучшему. Рано или поздно, но все равно надо будет прийти к такому положению, при котором бы критерии общей социальной эффективности государственного управления действовали постоянно и использовались для измерения и оценки государственной политики, управленческих решений и действий. В частности, речь идет и о том, чтобы выбрать такой способ проведения реформ, при котором создание нового качества не приводило бы к потере и снижению уже достигнутого уровня жизни людей. В этом коренное отличие реформ от революций и войн, несущих с собой несчастья и бедствия. Повседневное соотнесение получаемых результатов государственного управления с критериями его общей социальной эффективности позволяет видеть смысл и значение управленческих усилий, социальную ценность, актуальность и действенность самого управления.

2.2. Оценка эффективности государственного управления и общественные институты ее применения

Все общество в целом, и каждый человек в отдельности имеют свое мнение относительно рациональности и эффективности государственного управления. Однако подобное ценностное отношение людей к государственному управлению не заменяет необходимости специальной, т.е. квалифицированной и общественно значимой оценки качества государственного управления или его отдельных проявлений в тот или иной исторический момент.

К сожалению, у нас не выработалось практики и не сложилось действенных механизмов познания и оценки государственного управления, тем более использования полученных при этом знаний, опыта и результатов в целях его совершенствования. Обычно к управлению привлекается внимание и о нем начинают тревожно говорить, когда его уровень снижается ниже допустимого и в обществе появляются признаки кризиса. В XX веке таких "волн" было несколько, но они так и не подвели Россию к рациональному и эффективному государственному управлению. Дело в том, что периодичность "атак" на управление, при всей их внешней решительности, напористости и даже "революционности", нельзя признавать разумным способом анализа, оценки и тем более развития государственного управления.

Во-первых, потери, понесенные обществом вследствие слабости и  заблуждений управления, невозобновимы.

Во-вторых, сами глубокие "встряски" управления порождают свои, подчас очень трудные проблемы и могут  на некоторое или весьма длительное время снижать уровень управления.

В-третьих, уже сам факт допущения недостатков, упущений, огрехов  и т.п. в управлении оказывает  отрицательное социально-психологическое  влияние на людей, снижает доверие к управлению, его общественный престиж.5

Поэтому обществу нужны не только и не столько периодические изменения в управлении (революции и реформы, реорганизации и прочие резкие преобразования), а такое его состояние, при котором совершенствование государственного управления носило бы постоянный, профилактический, предупредительный характер и в каждый данный исторический момент (перед новыми проблемами) гарантировало его высокий уровень.

Составной и подготовительной частью такого процесса совершенствования выступают анализ и оценка характера, уровня, эффективности организации и функционирования системы государственного управления. Ибо прежде, чем совершенствовать, стоит основательно изучить, проанализировать и правильно оценить активность того или иного звена, органа, отдельного участника управления. Причем, что особо важно, подобные анализы и оценки должны быть строго определенными по времени, формам, процедурам, последствиям, систематическими и авторитетными. Они призваны превратиться в естественную и необходимую часть, как самого управления, так и процесса его совершенствования.

В государственном управлении при оценке его рациональности и  эффективности должны, как минимум, сравниваться:

 а) цели, практически  осуществляемые в государственном  управлении, с целями, которые объективно детерминированы общественными запросами;

 б) цели, реализованные  в управленческих процессах, с  результатами, полученными при объективации государственного управления (решений и действий его управляющих компонентов);

 в) объективные результаты  управления с общественными потребностями  и интересами;

г) общественные издержки, ушедшие  на государственное управление, с  объективными результатами, полученными вследствие управления;

д) возможности, заложенные в управленческом потенциале, со степенью их реального использования.

Разумеется, оценивать можно  и другие управленческие явления, главное состоит в том, чтобы познавать степень реального удовлетворения общественных запросов в государственно-правовом целеполагании, организации и регулировании.

Оценку государственному управлению делают разные общественные институты: гражданин, семья, трудовые коллективы, общественные объединения, государственные структуры. Существуют и определенные процедуры, в соответствии с которыми такая аналитическая деятельность осуществляется и приводит к тем или иным последствиям. Выделим пять способов анализа и оценки государственного управления.

О многом прежде всего свидетельствуют отчеты органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц. Конституцией Российской Федерации, другими законодательными органами предусмотрены различные формы отчетов управленческих структур о характере и результатах своей деятельности. Это — ежегодные послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, отчеты Председателя и членов Правительства Российской Федерации перед Федеральным Собранием (Советом Федерации и Государственной Думой), отчеты палат Федерального Собрания перед обществом, а депутатов — перед избирателями. То же предписано и на других уровнях. В принципе, в чем и состоит суть демократии, все управленческие структуры должны отчитываться о своих делах с тем, чтобы люди знали, что и как они решают и что из этого получается.6

Главное здесь — придание соответствующим отчетам и оценкам  официального характера с тем, чтобы они, с одной стороны, действительно представляли мнение тех, перед кем отчитываются, а значит, принимались голосованием, и, с другой — непременно учитывались управленческими органами и их должностными лицами, были для них обязательными.

Объективно большие возможности  анализа и оценки эффективности  государственного управления содержатся в массовых обсуждениях и голосованиях (референдумах) по различным вопросам жизни страны, ее регионов, территориальных и трудовых коллективов. В этой связи следует подчеркнуть, что еще не всегда обсуждения и голосования связаны с оценкой управления, нередко они "затуманиваются" в политических интересах. А для понимания существа вопросов и способов их разрешения важно знать, чем они вызваны, какими обстоятельствами рождены. Поэтому и данную форму демократии следует тщательно институализировать, оговорив в необходимых законах все детали и нюансы проведения обсуждений и голосований (референдумов) и сделав последние весомой процедурой оценки обществом состояния государственного управления.

Разумеется, важным средством  анализа, и оценки эффективности государственного управления всегда выступает общественное мнение. Будучи совокупностью, свободно выраженных суждений, взглядов, позиций, точек зрения множества людей, общественное мнение характеризует управление как бы в "снятом" виде, отраженном и преломленном через их сознание и волю. В нем практически постоянно происходят соотнесение, соизмерение уровня и результатов управления с потребностями и интересами, идеалами и ожиданиями людей. И хотя общественное мнение по своей природе субъективно, оно из-за своей массовости обладает свойством объективно "видеть" эффективность государственного управления.

Информация о работе Оценка эффективности государственного управления и общественные институты ее применения