Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:19, контрольная работа
Известно, что государственная власть материализуется через органы государственной власти — организованную часть государственного механизма, наделенную властными полномочиями, определенной компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке государственного руководства обществом. Их система, порядок формирования, компетенция, процесс взаимодействия обусловливаются особенностями формы государства.
Введение……………………………………………………………………….2
Понятие органа государственной власти………………………………....3
Система органов государственной власти в Республике Беларусь…….4
Принципы организации и деятельности государственных органов…...7
Заключение…………………………………………………………………...21
Литература……………
Введение…………………………………………………
Заключение……………………………………………
Литература……………………………………………
Известно, что государственная власть материализуется через органы государственной власти — организованную часть государственного механизма, наделенную властными полномочиями, определенной компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке государственного руководства обществом. Их система, порядок формирования, компетенция, процесс взаимодействия обусловливаются особенностями формы государства.
Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга (ст. 6 Конституции).
Законодательную власть в Республике Беларусь осуществляет Парламент - Национальное собрание. Исполнительную власть осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления (ст. 105 Конституции). Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам (ст. 109 Конституции). Президент Республики Беларусь как Глава государства и гарант Конституции является посредником и верховным арбитром для всех трех ветвей власти.
Особое
место в системе
1. Понятие органа государственной власти
Орган государственной власти - это гражданин или коллектив граждан, наделенный государственно-властными полномочиями, и уполномоченные государством на осуществление его задач и функций и действующие в установленном государством порядке.
Государство осуществляет свои функции через органы государственной власти. Надо также иметь в виду, что помимо непосредственной демократии через органы государственной власти - представительные и иные органы - народ в формах и пределах, определенных Конституцией, осуществляет свою власть (ст. 3 Конституции).
Органам государственной власти присущи соответствующие признаки.
1.
Все органы государственной
Органы государственной власти могут быть созданы указами Президента, решениями Правительства и др.
2. Орган государственной власти обладает определенным объемом полномочий.
Создание государственного органа и определение его властных полномочий - по существу два взаимосвязанных процесса. Хотя надо иметь в виду, что и после создания органа государственной власти его полномочия могут изменяться: он может быть наделен дополнительными полномочиями, некоторые полномочия могут быть переданы другому субъекту власти и т.п.
У каждого органа государственной власти свой предмет ведения и свой объем полномочий, своя структура.
Реализуют свои полномочия органы государственной власти путем издания (принятия) правовых (нормативных) актов. Очень важно в этой связи, чтобы компетенция (совокупность полномочий) каждого органа государственной власти была четко определена. Полномочия таких органов государства, как Президент, Парламент, Правительство, Конституционный Суд, Комитет государственного контроля, Прокуратура и некоторых других указаны в Конституции и законах. Полномочия могут быть установлены в законах, указах, актах Правительства и других нормативных актах. Решение данного вопроса в свою очередь зависит от компетенции органа государственной власти на создание иных государственных органов и определение их полномочий.
Учитывая многообразие органов государственной власти, очень важно обеспечить четкое разграничение между ними прав и обязанностей, чтобы не было дублирования, подмены ими друг друга. Вторжение в чужую сферу полномочий может породить конфликт между властями. Опыт показывает, что нередко такого рода споры возникают между Парламентом и исполнительной властью. В этой связи, как свидетельствует зарубежная практика, споры о компетенции, т.е. по существу о разграничении полномочий, рассматриваются в Конституционном Суде страны.
3. Каждый
орган государственной власти реализует
свои полномочия в присущих ему формах
с использованием тех методов,
которые определены нормативными актами.
Например, основная
форма работы палат Парламента является
сессия. Палаты реализуют свои полномочия
на совместных заседаниях депутатов (членов)
палат. Порядок осуществления полномочий
Конституционным Судом определяется законом.
Этот орган государственной власти также
осуществляет свои полномочия на заседании
всех судей. Орган государственной власти
может быть и единоначальным, т.е. представленным
в одном лице. К ним относятся, например,
Президент Республики Беларусь, Генеральный
прокурор Республики Беларусь и др.
4.
Все органы государственной
В юридической литературе высказываются различные точки зрения о природе и роли органов местного самоуправления, прежде всего местных Советов депутатов. Надо отметить, что им присущи все вышеназванные признаки органов государственной власти.
2. Система органов государственной власти в Республике Беларусь
Органы государственной власти составляют единую систему. Обладая различными полномочиями и имея самостоятельный предмет ведения, они взаимодействуют друг с другом с целью эффективного осуществления функций, стоящих перед государством.
Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.1
Таким образом, каждый орган, относящийся к той или иной ветви власти, является органом государственной власти (например, суд, исполнительный комитет, администрация района). С учетом этого неправильным является употребление в нормативных правовых актах и юридической литературе словосочетания «органы государственной власти и управления».
Особое
место в системе
Органом законодательной власти является Парламент -Национальное собрание Республики Беларусь. Он одновременно выступает и в качестве представительного органа. К последним (представительным органам) следует относить также Главу государства, местные Советы депутатов.
Наряду с Парламентом законодательную деятельность осуществляет и Президент Республики Беларусь, который по Конституции имеет право издавать особый вид нормативных актов - декреты, занимающие тот же уровень, что и законы.
Законы и декреты обладают высшей после Конституции, конституционных законов, ратифицированных международных договоров юридической силой, т.е. все остальные нормативные правовые акты должны им соответствовать.
Органы исполнительной власти отличаются наибольшим многообразием. Однако общим для них является осуществление исполнительной и распорядительной деятельности, т.е. они исполняют либо организуют исполнение законодательных актов (законов, декретов), решений вышестоящих по отношению к ним государственных органов (Президента, Правительства) и сами осуществляют распорядительную по отношению к нижестоящим органам деятельность путем издания обязательных для исполнения правовых актов.
Органы исполнительной власти можно классифицировать по масштабу деятельности на республиканские и местные. Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - является центральным органом государственного управления. К республиканским органам исполнительной власти можно отнести министерства, государственные комитеты Республики Беларусь. Обычно положения о них утверждаются Правительством Республики Беларусь. В некоторых случаях Президент, который сочетает осуществление функций Главы государства и главы исполнительной власти, принимает акты, определяющие статус органов государства. Так, Указом Президента Республики Беларусь от 30 ноября 2001 г. № 1730 утверждено Положение о Министерстве иностранных дел Республики Беларусь.
К местным органам исполнительной власти относят исполнительные комитеты, местную администрацию.
Органам исполнительной власти более характерен принцип единоначалия. В отличие от представительных органов обычно они образуются или назначаются не путем выборов, а вышестоящими властными структурами.
По характеру полномочий органы исполнительной власти можно классифицировать на органы общей компетенции, т.е. ведающие многими отраслями, и специальной компетенции, т.е. ведающие отдельными отраслями деятельности. К органам первой группы можно отнести Правительство, исполнительные комитеты, ко второй - министерства, государственные комитеты, отдельные ведомства. Органы, относящиеся ко второй группе, в свою очередь, подразделяются на отраслевые (ведают отдельной отраслью управления) и межотраслевые (осуществляют межотраслевое управление, например, государственные комитеты).
По
форме осуществления своих
Органы исполнительной власти имеют собственную организационную структуру. Она предполагает наличие многозвенных соподчиненных между собой органов и внутреннюю организацию, обычно представляющую собой руководство (например, председатель исполнительного комитета и его заместители, коллегиальный орган - исполнительный комитет и аппарат органа исполнительной власти).
Судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Конституцией установлен запрет на образование чрезвычайных судов.
При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только закону. При этом какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.
Судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и другими судами, предусмотренными законами Республики Беларусь.
Согласно Кодексу Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» к общим судам относятся: Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды, к хозяйственным - Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей, города Минска.
В системе общих и хозяйственных судов допускается создание соответствующих специализированных коллегий, а также специализированных судов: по делам несовершеннолетних, семейным делам, административные, земельные, налоговые и другие.
Информация о работе Организация деятельности государственной власти Республики Беларусь