Организация деятельности государственной власти Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:19, контрольная работа

Описание

Известно, что государственная власть материализуется через органы государственной власти — организованную часть государственного механизма, наделенную властными полномочиями, определенной компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке государственного руководства обществом. Их система, порядок формирования, компетенция, процесс взаимодействия обусловливаются особенностями формы государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
Понятие органа государственной власти………………………………....3
Система органов государственной власти в Республике Беларусь…….4
Принципы организации и деятельности государственных органов…...7
Заключение…………………………………………………………………...21
Литература……………

Работа состоит из  1 файл

Организация деятельности государственной власти doc.doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)

   Палата  представителей состоит из 110 депутате з. Они избираются непосредственно населением по одномандатным избирательным округам.

   Совет Республики является палатой территориального представительства. Из 64 его членов 8 назначаются Президентом. Остальные 56 избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня - по 8 членов от каждой области и города Минска (Советами базового уровня являются районные и городские (городов областного подчинения) Советы).

   Депутатом Палаты представителей может быть гражданин  Республики Беларусь, достигший 21 года. Для Совета Республики установлен более высокий возрастной ценз - 30 лет. Поскольку его члены представляют соответствующие регионы, для них установлен также ценз оседлости - не менее 5 лет проживания на территории соответствующей области, города Минска.

   Срок  полномочий Парламента - 4 года. Продление  полномочий допускается на основании закона только в случае войны (ч. 1 ст. 93 Конституции). Для досрочного прекращения полномочий палат оснований больше. Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра. Полномочия: Палаты представителей либо Совета Республики могут быть также досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции. С прекращением полномочий одной из палат могут быть также прекращены полномочия и другой палаты (ч. 3 ст. 93 Конституции).

   Решение о роспуске палат Парламента принимает  Президент. Конституция устанавливает для него определенные ограничения. Палаты не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, в период решения Палатами вопроса о досрочном освобождении или смешении Президента с должности и в течение года со дня их первых заседаний (ст. 94 Конституции). Это - пример проявления механизма сдержек и противовесов, предусмотренного ст. 6 Конституции.

   Рассмотрим  компетенцию палат Парламента. Палата представителей рассматривает проекты законов; назначает выборы Президента; дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра; заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет пли отклоняет программу (повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству); рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству; выражает вотум недоверия правительству; принимает отставку Президента; выдвигает обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления; на основании соответствующего решения Совета Республики принимает решение о смещении Президента с должности; отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей; может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

   Вотум недоверия Правительству выражается по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей. Вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности.

   Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов; дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного и Высшего Хозяйственного Судов, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, генерального прокурора. Председателя и членов правления Национального банка; избирает 6 из 12 судей Конституционного Суда; избирает 6 из 12 членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов; отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству; принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом; рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании; при наличии оснований принимает решение о смещении Президента с должности; рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение; может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

   Основной  функцией Парламента как законодательного органа является принятие законов. Конституция  особо подчеркивает полномочия Парламента на принятие законов по таким вопросам, как ратификация и денонсация международных договоров, установление республиканских налогов и сборов, утверждение республиканского бюджета и отчетов о его исполнении, объявление войны и заключение мира, толкование законов и др. (п. 2 ст. 97). Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек. Законы принимаются Палатой представителей и одобряются Советом Республики простым большинством голосов (50 процентов плюс, один голос) от полного состава каждой палаты. В ряде случаев Конституция предусматривает квалифицированное большинство не менее двух третей голосов - (см. части 5, 7 ст. 100, часть 1 ст. 140 Конституции).

   Палата представителей и Совет Республики могут делегировать Президенту законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Не допускается делегирование полномочий на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование; изменение и дополнение программных законов (о военной доктрине, об основных направлениях внутренней и внешней политики); утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении: изменение порядка выборов Президента и Парламента; ограничение конституционных прав и свобод граждан. Таким образом, эти вопросы входят в исключительную компетенцию Парламента. Президент не может изменять закон о делегировании ему законодательных полномочий, а также принимать нормы, имеющие обратную силу (ч. 2 ст. 101 Конституции). В силу особой необходимости Президент может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Эти декреты должны быть в трехдневный срок представлены для рассмотрения Палатой представителей и Советом Республики и могут быть отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат.

   Закон устанавливает правовые гарантии депутатской  деятельности. Депутаты палаты представителей и члены Совета Республики (далее - депутаты) пользуются неприкосновенностью при выражении своих мнений и осуществлении своих полномочий, за исключением обвинения их в клевете и оскорблении. В течение срока своих полномочий они могут быть арестованы или иным образом лишены личной свободы лишь с предварительного согласия соответствующей палаты, за исключением случаев совершения государственной измены или иного тяжкого преступления, а также задержания на месте совершения преступления. Уголовное дело в отношении депутата рассматривается Верховным Судом. Нарушение законных прав депутата влечет административную ответственность (ст.23.26 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях). Депутаты вправе обращаться с запросами к Премьер-министру, членам Правительства, руководителям государственных органов, образуемых или избираемых Парламентом. Права и обязанности депутатов, формы их работы и основные гарантии деятельности предусмотрены Законом «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» от 04.11.1998.

              Правительство - Совет Министров Республики Беларусь

   Правительство является центральным органом государственного управления (ст. 106 Конституции). Это значит, что оно осуществляет исполнительную власть на всей территории Республики Беларусь, решает вопросы, имеющие общегосударственное значение. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом.

   Правовое  положение, компетенция, порядок организации  и деятельности Правительства определяются Конституцией и на ее основе Законом «О Совете Министров Республики Беларусь» от 07.07.1998 (с изменениями и дополнениями). Структуру Правительства определяет Президент. В настоящее время действует Указ Президента Республики Беларусь от 05.05.2006 №289 «О структуре Правительства Республики Беларусь».

   Согласно  Конституции, Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления, С 05.05.2006 Совет Министров Республики Беларусь имеет следующий состав: Премьер-министр, первый заместитель Премьер-министра, 4 заместителя Премьер-министра, 25 министров, 7 председателей государственных комитетов в ранге министров. Кроме того, в состав Совета Министров по должности входят Глава Администрации Президента, Председатель Комитета государственного контроля, Председатель Правления Национального банка, Председатель Президиума Национальной академии наук, Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ.

   Членов  Правительства назначает Президент. Глава Правительства - Премьер-министр - назначается с согласия Палаты представителей. В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Президент вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

   Рассмотрим  компетенцию Правительства Республики Беларусь. В соответствии с Конституцией Совет Министров:

  1. руководит системой подчиненных ему органов государственного управления, других органов исполнительной власти;
  2. разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;
  3. разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;
  4. обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;
  5. принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  6. обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений резидента;
  7. отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;

   8) осуществляет иные полномочия, возложенные на него 
Конституцией, законами и актами Президента.

   Закон «О Совете Министров Республики Беларусь» раскрывает и конкретизирует эти полномочия.

   Органами  государственного управления, подчиненными Правительству, являются министерства и государственные комитеты. Это республиканские органы, они осуществляют свою деятельность в масштабах всего государства. Правительству также подчинены 5 республиканских объединений (концерны «Белгоспищепром», «Белнефтехим», «Беллегпром», «Белбиофарм», «Беллесбумпром») и 2 республиканские организации (Белорусский республиканский союз потребительских обществ и Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения).

   Деятельностью местных исполнительных и распорядительных органов Правительство руководит по вопросам, входящим в его компетенцию, и в соответствии с Конституцией, законами, актами Президента (ст. 15 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь»).

   Совет Министров выступает от имени  собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью. Собственностью Республики Беларусь являются казна Республики Беларусь и имущество, закрепленное за республиканскими юридическими лицами в соответствии с актами законодательства (ч. 2 ст. 215 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Казну Республики Беларусь составляют средства республиканского бюджета, золотовалютные резервы, другие объекты, находящиеся в собственности государства, и иное государственное имущество, не закрепленные за республиканскими юридическими лицами (ч. 3 ст. 215 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Исключительную собственность государства составляют недра, воды, леса (ч. 5 ст. 13 Конституции), иные объекты, предусмотренные Законом Республики Беларусь «Об объектах, находящихся только в собственности государства» от 05.05.1998.

   Правительство обладает правом законодательной инициативы.

   Не  допускается осуществление Советом  Министров полномочий, предоставленных законодательством Президенту, Национальному собранию, иным государственным органам, не входящим в систему исполнительной власти, за исключением случаев, когда такие полномочия делегированы Правительству (ч. 2 ст. 3 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь»). Например, законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента либо по его поручению - Правительства (ч. 2 ст. 99 Конституции). Президент либо по его поручению Правительство имеют право вносить предложения в палаты Парламента об объявлении проекта закона срочным (ч. 3 ст. 99 Конституции).

Информация о работе Организация деятельности государственной власти Республики Беларусь