Организация деятельности государственной власти Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:19, контрольная работа

Описание

Известно, что государственная власть материализуется через органы государственной власти — организованную часть государственного механизма, наделенную властными полномочиями, определенной компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке государственного руководства обществом. Их система, порядок формирования, компетенция, процесс взаимодействия обусловливаются особенностями формы государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
Понятие органа государственной власти………………………………....3
Система органов государственной власти в Республике Беларусь…….4
Принципы организации и деятельности государственных органов…...7
Заключение…………………………………………………………………...21
Литература……………

Работа состоит из  1 файл

Организация деятельности государственной власти doc.doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)

   Правительство Республики Беларусь издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Премьер-министр  подписывает постановления Совета Министров и издает в пределах своей компетенции распоряжения. Постановления Совета Министров могут быть отменены актами Президента. 

   Суд

   Судебная  власть в Республике Беларусь принадлежит  судам, образованным в порядке, установленном Конституцией и Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства.

   Судебную  систему Республики Беларусь составляют:

  1. Конституционный Суд Республики Беларусь - орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве; он осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства;
  2. общие суды, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства;
  3. хозяйственные суды, осуществляющие правосудие посредством хозяйственного и административного судопроизводства.

   Запрещается образование чрезвычайных судов, т.е. судов, действующих помимо установленных законом процессуальных норм.

   Конституционный Суд Республики Беларусь осуществляет контроль за конституционностью нормативных  актов в государстве. Он формируется на паритетных началах Президентом и Советом Республики из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. Срок полномочий его членов - 11 лет.

   Конституционный Суд дает заключения:

   1) о соответствии Конституции и  международно-правовым актам, ратифицированным  Республикой Беларусь законов,  декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь;

  1. о соответствии Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь законам и декретам актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, и указов Президента, изданных во исполнение законов;
  2. о соответствии Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь законам, декретам и указам постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора;
  3. о соответствии Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь законам, декретам и указам актов другого государственного органа.

   Предложения о даче заключений могут исходить от Президента, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, высшего Хозяйственного Суда, Совета Министров. По предложению Президента в случаях, предусмотренных Конституцией, Суд дает заключение о наличии систематического или грубого нарушения Конституции Республики Беларусь палатами Парламента.

   Система общих и хозяйственных судов  строится на принципах территориальности и специализации.

   Систему общих судов  составляют: районные (городские) суды, межгарнизонные военные суды; областные (Минский городской), Белорусский военный суды; Верховный Суд Республики Беларусь.

   Систему хозяйственных судов  составляют: хозяйственные суды областей (города Минска); Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь. В системе общих судов могут создаваться специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейные, административные и др. В системе хозяйственных судов могут создаваться специализированные хозяйственные суды: по банкротству, земельные, налоговые и др.

   Суды  осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней нормативных актов. Если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным (ст. 112 Конституции). Нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу в порядке, предусмотренном ст. 9 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» от 30.03.1994 и ст. 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей.

                                   Местное управление и самоуправление

   Местное управление в Республике Беларусь – это форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

   Местное самоуправление - это форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств (ст. 1, 2 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 20.02.1991 в редакции Закона от 10.01.2000).

   Местными  исполнительными  и распорядительными  органами являются областные, районные, городские, поселковые и сельские исполнительные комитеты и местные администрации (местная администрация - это исполнительный и распорядительный орган на территории района в городе). Исполнительные комитеты и местные администрации образуют единую систему местного управления на территории Республики Беларусь.

   Система местного самоуправления включает местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные, например, деревенские старосты). Местное самоуправление осуществляется также путем проведения местных референдумов, собраний (сходов) граждан и через иные формы прямого участия граждан в государственных или общественных делах.

   Местные Советы депутатов избираются гражданами, проживающими на территории соответствующих административно-территориальных единиц, сроком на 4 года. Депутатом Совета может быть избран гражданин Республики Беларусь, достигший 18 лет.

   Советы  являются представительными государственными органами на территории соответствующих административно-территориальных единиц и основным звеном местного управления. К исключительной компетенции местных Советов относятся: утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении; установление в соответствии с законом местных налогов и сборов; определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью; назначение местных референдумов.

   Руководители  местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими местными Советами депутатов.

                                 Контрольно-надзорные органы

   Особое  место в системе государственных  органов Республики Беларусь занимают контрольно-надзорные органы - Прокуратура и Комитет государственного контроля.

   Комитет государственного контроля Республики Беларусь является органом, осуществляющим государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности и исполнением актов Президента, Парламента,  Совета Министров Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

   Систему органов Комитета государственного контроля образуют Комитет государственного контроля и его территориальные органы - комитеты государственного контроля областей и города Минска. По решению Президента территориальные органы Комитета государственного контроля могут создаваться в городах и районах Республики Беларусь.

   Комитет государственного контроля и его  территориальные органы составляют единую централизованную систему с  подчинением нижестоящих органов вышестоящим. Они работают на основе коллегиального обсуждения результатов проверок (ревизий), необходимых мер по предупреждению и устранению выявленных правонарушений, вопросов об ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства Республики Беларусь. Комитет государственного контроля образуется Президентом Республики Беларусь. Его правовой статус определяется Законом «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» от 09.02.2000.

   Прокуратура Республики Беларусь - это единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих другие функции, установленные законодательными актами (ст. 1 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» от 08.05.2007).

   Прокуратура координирует правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций; проводит предварительное расследование в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом (ст. 180, 182). Прокуроры принимают участие в рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, поддерживают государственное обвинение по уголовным делам, участвуют в административном процессе.

   Деятельность  прокуратуры основывается на принципах  законности, равенства всех граждан перед законом, независимости прокурора, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, гласности, обязательности требований прокурора. 
 

                                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Заключение 

  Важнейшим признаком государственного органа является наличие властных полномочий, то есть прав принимать общеобязательные веления – решения, которым должны подчиняться не только сами эти органы и их структурные элементы, но  и другие субъекты.

  Таким образом, государственные органы, должностные лица, осуществляющие власть, должны составлять определенную систему, обеспечивающую все потребности реализации государственной власти. Только в этом случае исключаются пробелы в осуществлении властных полномочий, исключается дублирование органами друг друга.

  Не  всякая совокупность государственных  органов образует систему. Для системы государственных органов характерно:

  • целостность;
  • приоритет общего над частным;
  • взаимосвязь и взаимозависимость.

  Поэтому под системой органов государственной  власти следует понимать целостную, внутренне взаимосвязанную и сбалансированную, оптимально необходимую совокупность органов государственной власти, призванных реализовывать функции государства.

      Источником государственной власти является народ.

      
 
 
 
 
 
 

                                              

                                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 Литература            

   

  1. Василевич Г.А. Конституционное права Республики Беларусь: учебник/Г.В. Василевич.- 2 – е изд., стереотип.- Мн.: книжный Дом, 2009.
  2. Василевич Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь. Мн., 1999.
  3. Демичев Д.М. Конституционное право. Учеб. пособие/ Д.М. Демичев.- Мн.: Выш. Шк., 2004.
  4. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.-4-у изд., стар. – Минск: Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь, 2009.
  5. Маргейм М.В. Правоведение/ М.В. Маргейм, М.В. Смоленский, Е.Е. Тонков; под ред М.Б. Смоленского.- 7-е изд., исп. И доп.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  6. Основы права: Учебник/В.Н. Артемова, С.А. Балашенко, А.В. Барков и др.; Под. ред. Г.Б. Шишко. – 2-е изд., стереотип. – Мн.: Книжный Дом, 2005.
  7. Чудаков М.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – Мн.: Новое знание, 2001.

Информация о работе Организация деятельности государственной власти Республики Беларусь