Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:19, контрольная работа
Известно, что государственная власть материализуется через органы государственной власти — организованную часть государственного механизма, наделенную властными полномочиями, определенной компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке государственного руководства обществом. Их система, порядок формирования, компетенция, процесс взаимодействия обусловливаются особенностями формы государства.
Введение……………………………………………………………………….2
Понятие органа государственной власти………………………………....3
Система органов государственной власти в Республике Беларусь…….4
Принципы организации и деятельности государственных органов…...7
Заключение…………………………………………………………………...21
Литература……………
Указанный выше Кодекс, наряду с системой судов, организацией их деятельности, определил задачу судов, закрепил принципы отправления правосудия, статус судей.
После проведенного в ноябре 1996 г. референдума в главу 6 «Суд» Конституции включен Конституционный Суд.
Институт конституционного правосудия, как известно, существует в абсолютном большинстве современных демократических государств. Реализация идеи правового государства, где обеспечивается верховенство права и где среди главных его источников является Конституция, требует наличия конституционного контроля. Полномочия Конституционного Суда Республики Беларусь определены не только в Конституции, Кодексе о судоустройстве и статусе судей, но и в Декрете Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь». Основная задача Конституционного Суда - обеспечивать соответствие нормативных правовых актов Конституции.
В соответствии со ст. 125 Конституции надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами призвана осуществлять прокуратура.
Обязанность по осуществлению такого надзора возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.
Прокуратура осуществляет также надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.
Прокуратура
представляет собой единую и централизованную
систему. Ее возглавляет Генеральный прокурор
Республики Беларусь, назначаемый на должность
Президентом с согласия Совета Республики.
Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным
прокурором. Компетенция прокуратуры
определена Законом «О прокуратуре Республики
Беларусь».
3.Принципы
организации и деятельности
государственных органов
Президент Республики Беларусь
Конституция Республики Беларусь закрепляет особое место Президента в системе государственных органов.
Президент является Главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти (ст. 79 Конституции).
Выполнение этих функций требует, чтобы Глава государства был наделен необходимым объемом власти и надлежащими полномочиями; обладал особой правовой защищенностью; был физически в состоянии выполнять свои обязанности; был ограничен в своей деятельности интересами общего блага. Эти требования нашли свое отражение в Конституции и в Законе «О Президенте Республики Беларусь» от 21.02.1995 (в редакции Закона от 07.07.1997).
Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами. Гражданином Республики Беларусь по рождению признаются лица, родившиеся в пределах современной территории Республики Беларусь, являвшиеся гражданами бывшего СССР и получившие гражданство Республики Беларусь до вступления в силу Закона «О гражданстве Республики Беларусь» от 01.08.2002.
Обладание избирательным правом означает, что кандидат в Президенты не признан судом недееспособным и не содержится по приговору суда в местах лишения свободы. Таковы минимальные требования к кандидату в Президенты, установленные законом.
Президент Республики Беларусь избирается непосредственно народом Это ставит его в исключительное положение среди органов государственной власти, поскольку народ является единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь. Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.
Народ наделяет Президента властью как таковой, т.е. возможностью распоряжаться, подчинять своей воле. Для успешного осуществления этой власти в условиях правового государства Президент должен обладать конкретными полномочиями, закрепленными в законе.
Полномочия Президента Республики Беларусь:
3) Президент определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов; назначает руководителей республиканских органов государственного управления (Администрации Президента Республики Беларусь и других) и определяет их статус; назначает представителей Президента в Парламенте и других должностных лиц, должности которых определены законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией.
В частности, Президент назначает и освобождает от должности председателей исполнительных комитетов (с утверждением соответствующими Советами депутатов.) и глав местных администрации (ст. 10, 11 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»).
Непосредственно или через создаваемые им органы он осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству.
Президент осуществляет и иные полномочия, возложенные на него Конституцией. В частности, он обладает нравом законодательной инициативы и рядом полномочий в законотворческом процессе (ст. 99 Конституции). На основе и в соответствии с Конституцией Глава государства издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь; и случаях, предусмотренных Конституцией (ст. 101) он издает декреты, имеющие силу законов. В случае расхождения декрета или указа с Конституцией действует Конституция. В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.
Для того чтобы полномочия Президента использовались в интересах общего блага, закон налагает на пего ряд ограничений. Президент не может занимать другие должности, получать помимо заработной платы денежные вознаграждения, за исключением гонораров за произведения науки, литературы и искусства. Президент приостанавливает на весь срок своих полномочий членство в политических партиях и других общественных объединений, преследующих политические цели. Это освобождает Президента от требований соблюдения партийной дисциплины, так как Глава государства может и должен нести ответственность лишь перед народом.
В то же время закон предусматривает организацию и обеспечение деятельности Президента (создание при нем органов государственного управления, консультативно-совещательных и иных органов, установление государственного обеспечения и обслуживания Президента, правовые и социальные гарантии после прекращения его полномочий).
Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом. Клевета и оскорбление в отношении Президента Республики Беларусь влекут уголовную ответственность (ст.ст.367, 368 Уголовного кодекса Республики Беларусь). Распространение средствами массовой информации заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство Президента, влечет административную ответственность (ст.23.33 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Срок
полномочий Президента — 5 лет с возможностью
переизбрания.
Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь
Национальное собрание является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Оно состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.
Информация о работе Организация деятельности государственной власти Республики Беларусь