Организация деятельности государственной власти Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:19, контрольная работа

Описание

Известно, что государственная власть материализуется через органы государственной власти — организованную часть государственного механизма, наделенную властными полномочиями, определенной компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке государственного руководства обществом. Их система, порядок формирования, компетенция, процесс взаимодействия обусловливаются особенностями формы государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
Понятие органа государственной власти………………………………....3
Система органов государственной власти в Республике Беларусь…….4
Принципы организации и деятельности государственных органов…...7
Заключение…………………………………………………………………...21
Литература……………

Работа состоит из  1 файл

Организация деятельности государственной власти doc.doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)

   Указанный выше Кодекс, наряду с системой судов, организацией их деятельности, определил задачу судов, закрепил принципы отправления правосудия, статус судей.

   После проведенного в ноябре 1996 г. референдума  в главу 6 «Суд» Конституции включен Конституционный Суд.

   Институт конституционного правосудия, как известно, существует в абсолютном большинстве современных демократических государств. Реализация идеи правового государства, где обеспечивается верховенство права и где среди главных его источников является Конституция, требует наличия конституционного контроля. Полномочия Конституционного Суда Республики Беларусь определены не только в Конституции, Кодексе о судоустройстве и статусе судей, но и в Декрете Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь». Основная задача Конституционного Суда - обеспечивать соответствие нормативных правовых актов Конституции.

   В соответствии со ст. 125 Конституции  надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами призвана осуществлять прокуратура.

   Обязанность по осуществлению такого надзора  возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.

   Прокуратура осуществляет также надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.

   Прокуратура представляет собой единую и централизованную систему. Ее возглавляет Генеральный прокурор Республики Беларусь, назначаемый на должность Президентом с согласия Совета Республики. Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором. Компетенция прокуратуры определена Законом «О прокуратуре Республики Беларусь». 
 

    3.Принципы организации и деятельности государственных органов 

   Президент Республики Беларусь

   Конституция Республики Беларусь закрепляет особое место Президента в системе государственных органов.

   Президент является Главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти (ст. 79 Конституции).

   Выполнение  этих функций требует, чтобы Глава  государства был наделен необходимым объемом власти и надлежащими полномочиями; обладал особой правовой защищенностью; был физически в состоянии выполнять свои обязанности; был ограничен в своей деятельности интересами общего блага. Эти требования нашли свое отражение в Конституции и в Законе «О Президенте Республики Беларусь» от 21.02.1995 (в редакции Закона от 07.07.1997).

   Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами. Гражданином Республики Беларусь по рождению признаются лица, родившиеся в пределах современной территории Республики Беларусь, являвшиеся гражданами бывшего СССР и получившие гражданство Республики Беларусь до вступления в силу Закона «О гражданстве Республики Беларусь» от 01.08.2002.

   Обладание избирательным правом означает, что  кандидат в Президенты не признан  судом недееспособным и не содержится по приговору суда в местах лишения свободы. Таковы минимальные требования к кандидату в Президенты, установленные законом.

   Президент Республики Беларусь избирается непосредственно  народом Это ставит его в исключительное положение среди органов государственной власти, поскольку народ является единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь. Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.

   Народ наделяет Президента властью как таковой, т.е. возможностью распоряжаться, подчинять своей воле. Для успешного осуществления этой власти в условиях правового государства Президент должен обладать конкретными полномочиями, закрепленными в законе.

   Полномочия  Президента Республики Беларусь:

  1. Президент Республики Беларусь уполномочен назначать республиканские референдумы, очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет республики и местные представительные органы, распускать палаты Парламента в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией. Президент обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и основных направлениях внутренней и внешней политики; обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях палат; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением, председательствовать на заседаниях Правительства.
  2. Президент назначает высших должностных лиц Республики Беларусь: Премьер-министра (с согласия Палаты представителей), Председателей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда (с согласия Совета Республики), Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка (также с согласия Совета Республики), Председателя Комитета государственного контроля; назначает судей Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда (с согласия Совета Республики), 6 из 12 судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь, 6 из 12 членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов. Он же освобождает этих лиц от должности по основаниям и в порядке, предусмотренным законом.

   3) Президент определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов; назначает руководителей республиканских органов государственного управления (Администрации Президента Республики Беларусь и других) и определяет их статус; назначает представителей Президента в Парламенте и других должностных лиц, должности которых определены законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией.

   В частности, Президент назначает  и освобождает от должности председателей исполнительных комитетов (с утверждением соответствующими Советами депутатов.) и глав местных администрации (ст. 10, 11 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»).

  1. Президент образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные к иные органы при Президенте (Президентский совет, Совет руководителей местных органов исполнительной власти, Правовой консультативный сонет и другие).
  2. Президент подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон пли отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей; имеет право отменять акты Правительства.

   Непосредственно или через создаваемые им органы он осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству.

  1. Президент решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища; устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чипы и звания; осуществляет помилование осужденных.
  2. Представляя Республику Беларусь в международных отношениях, Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах при международных организациях; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств.
  3. Обеспечивая политическую и экономическую стабильность, Президент в соответствии с п. 23 ст. 84 Конституции, ст. 393 Трудового кодекса Республики Беларусь вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее не более чем на трехмесячный срок в случае создания реальной угрозы национальной безопасности, общественному порядку, здоровью населения, правам и свободам других лиц, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
  4. Обеспечивая национальную безопасность Республики Беларусь, в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, Президент вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики. Правовой режим чрезвычайного положения регулируется Законом Республики Беларусь «О чрезвычайном положении» от 24.06.2002.
  5. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь. Он назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил. В случае военной угрозы или нападения Президент вводит на территории Республики Беларусь военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию; принятое решение подлежит внесению в трехдневный срок на утверждение Совета Республики. Правовой режим военного положения регулируется Законом Республики Беларусь «О военном положении» от 13.01.2003.
  6. Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь; назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности, Совет Безопасности Республики Беларусь является высшим коллегиальным координационно-политическим органом, создаваемым в целях определения военной политики республики в область безопасности, стратегии, принципов военного строительства, обеспечения гарантированной защиты суверенитета, оборонного потенциала республики, ее экологического состояния, прав и свобод граждан.

   Президент осуществляет и иные полномочия, возложенные на него Конституцией. В частности, он обладает нравом законодательной инициативы и рядом полномочий в законотворческом процессе (ст. 99 Конституции). На основе и в соответствии с Конституцией Глава государства издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь; и случаях, предусмотренных Конституцией (ст. 101) он издает декреты, имеющие силу законов. В случае расхождения декрета или указа с Конституцией действует Конституция. В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

   Для того чтобы полномочия Президента использовались в интересах общего блага, закон  налагает на пего ряд ограничений. Президент не может занимать другие должности, получать помимо заработной платы денежные вознаграждения, за исключением гонораров за произведения науки, литературы и искусства. Президент приостанавливает на весь срок своих полномочий членство в политических партиях и других общественных объединений, преследующих политические цели. Это освобождает Президента от требований соблюдения партийной дисциплины, так как Глава государства может и должен нести ответственность лишь перед народом.

   В то же время закон предусматривает организацию и обеспечение деятельности Президента (создание при нем органов государственного управления, консультативно-совещательных и иных органов, установление государственного обеспечения и обслуживания Президента, правовые и социальные гарантии после прекращения его полномочий).

   Президент обладает неприкосновенностью, его  честь и достоинство охраняются законом. Клевета и оскорбление в отношении Президента Республики Беларусь влекут уголовную ответственность (ст.ст.367, 368 Уголовного кодекса Республики Беларусь). Распространение средствами массовой информации заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство Президента, влечет административную ответственность (ст.23.33 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

   Срок полномочий Президента — 5 лет с возможностью переизбрания. 

          Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь

   Национальное  собрание является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Оно состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.

Информация о работе Организация деятельности государственной власти Республики Беларусь