Организация и методика проведения проверки муниципальных правовых актов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:29, доклад

Описание

Достаточно серьезно в последнее время обсуждается вопрос о качестве принимаемых органами местного самоуправления правовых актов. Принят ряд федеральных актов, целью которых является повышение качества принимаемых государственными органами и органами местного самоуправления правовых актов, в первую очередь, имеющих нормативный характер. Основными из них являются:

Работа состоит из  1 файл

АЛЕШКОВА Н.П.Доклад по организации и методике прокурорского надзора.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)

 

7. При осуществлении прокурорского надзора в сфере муниципального правотворчества необходимо также проводить проверку на предмет опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов.

В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 47 ФЗ №131 муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. Таким образом, законодательством предусмотрено особое условие для вступления в силу муниципальных правовых  актов нормативного характера – опубликование (обнародование).  Необходимость опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов ненормативного характера определяется муниципальным образованием самостоятельно.

Следует учитывать, что  опубликование обязательно в случаях, прямо предусмотренных законодательством. Если же в законодательстве четко не указано опубликованию или обнародованию подлежит тот или иной муниципальный правовой акт, это означает, что  муниципальное образование решает данный вопрос на свое усмотрение, исходя из сложившихся традиций,  количества населения, размера территории  и наличия средств массовой информации.

При этом под опубликованием понимается размещение текста муниципального правового акта в печатном средстве массовой информации в установленном порядке. Обнародование – это доведение текста муниципального правового акта и иной информации до сведения населения и организаций муниципального образования любым незапрещенным законодательством способом, обеспечивающим максимальное оповещение (например, с использованием телевидения, радио, электронного ресурса Интернет, а также ознакомление на собраниях или сходах граждан и др.).

Надзирающим прокурорам следует учесть, что с 01.01.2010г. требования, установленные   Федеральным законом от 9 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»[13] (далее – ФЗ №8), предусматривают обязательное размещение в сети Интернет (то есть обнародование) не только нормативных правовых актов (пп. «а» п.2 ч.1 ст.13), но и актов ненормативного характера – административных регламентов (пп. «г» п.2 ч.1 ст.13), а также информация о порядке обжалования муниципальных правовых актов (пп. «е» п.2 ч.1 ст.13).

Кроме того, в соответствии с ФЗ №8 способами обеспечения деятельности органов местного самоуправления являются в том числе:

- размещение органами местного самоуправления  информации о своей деятельности в сети Интернет;

- размещение органами местного самоуправления информации о своей  деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;

- ознакомление пользователей информацией с информацией   о деятельности органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды.

Данные способы можно рассматривать также  в качестве возможных вариантов обнародования муниципальных правовых актов.

8. Согласно п. 2.3. Приказа Генерального прокурора РФ от 2 октября 2007 г. N 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» органам прокуратуры необходимо совершенствовать методику сбора, накопления и обработки сведений о вступивших в противоречие с федеральным законодательством нормативных правовых актах местного самоуправления.

При этом необходимо  в течение месяца с момента изменения федерального законодательства проводить сверки действующих нормативных правовых актов в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, о чем составлять соответствующие акты о наличии или отсутствии нормативных правовых актов, вступивших в противоречие с федеральным законодательством; использовать на регулярной основе данные федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В целях реализации указанных выше требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации при организации прокурорского  надзора за соответствием федеральному законодательству муниципальных правовых актов  необходимо:

1) планировать проведение проверок соблюдения требований законодательства органами местного самоуправления в целях осуществления контроля своевременного внесения изменений  и дополнений в муниципальные правовые акты  не позднее  одного месяца с момента вступления в силу федерального закона (изменений в федеральный закон), в связи с принятием которого требуются корректировки муниципальных актов;

2) в целях  отслеживания необходимости внесения изменений  в муниципальные правовые акты нормативного характера наладить взаимодействие  с региональными органами юстиции, осуществляющими включение муниципальных нормативных правовых актов в федеральный регистр (заключения органов юстиции о наличии нарушений в нормативном правовом акте одного муниципального образования, расположенного на территории соответствующего субъекта РФ, может свидетельствовать о наличии аналогичных нарушений в актах, регулирующих тождественные  вопросы, других муниципальных образований этого субъекта РФ);

3) прокурорам городов и районов, на поднадзорной территории которых находятся муниципальные образования поселений, при организации надзора за законностью муниципальных правовых актов необходимо исходить из того, что органами местного самоуправления поселений зачастую принимаются однотипные правовые акты. Выявленные в одном поселении муниципальные правовые акты, противоречащие требованиям федерального законодательства, могут быть характеры и для иных муниципальных образований поселений, расположенных на поднадзорной территории;

4) в целях выработки единого подхода к применению федерального законодательства, формирования муниципальной правоприменительной практики  необходимо вести реестр оспоренных муниципальных правовых актов.

 

              Полагаю, что учет изложенных в докладе рекомендаций и предложений, положительно скажется на эффективности прокурорского надзора за  законностью муниципальных правовых актов.

 

 

 



[1] Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета, N 229, 25.11.1995.

[2]  Федеральный закон от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» //  «Российская газета» от 8 октября 2003 г. N 202

[3] Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // «Российская газета»   от 30 декабря 2008 г. N 266

[4] Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 260-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и ведением регистра муниципальных нормативных правовых актов» с изменениями и дополнениями //  «Российская газета» от 14 ноября 2007 г. N 254

 

 

[5] Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г. (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 г.) //  Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, сентябрь 2006 г., N 9

[6] Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366

[7] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями // «Российская газета» от 31 декабря 2001 г. N 256

[8] Приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Законность, 2008 г., N 3, электронный ресурс см. genprok.ru или gov.ru

[9] Федеральный закон от  25 декабря 2008г. № 281-ФЗ «О внесении изменений  в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Российская газета» от 30 декабря 2008 г. N 266

[10]   Во многих муниципальных образованиях данный вопрос урегулирован. Так, например, согласно пунктам 3.1. и 3.2.  Регламента схода граждан муниципального образования сельское поселение Новый Кременкуль, утвержденного решением № 12 от 16.05.2006г. по вопросам своей компетенции сход граждан принимает правовые акты в форме решений. которые подписываются и обнародуются главой сельского поселения. Глава сельского поселения, являющийся главой администрации, имеет право отклонить нормативные акты схода граждан.  Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.newkremenkul.ru/sobr.php . Загл. с экрана.

 

[11] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // «Российская газета» от 6 августа 1998 г. N 148-149

[12] Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» // «Российская газета» от 31 декабря 2004 г. N 292, «Парламентская газета» от 15 января 2005 г. N 7-8

[13] Федеральный закон от 9 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» //  «Российская газета» от 13 февраля 2009 г. N 25


Информация о работе Организация и методика проведения проверки муниципальных правовых актов