Основные теории о происхождении государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:44, курсовая работа

Описание

Теория государства и права - система всесторонних знаний о государстве и праве, организованных с помощью системы понятий и категорий, научных теорий, отражающих закономерности их возникновения, функционирования и развития. Основываясь на разносторонней научной информации, теория государства и права закрепляет свои знания с помощью соответствующих понятий и категорий, дефиниций, научных моделей и теорий. Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1 Исторические предпосылки происхождения государства и права…………..5
Причины возникновения государства ……………………………………….5
Происхождение права…………………………………………………..…….11
Взаимосвязь государства и права……………………………………………14
2 Теории о происхождении государства и права………………………………..16
2.1 Многочисленность теорий происхождения государства и права………….16
2.2 Основные концепции происхождения государства………………………...20
2.3 Основные теории происхождения права………………………………….....29
Заключение………………………………………………………………………..31
Список использованной литературы…………………………………………….35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Теория гос и права.docx

— 78.02 Кб (Скачать документ)

                                  Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………3

1  Исторические предпосылки  происхождения государства и  права…………..5

    1. Причины возникновения государства ……………………………………….5
    2. Происхождение права…………………………………………………..…….11
    3. Взаимосвязь государства и права……………………………………………14

2 Теории о происхождении государства и права………………………………..16

2.1 Многочисленность теорий  происхождения государства и  права………….16

2.2 Основные концепции  происхождения государства………………………...20

2.3 Основные теории происхождения права………………………………….....29

Заключение………………………………………………………………………..31

Список использованной литературы…………………………………………….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

 

Теория государства и права - система всесторонних знаний о государстве  и праве, организованных с помощью  системы понятий и категорий, научных теорий, отражающих закономерности их возникновения, функционирования и  развития. Основываясь на разносторонней научной информации, теория государства  и права закрепляет свои знания с  помощью соответствующих понятий  и категорий, дефиниций, научных  моделей и теорий. Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определить все свойственные им функции — основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.

Современная действительность не обособлена от прошлого и будущего. Она лишь новая, важная веха в истории. Настоящее, воплощая в себе разносторонние, сложные, подчас противоречивые тенденции прошлого, отрицает отжившее, наделяет перспективное  иным качеством, порождает тем самым  новые тенденции и явления, закладывающие  предпосылки будущего. Соответственно, чтобы понять современное государство  и право нужно знать как они возникли, какие основные этапы прошли в своем развитии, какие причины влияли на их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания [3, с. 44].

Специфика изучения теории государства  и права - в изучении общих закономерностей  происхождения, развития и функционирования государства и права. Обобщенные знания образуют частные теории (теория норм права, теория источников права, теория правоприменения), которые являются теоретической базой для других юридических наук и освобождают другие науки от исследования общего, закономерного. С учетом этого и складывается структура науки в качестве ее внутреннего строения, как процесс размещения обособленных знаний, одновременно характеризующих направления исследований.

Объект исследования данной работы - теории происхождения государства и права, анализ происхождения теорий государства и права, а также определение причин и основ возникновения государства.

Цель работы – выявить особенность  происхождения государства и права.

Для того чтобы полно и всесторонне  раскрыть проблему понятия и сущности права, рассматриваются процессы происхождения  государства и права, раскрываются специфические признаки и тесная взаимосвязь этих явлений на различных  этапах истории развития человеческого  общества.

Требуется решение следующего круга  задач:

- выделить причины и основы происхождения государства;

- рассмотреть социальные взаимоотношения  в рамках первобытного общества;

- рассмотреть основные теории  возникновения государства и  права, их роль в системе  развития государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Исторические предпосылки происхождения государства и права

1.1 Причины возникновения государства

 

Появление государства и права тесно  связано с развитием экономических  отношений, социальной власти, нравственных и иных правил, семьи и много  другого, что неотъемлемо от человеческой жизни, переплетается с ней, образует ее условия и является необходимой  основой. По данным современных наук, около 3,5-5 млрд. лет назад в результате эволюции материи на планете Земля  возникла жизнь, появилась и стала  развиваться биосфера. Около всего  лишь 40 тыс. лет назад, а по современным  данным еще раньше появился человек (homo sapiens - человек разумный). Это результат существования и активного формирования (около 2 млн. лет) - согласно материалистической концепции - человека умелого (homo habilis). Элементы государственности (армия, полиция и др.) и первые государственные образования возникли относительно недавно (Древний Египет - начало 3 тыс. лет до н.э.; Китай - 2 тыс. лет до н.э.; европейские государства, например Россия - более 1 тыс. лет назад) [1, с. 31-33].

В первобытном  обществе люди жили малыми родственными группами. Охота и собирательство дикоросов являлись источниками их существования. Отсутствие производства обрекало человека на полную зависимость от природы. Период присвоения преимущественно готовых продуктов природы характеризуют как период собирательства (сбор плодов, кореньев и др.). Кроме этого, первобытные племена занимались примитивной охотой и рыболовством и др. При этом неукоснительно реализовывались два принципа - все, что добывалось, сдавалось в "общий котел" и перераспределялось между всеми. Каждый член рода получал определенную долю из добытого. На иных началах первобытное общество просто не могло существовать и было бы обречено на вымирание.

Характерные черты власти в первобытном обществе - это выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий и ее общественный характер.

Социально значимые отношения регулировались обычаями, ритуалами, обрядами, мифами, моральными и религиозными велениями, созданными на основе повседневного  опыта и несущими воспитательную нагрузку, и выражающими волю всего  общества.

В первобытном  обществе существовало единство мифологических регуляторов, ибо виды норм не выделялись так же, как права и обязанности. Данные регуляторы получили название - мононормы - единые, недифференцированные правила, содержащие обычаи, религиозные, моральные и иные положения. Нормативная система представляла непререкаемые и, безусловно, обязательные предписания поведения, которые гарантировались всеми членами первобытного общества и обеспечивали сплочение рода и общины.

Переход общества от собирательства, занятий  охотой и рыболовством, т.е. действий присваивающего хозяйства к производящему  производству - скотоводству, плуженному земледелию, начался около 10-15 тыс. лет назад.

По мнению Ф. Энгельса, появлению государства  предшествовало три стадии крупного общественного разделения труда.

Первое  крупное разделение труда - выделение  скотоводства (кроме того, скот приобретает  функцию денег). Появляется необходимость  привлекать дополнительную рабочую  силу, которую можно было получить в ходе войн (военнопленные становятся рабами, их перестают убивать).

Первое  крупное общественное разделение труда  стало основанием и первого крупного разделения общества на классы - господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых.

Второе  крупное разделение труда связано  с отделением ремесла от земледелия. Совершенствование орудий труда  и производственных технологий повысило ценность человеческой рабочей силы и привело к увеличению численности  рабов для мастерских, рудников и  полей. Возникает товарное производство - производство, результатом которого становится товар (металл, зерно, орудие и др.), который можно обменять, продать и т.д. Благородные металлы (золото, серебро) становятся преобладающим и всеобщим товаром - деньгами, которые пока не чеканят, а обменивают по весу.

Последнее - третье - крупное разделение труда  связано с формированием особого  слоя купцов, профессионально занятых  в сфере обмена товаров. Для этого  периода характерны появление металлических  денег и чеканной монеты, возникновение  частной собственности на землю, ростовщичество.

Развитие  торговли и ремесла ведет к  миграции населения, возникновению  городов и поселений. Теперь на одной  территории проживают члены разных родов, чужестранцы, рабы. Члены родов  оказались разрозненными и уже  не собираются для решения общинных дел. Теряющая силы родовая организация  власти неизбежно требовала новую  властную структуру - государство*(11).

Парная  семья крепнет, приобретает возможность  трудиться самостоятельно, отдельно. И здесь достигается главное - мужчина, глава семьи может передать по наследству имущество своим детям, тем самым укрепляется его  власть в семье, появляется институт наследования. Семья начинает выделяться из рода, игнорирует его, противопоставляет  себя родовой общине.

Появление частной собственности и семьи  усиливает эксплуатацию, соплеменники и рабы становятся средством эксплуатации. Имущественное неравенство возрастает, а принцип равенства в имущественном  положении и распределении материальных благ, характерный для периода  родовой общины, вытесняется.

Период  присваивающей экономики, для которого характерны такие формы организации  первобытных людей (орда), затем позже - род, приходит к концу. Наука тому называет разные причины, среди которых  закономерное развитие умственных способностей человека, его двигательно-мышечной системы, похолодание (многие ученые пишут  о достаточно резком похолодании  на планете в результате возможных  природных катаклизмов, например, столкновение планеты Земля с гигантским метеоритом), развитие производства, совершенствование  орудий труда и т.д. Так или  иначе, процессы разложения родового строя, одновременно способствующие появлению  элементов государственности многообразны и, безусловно, влияли друг на друга. Ряд авторов (Т.В. Кашанина, Л.А. Морозова, В.В. Оксамытный и др.) выделяют два основных пути возникновения государства - восточный и западный, кроме того, высказывается мнение о существовании смешанного (интегративного) типа.

Восточный (азиатский) путь возникновения государства  присущ странам Древнего Востока, Африки и др. Здесь значительное влияние  на возникновение государства оказали  географическое положение, неблагоприятные  климатические условия, необходимость  строительства крупных ирригационных  сооружений и их эксплуатация, что  способствовало объединению людей  и появлению управляющего слоя общества. Частная собственность в формировании такого типа государства существенной роли не играла.

Западный (европейский) путь возникновения государства  характерен для Афин и Древнего Рима, где основополагающим фактором была частная собственность и как  следствие - существовало классовое  разделение людей. Защита собственности  и собственников явилась одной  из первопричин появления государственности.

Смешанный (интегративный) путь характерен сочетанием различных обстоятельств, ряд из которых становится определяющим, главенствующим. Например, для одних народов (в  том числе и восточных славян) зарождение государства связано  с процессом формирования племенных  союзов, консолидирующихся как реакция  на постоянные угрозы нападения и  набеги воинственных соседей. Такие  союзы становятся военными объединениями  с сильной властью вождя и  его окружения. Здесь государственность  возникает на предфеодальной основе с сохранением свободы земледельцев и их прав собственности [2, с. 62].

Афинская - классическая форма, появившаяся в  результате реформ Тесея, Солона и Клисфена. Родовая организация разрушалась постепенно, ее органы заменялись новыми, уже образованными по территориальному признаку. Здесь государство возникло в силу так называемых внутренних причин в связи с развитием общества, его основ - производства, разделения труда, торговли, появления денег и частной собственности.

Было  учреждено центральное управление - Совет. Население было разделено  на эвпатридов (благородных), геоморов (землевладельцев) и демигуров (ремесленников). При этом только первые могли занимать общественные должности. Во главе стоял избранный от территориальных племен Совет пятисот. Создается полицейская служба, состоявшая из рабов, которые были абсолютно бесправны.

Древнеримская. Здесь государство возникает  в результате борьбы патрициев (членов римских родов) и плебеев (пришлого населения в Древнем Риме). Роды (10) объединялись в курию, а 10 курий - в племя. Во главе рода стоял старейшина; старейшины 300 родов составляли сенат. Народное собрание (собрание курий) избирало царя, принимало законы. Плебс - это  свободные люди, владеющие собственностью, выплачивающие налоги (при этом они  не могли занимать должностей, участвовать  в собраниях). В результате реформ было образовано новое народное собрание, в котором участвовали все, несущие  воинскую службу (реформы Сервия Туллия). Таким образом, органы родовой власти древних римлян стали выполнять государственные функции (III-IV вв. до н.э.).

Власть была устроена по принципам, не допускающим плебеев к ее организации и функционированию, в том числе выборным основам. Все это не могло устраивать плебеев. Во-первых, как указывалось, это были свободные люди. Многие, хотя в прошлом и были рабами, либо их предки, но отличившись в военных походах, по обычаям древних римлян получили свободу, землю, знаки почетов. Они платили налоги, несли воинскую повинность, обладали частной собственностью (нередко значительной), имели военную выучку. Это была сила, сила достаточно грозная, другими словами - это внутри заложенный конфликт, противоречие между двумя большими группами населения.

Император Сервий Туллий провел реформу, разбив все население по принципу центурий (наличия имущества) на шесть классов. Право голоса, право на участие в формировании государственных органов теперь определялось не кровью, а количеством недвижимой собственности. Таким образом, родовой принцип организации власти рухнул, общество перешло в фазу государственного строительства с той лишь особенностью, что привилегиями обладали богатые. Таким образом, шлюзы в формировании государственной власти и государства в целом были открыты.

Информация о работе Основные теории о происхождении государства и права