Основные теории о происхождении государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:44, курсовая работа

Описание

Теория государства и права - система всесторонних знаний о государстве и праве, организованных с помощью системы понятий и категорий, научных теорий, отражающих закономерности их возникновения, функционирования и развития. Основываясь на разносторонней научной информации, теория государства и права закрепляет свои знания с помощью соответствующих понятий и категорий, дефиниций, научных моделей и теорий. Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1 Исторические предпосылки происхождения государства и права…………..5
Причины возникновения государства ……………………………………….5
Происхождение права…………………………………………………..…….11
Взаимосвязь государства и права……………………………………………14
2 Теории о происхождении государства и права………………………………..16
2.1 Многочисленность теорий происхождения государства и права………….16
2.2 Основные концепции происхождения государства………………………...20
2.3 Основные теории происхождения права………………………………….....29
Заключение………………………………………………………………………..31
Список использованной литературы…………………………………………….35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Теория гос и права.docx

— 78.02 Кб (Скачать документ)

Согласно  этой концепции, государство есть результат  изменения социально-экономических  отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает  средством угнетения людей, поддержания  господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство. Плюсы данной концепции  заключаются в том, что она  основывается на социально-экономическом факторе общества, минусы в недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических, и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.

Государство, согласно марксизму, возникает в  результате естественно-исторического процесса развития первобытнообщинного строя (постепенное развитие производительных сил, разделение труда, появление частной собственности, имущественная и социальная дифференциация общества, его раскол на эксплуататоров и эксплуатируемых и т. д.) как аппарат принудительной власти экономически господствующего, эксплуататорского класса над неимущим, эксплуатируемым классом. Исторически государство возникает как рабовладельческое государство, на смену которому — в результате общественного развития — идет феодальное, а затем буржуазное государство. Уничтожение путём пролетарской революции частной собственности как основы классов, государства и права откроет путь к бесклассовому, безгосударственному и неправовому коммунистическому обществу. Коммунистическое общество и общественное самоуправление (без государства и права) — это, согласно марксистским представлениям, определённое повторение первобытного коммунизма и догосударственного общественного самоуправления первобытного строя.

Государство по характеристике Энгельса возникло из потребности держать в узде противоположность классов, и оно  за редким исключением (периоды равновесия сил противоположных классов, когда  государство получает относительную  самостоятельность) является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который  при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает новые  средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса.

Государство по Ленину: в подходе В. И. Ленина к государству акцент делается на антагонизме классов и на классовой  природе государства. Государство  — продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены и наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы.

6. Психологическая концепция. В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства в связи со свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Государство согласно данным концепциям — это продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения. Плюсы данной концепции заключаются в том, что психологические закономерности — важный фактор, безусловно оказывающий влияние на социальные институты. Минусы в том, что психологические свойства личности не могут являться единственными причинами образования государства, так как психика человека формируется также под влиянием внешних (социально-экономических) факторов и т. д.

Теория  Т. Д. Баштима: Вся история человечества, включая переход от первобытного состояния к государственному и дальнейшее развитие социальных и политико-правовых институтов, определяется такими первичными факторами, как открытие (изобретение) и подражание. При этом сущностью всякого открытия и изобретения в общественной, политической и правовой жизни людей является приспособление как способ разрешения социальных противоречий. Первоначальные отдельные открытия в условиях первобытного общества, носили бессвязный характер, затем они постепенно систематизируются и гармонизируются. В результате этого процесса гармонизации, появились, помимо грамматики, религии, нравственности, искусства, также система законов и правительство.

Теория  Льва Петражицкого: Право сводится им к правовым эмоциям императивно-атрибутивного характера. Императивность правовых эмоций раскрывается при этом как состояние связанности воли индивида, переживаемое в виде авторитетного понукания и давления в сторону определённого поведения. Атрибутивность же правовых эмоций состоит в том, что подобное (обязанное) поведение одного лица причитается другому лицу. Государство и официальное законодательство рассматриваются при этом как «проекции» правовых переживаний, как «фантазмы» психики.

7. Ирригационная (гидравлическая). Возникновение государства связывается с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных странах. Ирригационные работы требовали специальной организации и навыков, их выполнением занимались люди, способные руководить ирригационным строительством. Такие организаторы впоследствии стали первыми государственными служащими.

Ирригационную теорию связывают с именем немецкого ученого-марксиста Э. Виттфогеля. В своей работе «Восточный деспотизм» он объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах. И действительно, в первых городах-государствах — Месопотамии, Египта, Индии, Китая происходили процессы создания мощных ирригационных систем. В связи с этим сформировался слой управленцев, которые знали: как поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять воду, производить ремонт сооружений и др. Эти работы, по мнению Виттфогеля, требовали жесткого централизованного управления, распределения, учета и др. Данная теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие в восточных регионах, но в действительности процессы образования государства и ведения ирригационных работ шли параллельно, хотя образование государства было первичным, поскольку именно государство было в состоянии вести такие трудоемкие и гигантские работы, как строительство оросительных систем.

8. Расовая - существуют высшие и низшие расы, высшие призваны управлять низшими, так возникает государство. Теория появилась в эпоху рабовладения в целях оправдания существующего строя и его основы — деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей — рабовладельцев и рабов. Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы. Первые призваны господствовать в обществе и государстве, вторые — слепо повиноваться первым. Основоположник расовой теории француз Жозеф Артур де Гобино (1816—1882) объявлял арийцев высшей расой, призванной господствовать над низшими, к которым относились евреи и др. В нацистской Германии на основе расовой идеологии создавалась особая система ценностей в виде «вождя нации», «чистоты крови», история представлялась как история борьбы высшей арийской расы с другими низшими расами. Расовая теория считалась важнейшим средством решения всех государственно-правовых, общественных и международных проблем войну, которая, по мнению другого представителя этой теории, немецкого философа Ф. Ницше, являлась жизненной необходимостью для государства. Гитлер использовал расовую теорию для обоснования законного права высшей арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства [7, с. 233].

 

2.3 Основные теории происхождения права

 

1. Примирительная  теория - её придерживаются западные  научные круги, Берман, Аннерс. Право возникло не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочивания отношений между родами. Сначала между враждующими родами возникали договоры о примирении, затем определённые правила, которые устанавливали различные санкции, всё это усложнялось, и таким образом, возникло право. Внутри рода право возникнуть не могло, так как оно там не требовалось, конфликты внутри рода практически отсутствовали.

2. Регулятивная - этой теории придерживаются азиатские научные круги. Право возникает для установления и поддержания единого порядка для всей страны, прежде всего для урегулирования земледельческого и сельскохозяйственного производства.

3. Теологическая  - право есть результат божественной  воли, и оно устанавливается на  земле через божественного пророка  (фараон, монарх).

4. Теория  естественного права - у каждого  человека с рождения есть определённый  набор естественных прав (свобода,  равенство). С развитием общества  естественные права начинают  гарантироваться законами государства,  эти законы и образуют право,  которое, таким образом, изначально  должно быть направленно на  защиту интересов и прав личности.

5. Историческая  теория - право возникает на основе  эволюции общества, возникает оно  спонтанно, выделяется из народного  духа, народного сознания. Законодатель  должен облекать в юридическую  форму то, что уже существует. Из этой теории следует, что  право не универсально, право  каждого народа уникально, и  "работает" лишь для данного  народа. Право это объективное  явление. 

6. Марксистская - право это возведённая в закон  воля господствующего класса, один (господствующий) класс видоизменяет  обычаи для подчинения другого  класса. Все эти процессы обусловлены  экономическим фактором.

7. Теория  специализации - право обусловлено  необходимостью регулировать и  обеспечивать индивидуальные интересы  людей в обществе, дифференциация  которого приобретает личностный  характер.

Теории  государства и права тесно  связаны и перекликаются между  собой.

Право формируется  одновременно и параллельно с государством (а в определенном смысле и раньше государства). Их возникновение взаимосвязано и взаимозависимо. Каждый новый шаг в развитии государства приводит к дальнейшему развитию правовой системы, и наоборот [12, с. 145].

 

 

Заключение

 

Вопрос  о происхождении государства волновал теоретиков всех времён и

народов. На протяжении столетий выдвигались различные  мнения и теории о

происхождении государства. В настоящее время наиболее распространены

такие теории как классовая – ее сторонниками были Карл Маркс, В.И. Ленин, Фридрих Энгельс, Г.В. Плеханов и другие не менее известные личности; договорная (Спиноза, Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо, А.Н. Радищев); патриархальная (Аристотель); теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский) и другие теории.

Вопрос  происхождения государства остаётся актуальным и на сегодняшний день. Изучение данной темы позволяет глубже понять социальную природу государства, его особенности и черты. Чем больше она изучается, тем больше становится раскол во мнениях. До сих пор нельзя установить как конкретно происходило образование государства – нельзя доказать или опровергнуть ту или иную теорию его происхождения и я уверена, что до тех пор, пока этого не будет сделано, этот вопрос будет оставаться актуальным [7, с. 324].

Понятие государства является абстрактным, и чтобы характеризовать его

необходимо  выделить ряд признаков. Рассматривая различные определения,

данные государству, можно заметить, что наиболее часто встречаются основные, необходимые для образования государства и характеризующие его признаки: союз людей, территория, суверенитет и публичная политическая власть.

В своей  работе я рассматриваю наиболее важные, как мне кажется, аспекты в происхождении государства, такие как становление государства, признаки государства, различные теории  его происхождения.

Опыт  исторического развития показывает, что причины происхождения общества и государства следует искать во всей совокупности закономерностей, порождающих индивидуальную и общественную жизнь человека. И здесь главная задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразие научных подходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объективные выводы в общую теорию, объясняющую сущность явления не односторонне, а во всем разнообразии его проявлений в реальной жизни.

В связи  с этим имеют полное право на существование и органическая, и психологическая теории происхождения государства, поскольку ими исследуются биологические и психологические особенности человека как члена общества и гражданина государства, а общество и государство как система взаимодействующих биологических видов, наделенных волей и сознанием. Развитие общества и образование государства в силу экономических причин не­возможны без участия психики человека и его физических усилий.

В человеке сосредоточено множество интересов: экономических, социальных, политических, нравственных, религиозных и других, однако все они в итоге реализуются лишь через физиологию и психику.

Пестрота  и противоречивость прогрессивных научных представлений о происхождении государства вполне объяснимы. Главное же состоит в том, что все они концентрируют внимание на человеке как стержне общества и государства.

 Рассматривая  основные закономерности возникновения  государства и права можно  сделать вывод в том, что  любое государство, наряду с  решением классовых задач в  обществе, выполняет и общечеловеческую  миссию. Без которой не может существовать ни одно общество.

Информация о работе Основные теории о происхождении государства и права