Основные теории о происхождении государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:44, курсовая работа

Описание

Теория государства и права - система всесторонних знаний о государстве и праве, организованных с помощью системы понятий и категорий, научных теорий, отражающих закономерности их возникновения, функционирования и развития. Основываясь на разносторонней научной информации, теория государства и права закрепляет свои знания с помощью соответствующих понятий и категорий, дефиниций, научных моделей и теорий. Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1 Исторические предпосылки происхождения государства и права…………..5
Причины возникновения государства ……………………………………….5
Происхождение права…………………………………………………..…….11
Взаимосвязь государства и права……………………………………………14
2 Теории о происхождении государства и права………………………………..16
2.1 Многочисленность теорий происхождения государства и права………….16
2.2 Основные концепции происхождения государства………………………...20
2.3 Основные теории происхождения права………………………………….....29
Заключение………………………………………………………………………..31
Список использованной литературы…………………………………………….35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Теория гос и права.docx

— 78.02 Кб (Скачать документ)

 Общечеловеческое  предназначение государства состоит  в том, чтобы помочь обществу  преодолеть противоречия, найти  “нити” согласия и сотрудничества  различных слоев населения, общественных  сил. Государство выступает и  как организация политической  власти общества. Для нашей страны  и для стран ближнего зарубежья  государство на данном этапе  своего развития соответствует  уровню развития демократии, характеризующейся  гласностью, многопартийноситью, свободными выборами, разделением властей, верховенством закона, охраной прав и свобод личности, наличием независимого суда.

 Демократические  государства опираются на право,  высшее назначение которого это  признание, соблюдение и защита  прав и свобод человека и  гражданина. Право является системой  общеобязательных юридических норм, выражающих интересы общества.

 Государство  официально устанавливает право, обеспечивает его выполнение. Право же, выражая государственную волю, регулирует общественные отношения, оно проводит в жизнь политику государства, право регулирует поведение людей в государстве, имеет общеобязательный характер. Не государство создает и предоставляет личности права, а она сама их имеет от рождения и обязанность государства – признавать и осуществлять эти права.

В рассмотренных  концепциях просматриваются две  основные тенденции в интерпретации  государства. В одной тенденции  подчеркивается обще-социальное значение государства: государство призвано представлять всеобщий интерес, должно служить интересам общества и  личности. Другая тенденция считает  государство орудием отстаивания  частных интересов, оно выступает  средством подавления сильными слабых, имущими неимущих классов.

На сегодняшний  день широкое распространение получила договорная концепция. Политологи, философы и историки до сих пор считают, что эта теория наиболее точно  определяет возникновение государства.

Государство как несколько тысячелетий назад, так и поныне является основным субъектом  политической власти. Государство оказывает  воздействие на всю политическую жизнь общества, политическую систему, политическое поведение человека и  одновременно находится под влиянием последних.

Для современного человека приобретение знаний о возникновении, сущности, функционирования государства, его институтов необходимо для понимания  их природы, роли в жизни общества и гражданина. Это необходимо также  для выработки своего отношения  к государственным институтам, к  закону и через это - отношения к другим людям. Знакомство с основными выводами, к которым пришла человеческая мысль, позволит понять необходимость государства как формы существования и развития общества, реализации его потребностей. Надо учитывать и то, что приобщение нашей страны к современной цивилизации требует знакомства с достижениями и проблемами мировой политической науки в отношении главного субъекта политической власти - государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1 Алексеев В.П. История первобытного общества/ В.П. Алексеев, А.И. Першиц, А.Л.Монгайт. - М.: Генезис, 1990. – 344с.

 2 Андреев, И. Л. Происхождение человека и общества / И.Л. Андреев// М.: Гроф, 1988. – 223с.

3 Валеев, Д.Ж. Обычное право и его генезис /Д.Ж. Валеев// Правоведение. – Спб: Юристъ, 1974.- №6.-С.2-6.

4 Венгеров, А.Б. Значение археологии и этнографии для юридической науки/ А.Б. Венгеров // Советское государство и право. – М: 1983.- №3.-С. 15.

5 Власенко, Н.А. Теория государства и права: учеб. пособие /Н.А. Власенко. -2-е изд. - М.: Проспект, 2011. – 416 с.

6 Крашенинников, Н.А. История права Востока: курс лекций /Н.А. Крашенников// М.: Юнисити, 1994. – 165с.

7 Кашанина, Т.В. Происхождение государства и права: учеб. /Т.В. Кашанина - М.:1999. - 392с.

8 Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства / В.С. Нерсесянц// М.: Практика, 2004. -105с.

9 Общая теория права : учеб./ под ред. А.С. Пиголкина. - М.: МГТУ, 1996. -387с.

10 Петражицкий, Л.И. Теория государства и права в связи с нравственностью / Л.И. Петражицкий// М.: Мысль, 2000. -111с.

11 Рулан, Н. Н. Историческое введение в право / Н.Н. Рулан// М.: Планета, 2005. – 153с.

12 Теория государства и права: учеб./под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М.: НОРМА, 2000. – 370с.

13 Теория государства и права: учеб./ под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 421с.

 14 ТГП в схемах и определениях: учеб. пособие/ под ред. А.В. Бабаева, И.Г. Баранова, П.О. Толстик. - М.: Юристъ, 1998. – 115с.

15 Твердохлебов, Г.А. Рождение правоотношений и государственной власти [Электронный ресурс]: Государственная власть и местное самоуправление/ Г.А. Твердохлебов - М.: Юрист, 2003. Режим доступа://http://samlib.ru/t/twerdohlebow_gennadij_alekseewich/st004.shtml.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Основные  причины происхождения права

Социальные  нормы - правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Первоначально  они воспринимались населением как  дарованные свыше, и за ними закрепились  такие понятия как "право", "правда", в этом понимании право возникло куда раньше государства.

С развитием  неравенства в обществе мононормы, традиции, обычаи уже не могли урегулировать всё возрастающие общественные конфликты. Тогда государство начинает гарантировать их, таким образом, формируется правовой обычай. Но со временем, и он перестаёт успевать за изменениями в обществе, тогда государство формирует новые формы: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры.

Некоторые учёные не останавливаются на перечисленном, и предлагают сформулировать чёткие причины происхождения права:

1. Необходимость  установления единого порядка. 

2. Необходимость  его поддержания. 

3. Оформление  товарно-денежных отношений. 

4. Смягчение  противоречий между различными  слоями общества.

16. Основные  пути возникновения государства

Государства формировались в различных условиях. Но можно их можно выделить в отдельные  группы по образу разрушения родоплеменной  организации, возникновения социального  расслоения и организации публичной  политической власти. Воспроизводство  общественной жизни может осуществляться различными путями:

1. Объединения  физического труда большого числа  людей при неразвитой орудийной  деятельности.

2. Ориентирование  на труд самостоятельного работника  при постоянном совершенствовании  орудий труда. 

3. Комбинация  первого и второго способов  наряду с завоеванием новых  территорий.

 

§4. Завершение процесса возникновения  государства

Отсюда  следует, что возникновение государства  все же было связано – в разные эпохи по-разному – с необходимостью осуществления общих интересов  населения. И несмотря на то что представители  разных классов или каст не получали равного удовлетворения своих интересов, все же некоторые общие интересы (например, защита от внешних нападений, обеспечение общественных работ, санитарных условий) государством удовлетворялись.

Признание государства органом всего общества – характерный мотив любого идеалистического учения о государстве, то есть учения, исходящего из идеи, а не из эмпирически  установленных фактов. Если государственная  власть – от бога, значит, она должна быть равной ко всем и не иметь классового уклона. Так, по крайней мере, следует  из христианской религии. Патриархальная теория государства, выдвинутая еще  Аристотелем, видит в государстве  разросшуюся семью, так же опекающую  своих подданных, как отец – своих  детей. Договорная теория Ж.-Ж. Руссо  предоставляет власти только то, чем  наделяют ее "договорившиеся" граждане. Но в действительности такой договор  никогда не заключался. Наконец, теории, утверждающие власть государства через  согласие подданных на подчинение власти, теория правового государства, требующая  подчинения власти законам, справедливости, соблюдению прав человека, отражают хотя и правильные, но сугубо идейные  и психологические основы появления  и существования государства, а  не порожденные причинами и условиями  его происхождения объективные  признаки.

 

12. Организация  социального управления (публичной  власти) в первобытном обществе

Всю историю  человечества можно разделить на два этапа: догосударственное общество и государственно-организованное общество. Можно проследить такую социальную организацию:

Первобытное стадо - совет и вождь.

Родовая община - старейшина и совет, на время  войны избирается вождь.

Племя - вождь, совет, старейшины, совет племени.

Племенной союз - вождь союза, совет племенных  вождей.

Все должности  были выборные и сменяемые, материально  должность не как не поощрялась, должностные лица в сравнении  с остальными обладали лишь повышенным авторитетом.

Социальная  власть в догосударственном обществе существовала в форме потестарной власти (носила анонимный характер), т.е. осуществлялась всеми главами рода без создания специальных органов. Яркий пример, это военная демократия - выборный вождь, избирает его совет племенных вождей, помимо этого существует народное собрание, в котором участвует всё население. Постепенно всё учащающиеся и усложняющиеся военные действия увеличивают роль вождя, а совет вождей, который ранее избирал вождя, оттесняется на второй план, на первый выдвигается дружина вождя, но ещё продолжает существовать народное собрание. С течением времени вождь трансформируется в правителя, а его приближённые в советников и наместников. Дружина превращается в войско. Таким образом появляется публичная власть (не совпадающая с населением) располагающая аппаратом управления (бюрократия) и принуждения (армия, полиция, тюрьмы и т.д).

Систему социального регулирования можно  представить как две группы средств:

1. Ненормативные  (побуждение) - убеждение в выгодности  такого поведения. 

2. Нормативные (принуждение) - насилие в форме санкций.

Любое общество, в том числе и первобытное, требует регуляции, и таким регулятором  в первобытном обществе выступили  мононормы - единые, нерасчленённые специфические нормы, содержащие в себе нормы морали, религии, права. Они были обусловлены специфичностью первобытного общества (недифференцированность личного и общественного, права и обязанностей), мононормы носили универсальный характер, т.е. подходили на все случаи жизни. Складывались они стихийно, без участия каких-либо специально созданных органов. С точки зрения обязательности их выполнения можно выделить две группы мононорм:

1. Нормы-запреты  (табу) - обеспечивались страхом перед  божественной карой. 

2. Нормы-ожидания - формировали у индивида установку  на положительное поведение, не  содержали строгих санкций. К  примеру, племя придерживалось  легенды о происхождении от  какого-либо хищного зверя, что  сформировало представление о  системе ценностей, главной из  которых была жестокость, поэтому  ожидалось, что мужчина защитит  свою честь в поединке при  любом оскорблении, и это являлось  нормой, соответствующей этой ценности. Существовали они в форме традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, мифов,  норм морали и религии.

Ненормативные регуляторы в первобытном обществе - авторитет лидера, кровнородственные  связи.

Все перечисленные  регуляторы действовали внутри общины или племени. Отношения между  племенами и общинами урегулировались  с помощью третейского суда и  принципа талиона.

 


Информация о работе Основные теории о происхождении государства и права