Основные виды политического (государственного) режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:19, курсовая работа

Описание

Политический (государственный) режим – это настолько важная для всей политической жизни общества динамичная категория, что некоторые юристы и политологи склонны отождествлять ее с формой государства вообще.
Политический (государственный) режим – способ функционирования государственной власти. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………..…. 3
1. Понятие, содержание и разновидности Демократического режима………………………………………………………..………
6
Либеральная демократия…………………………….…….
10
Представительная демократия……………………….…...
14
Прямая демократия…………………………….…….…….
15
Суверенная демократия……………………………………
18
2. Понятие, содержание и разновидности Антидемократического режима………………………………………………………………..
19
2.1. Авторитаризм………………………………………….…….
19
2.2. Тоталитаризм………………………………………….…….
26
Заключение……………………………………………….…..……… 35
Литература…………………………………………………..………..

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 196.79 Кб (Скачать документ)

Дальневосточный филиал

Государственного  образовательного учреждения высшего

профессионального образования

«Российская академия правосудия» 
 

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ)

_________________________________________________ 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Тема: «Основные виды политического (государственного) режима» 
 
 
 

  Дисциплина: Теория государства и права
  Форма обучения: очная 
  Специальность «Юриспруденция» 
  Кафедра: Государственно-правовых дисциплин
  Студентка 814 гр. 1 курса
  Кузичкина Н.С.
  Научный руководитель: к.ю.н., доцент

Власов К.Г.

 
 
 
Работа ____________  
Оценка  
Подпись научного руководителя  
 
 

«___»_____________ 2009 г. 
 
 

Хабаровск

2009

 

СОДЕРЖАНИЕ 

   
Введение…………………………………………………………..…. 3
1. Понятие, содержание и разновидности Демократического режима………………………………………………………..………  
6
    1. Либеральная демократия…………………………….…….
10
    1. Представительная демократия……………………….…...
14
    1. Прямая демократия…………………………….…….…….
15
    1. Суверенная демократия……………………………………
18
2. Понятие,  содержание и разновидности Антидемократического  режима………………………………………………………………..  
19
    2.1. Авторитаризм………………………………………….…….
19
    2.2.  Тоталитаризм………………………………………….…….
26
Заключение……………………………………………….…..……… 35
Литература…………………………………………………..……….. 41
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Политический (государственный) режим – это настолько важная для всей политической жизни общества динамичная категория, что некоторые юристы и политологи склонны отождествлять ее с формой государства вообще.

     Политический (государственный) режим – способ функционирования государственной власти. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

     Государственный режим отражает уровень и формы  развития демократии, политический климат в стране в определенный период. Это связано с тем, что государство  занимает центральное место в  любой политической системе. Государственно-правовой режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своего функционального назначения органы государства взаимодействуют друг с другом и населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия.

     Олицетворяя особую публичную власть, государство  представляет общество и обеспечивает его политическую и экономическую  общность. Оно выполняет основной объем управленческой деятельности, используя для регламентации  наиболее значимых отношений правовые формы. Реализация управленческих решений  проводится с помощью особого (в  том числе карательного) государственного механизма. Принятием правовых актов  государство может разрешать, стимулировать  либо запрещать, ограничивать деятельность политических партий, организаций и движений.

     В зависимости от характера используемых государственной властью средств  и способов различают демократический  и антидемократический государственно-правовые режимы.

     При демократическом режиме провозглашаются  и обеспечиваются общедемократические  права и свободы, населению предоставляется  реальная возможность влиять на состав государственных органов и содержание их наиболее значимых решений, гарантируется  политический плюрализм и разделение властей как основа формирования государственного аппарата.

     Антидемократические режимы связаны с отстранением населения от управления обществом и государством с существенным ограничением его основных прав и свобод. Различают авторитарные и тоталитарные разновидности авторитарного режима.

     При авторитарном режиме ограничения демократии получают законодательное закрепление  в конституции, которая лишь формально  провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы граждан. При  этом запрещается или существенно  ограничивается деятельность оппозиционных  партий. Нарушается принцип разделения властей. Парламент становится придатком  исполнительной власти и его значительная часть не избирается, а назначается.

     Тоталитарный (фашистский, расистский) режим более  реакционен и связан с ограничениями  не только в политической, но и в  личной жизни граждан. При данном режиме любые партии, кроме правящей, возглавляемой вождем, лидером организации  и государства, как правило, запрещены. К выборам в парламент (если он существует) не допускается значительная часть населения.

     Особо следует сказать о переходных и чрезвычайных государственно-правовых режимах, которые, как правило, носят  временный характер.

     Переходные  режимы формируются в результате победы радикальных оппозиционных  сил, могут существовать десятилетиями  и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди  них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые  в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в  центре и на местах принадлежит военным  и назначаемым ими чиновникам.

     Чрезвычайные  государственно-правовые режимы устанавливаются  при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожающих жизни и безопасности граждан нормальному функционированию государственных институтов (п. 4 Закона РФ «О чрезвычайном положении»). Они  могут распространяться как на всю  территорию государства, так и на его отдельные регионы.

     Введение  режима чрезвычайного положения  связано с запрещением митингов, шествий, демонстраций, ограничением свободы  печати и других средств массовой информации, приостановлением деятельности некоторых политических партий, передвижения транспортных средств, установлением  комендантского часа и т.д.

     Решение о введении особого режима принимается  высшими представительными органами государственной власти либо высшими  должностными лицами с немедленным  уведомлением представительных органов. Максимальная продолжительность чрезвычайного  положения устанавливается законом  и при необходимости может  быть продлена лишь по решению компетентных органов государства.

     В юридической литературе в качестве самостоятельной разновидности  государственно-правовых режимов называют иногда либеральный режим. Однако этот режим был достаточно распространен  в XIX в. Сейчас же он относится к числу  переходных и имеет место лишь в странах с низким уровнем  жизни основной массы населения (Индия, Филиппины), где жители вследствие своей культурной отсталости не могут  осознанно пользоваться демократическими политическими институтами. Правящая в них социальная элита, опираясь на немногочисленную социальную базу, гораздо чаще использует методы насильственного  воздействия, чем при демократических  режимах.

     Целью данной работы является рассмотрение и изучение государственно-политических режимов, понятий и признаков. 
 

 

  1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И РАЗНОВИДНОСТИ  ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
 

     Демократия – политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Либерально-демократические режимы складываются в правовых государствах, для них характерно признание и защита прав и свобод человека и гражданина, невмешательство государства в частную жизнь граждан без необходимости. Для демократических режимов характерны также идеологическое многообразие, многопартийность, разделение властей, организация местного самоуправления, многоукладная экономика с различными формами собственности, рыночные отношения. Один из принципов демократического политического режима – «разрешено все, кроме того, что запрещено законом», который, однако, не может идти в разрез с естественными правами человека.

     Демокра́тия (греч. δημοκρατία – "равный народу") – политический режим государства или политическая система, при которой власть осуществляется через прямое народовластие (прямая демократия) либо через представителей, избираемых народом или какой-то частью народа (представительная демократия). Главным признаком демократии является обеспечение пропорционального представительства во власти как можно более широких интересов населения, присутствующих в стране, а также динамическое изменение представительной власти вместе с соответствующими изменениями этих интересов во времени.

Признаки демократического государства

     Современное понятие демократии включает следующие гражданские права и свободы:

  • свободу слова при наличии ответственности за использование данного права;
  • свободу вероисповедания и отправления веры, религиозных культов и обрядов;
  • отделение религии от государства и школы, свободу выбора языка, межличностного общения, независимость печати и других средств массовой информации (включая телевидение), деполитизацию и департизацию армии, полиции, органов государственной безопасности, прокуратуры и суда, рядового (неполитического) состава аппарата органов государственной власти и управления гражданский, общественный и парламентский контроль за армией, полицией, органами госбезопасности и другими силовыми структурами право гражданина на свободное получение и распространение полной, достоверной и правдивой информации о деятельности органов власти и управления;
  • свободу творчества и творческого самовыражения, и в частности свободу выражения мнений свободу мирных собраний, шествий, митингов и демонстраций;
  • свободу союзов, организаций и политических партий, не запрещённых законом;
  • право граждан свободно объединяться в любые не запрещённые законом общественные организации, группы, союзы и политические партии, гарантии личной неприкосновенности граждан, право человека на жизнь, личную свободу и безопасность;
  • право частной собственности, гарантии её неприкосновенности и право на свободу не запрещённой законом экономической деятельности независимость и беспристрастность суда право человека на честное и объективное разбирательство его дела в суде при обеспечении реальной состязательности сторон обвинения и защиты и строгом соблюдении презумпции невиновности строгое соблюдение принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти ответственность чиновников исполнительной власти перед представительными органами ограничение вмешательства государства в деятельность экономических субъектов, граждан, общественных организаций, партий и движений, религиозных конфессий, органов местного самоуправления сильное местное самоуправление развитое гражданское общество;
  • развитые институты парламентаризма, включая парламентские расследования;
  • всеобщее, равное и прямое избирательное право при обеспечении реального равноправия и состязательности кандидатов, политических партий и движений и их программ;
  • государственные гарантии внутрипартийной и внутрипрофсоюзной демократии, в частности гарантии свободного существования внутрипартийных фракций и соблюдения определенных процедур при выборах партийных органов — это не может являться внутренним делом ни одной партии, претендующей на участие в выборах.

Информация о работе Основные виды политического (государственного) режима