Основные виды политического (государственного) режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:19, курсовая работа

Описание

Политический (государственный) режим – это настолько важная для всей политической жизни общества динамичная категория, что некоторые юристы и политологи склонны отождествлять ее с формой государства вообще.
Политический (государственный) режим – способ функционирования государственной власти. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………..…. 3
1. Понятие, содержание и разновидности Демократического режима………………………………………………………..………
6
Либеральная демократия…………………………….…….
10
Представительная демократия……………………….…...
14
Прямая демократия…………………………….…….…….
15
Суверенная демократия……………………………………
18
2. Понятие, содержание и разновидности Антидемократического режима………………………………………………………………..
19
2.1. Авторитаризм………………………………………….…….
19
2.2. Тоталитаризм………………………………………….…….
26
Заключение……………………………………………….…..……… 35
Литература…………………………………………………..………..

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 196.79 Кб (Скачать документ)
p>Болгария в 1945-1990 годах.

Польша в 1945-1981 годах.

Куба при Фиделе Кастро.

Югославия при маршале Тито.

СССР (разные политологи и историки называют разные периоды времени).

КНДР при Ким Ир Сене и Ким Чен Ире.

Авторитарные режимы в СНГ

Таджикистан при Рахмоне.

Россия при Путине.

Белоруссия при Лукашенко.

Казахстан при Назарбаеве.

Грузия при Саакашвили.

Прочие

Аргентина при Пероне.

Португалия в 1928-1974 годах.

Польша при Пилсудском.

Венгрия при Хорти.

Югославия при короле Александре.

Южная Корея с 1953 года.  

      Авторитаризм  – режим власти, не являющийся демократическим, но при умелом управлении возможно принять его за таковой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
    1. Тоталитаризм

                                      

Муссолини и Гитлер                            Сталин 

     Тоталитаризм (totus – весь, целый, полный) (от итал. totalitario) — вид политического режима, характеризующийся крайне широким (тотальным) контролем государства над всеми сторонами жизни общества. Целью такого контроля над экономикой и обществом является их организация по единому плану. При тоталитарном режиме всё население государства мобилизуется для поддержки правительства (правящей партии) и его идеологии, при этом декларируется приоритет общественных интересов над частными. Организации, чья деятельность не поддерживается властью, — например, профсоюзы, церковь, оппозиционные партии — ограничиваются или запрещаются. Роль традиции в определении норм морали отвергается, вместо этого этика рассматривается с чисто рациональных, «научных» позиций.

     Теория  тоталитаризма широко распространена среди антикоммунистов и исходит из того, что фашизм и советский режим 1930-40 гг. имели в своей основе много общего – с точки зрения их идеологических противников (либералов, социал-демократов, христианских демократов, анархистов и т. д.) – и вместе с тем качественно отличались от прежних диктатур. В силу этого обстоятельства, термин «тоталитаризм» не является точным синонимом тирании, и потому его не вполне корректно применять к деспотичным режимам, существовавшим до XX века. Попытки дать краткое определение этому понятию делались специалистами по сравнительной политологии неоднократно, однако всякий раз приводили к серьёзным трудностям. Современное определение тоталитаризма носит эмпирический характер и рассматривает его как совокупность общих черт сталинского и фашистского режимов. Отсюда оказывается возможным сформулировать основные понятия.

     Люди, которые в настоящее время  используют этот термин, как правило  подразумевают, что режимы Гитлера в Германии, Сталина в СССР и Муссолини в Италии были тоталитарными. Различные авторы также относят к тоталитарным режимы Франко в Испании, Мао в Китае «красных кхмеров» в Кампучии, Хомейни в Иране, талибов в Афганистане, Ахмеда Зогу и Энвера Ходжи в Албании, Ким Ир Сена в Северной Корее, Пиночета в Чили, Сапармурада Ниязова в Туркменистане, Сомосы в Никарагуа, Хорти в Венгрии и др. Вместе с тем, подобное применение понятия «тоталитаризм» в адрес диктатур вызывает критику. Критики выражают несогласие с приравниванием политических систем сталинизма и фашизма, произвольным употреблением термина политиками, противопоставлением обвиняемых в тоталитаризме режимов демократии.

Происхождение и употребление термина

     Термин  «тоталитаризм», впервые появившийся  в работах философа Джованни Джентиле в 1926 г., был популяризован итальянскими фашистами. В статье Муссолини «Доктрина фашизма» (1931 г.) тоталитаризм понимается как общество, в котором главная государственная идеология обладает решающим влиянием на граждан. Как писал Муссолини, тоталитарный режим означает, что «итал. Tutto nello Stato, niente al di fuori dello Stato, nulla contro lo Stato6» – то есть, все аспекты жизни человека подчинены государственной власти. Джентиле и Муссолини полагали, что развитие коммуникационных технологий приводит к непрерывному совершенствованию пропаганды, следствием чего является неизбежная эволюция в сторону тоталитаризма (в их определении).

     К началу Второй мировой войны под  тоталитаризмом понимались репрессивные однопартийные режимы в Италии, Германии и СССР во главе с сильными лидерами (Муссолини, Гитлер и Сталин), призывающие  порвать со всеми традициями во имя  некой высшей цели. В самой фашистской Италии, нацистской Германии и сталинском СССР термин «тоталитаризм» употреблялся только в отношении Италии и Германии, но не в отношении Советского Союза.

     Новую трактовку тоталитаризму дал Карл Поппер, который в своём труде «Открытое общество и его враги» (1945 г.) противопоставил тоталитаризм либеральной демократии. Поппер утверждал, что поскольку процесс накопления человеческого знания непредсказуем, то теории идеального государственного управления (которая, по его мнению, лежит в фундаменте тоталитаризма) принципиально не существует. Следовательно, политическая система должна быть достаточно гибкой, чтобы правительство могло плавно менять свою политику и чтобы политическая элита могла быть отстранена от власти без кровопролития. Такой системой Поппер полагал «открытое общество» — общество, открытое для множества точек зрения и субкультур.

     Массовое  распространение слово «тоталитаризм» получило после выхода в свет книги  философа Ханны Арендт «Истоки тоталитаризма» (1951 г.). Центром внимания стали террор и беспрецедентное насилие, связанные с Холокостом и ГУЛАГом. Слово подхватили политики в странах демократического блока, которые использовали его достаточно произвольным образом как идеологическое клише в адрес различных авторитарных политических систем. Это обстоятельство негативно сказалось на отношении к теории тоталитаризма в научной среде: многие историки и политологи относились к ней критически (см. критику ниже). В 1952 г. Дж. Талмон ввёл термин «тоталитарная демократия» для обозначения режима, основанного на принуждении, в котором граждане, формально обладая избирательным правом, на практике лишены возможности оказывать влияние на процесс принятия государственных решений.

     После начала хрущёвской «оттепели» теория тоталитаризма претерпела серьёзный кризис, поскольку не могла объяснить процесс ослабления режима изнутри. Кроме того, возник вопрос, является ли СССР по-прежнему тоталитарным режимом или сравнение очевидно меняющейся советской системы с поверженными фашистскими режимами неуместно. Возникла потребность в формулировке модели, которая бы объяснила приход диктаторов к власти и её дальнейшую эволюцию.

Збигнев Бжезинский 
 

Признаки тоталитарного общества

     В своей работе «Тоталитарная диктатура  и автократия» (1965 г.) Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский, на основе сравнения сталинского СССР, нацистской Германии и фашистской Италии, сформулировали ряд определяющих признаков тоталитарного общества:

  • наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества;
  • наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом и тайной полицией;
  • крайне высокая роль государственного аппарата, проникновение государства практически во все сферы жизни общества;
  • отсутствие плюрализма в средствах массовой информации;
  • жёсткая идеологическая цензура всех легальных каналов поступления информации, а также программ среднего и высшего образования. Уголовное наказание за распространение независимой информации;
  • большая роль государственной пропаганды, манипуляция массовым сознанием населения;
  • отрицание традиций, в том числе традиционной морали, и полное подчинение выбора средств поставленным целям (построить «новое общество»);
  • массовые репрессии и террор со стороны силовых структур;
  • уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод;
  • централизованное планирование экономики;
  • почти всеобъемлющий контроль правящей партии над вооружёнными силами и распространением оружия среди населения.

Информация о работе Основные виды политического (государственного) режима