Основные виды политического (государственного) режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:19, курсовая работа

Описание

Политический (государственный) режим – это настолько важная для всей политической жизни общества динамичная категория, что некоторые юристы и политологи склонны отождествлять ее с формой государства вообще.
Политический (государственный) режим – способ функционирования государственной власти. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………..…. 3
1. Понятие, содержание и разновидности Демократического режима………………………………………………………..………
6
Либеральная демократия…………………………….…….
10
Представительная демократия……………………….…...
14
Прямая демократия…………………………….…….…….
15
Суверенная демократия……………………………………
18
2. Понятие, содержание и разновидности Антидемократического режима………………………………………………………………..
19
2.1. Авторитаризм………………………………………….…….
19
2.2. Тоталитаризм………………………………………….…….
26
Заключение……………………………………………….…..……… 35
Литература…………………………………………………..………..

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 196.79 Кб (Скачать документ)

Таким образом, демократический режим – это самый оптимальный режим, подразумевающий непосредственное участие народа в управлении государством.  
 
 
 
 
 
 

     
    1. Либеральная демократия
 

     Либера́льная  демокра́тия (другое название – полиа́рхия) является формой общественно-политического устройства – правовым государством на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан. Либеральная демократия ставит своей целью равное обеспечение каждому гражданину прав на соблюдение надлежащих правовых процедур, частную собственность, неприкосновенность личной жизни, свободу слова, свободу собраний и свободу вероисповедания. Эти либеральные права закреплены в высших законах (таких, как конституция или статут, либо же в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями), которые, в свою очередь, наделяют различные государственные и общественные органы полномочиями с целью обеспечения этих прав.

     Характерным элементом либеральной демократии является открытое общество, характеризуемое терпимостью, плюрализмом, сосуществованием и конкуренцией самого широкого спектра общественно-политических взглядов. Благодаря периодически проводимым выборам, каждая из групп, придерживающихся различных взглядов, имеет шанс получить власть.

     В либеральной демократии политическая группа, находящаяся у власти, не обязана разделять все аспекты идеологии либерализма 1(например, она может выступать за демократический социализм). Однако она обязана подчиняться упомянутому выше принципу господства права. Термин либеральный в данном случае понимается так же, как в эпоху буржуазных революций конца XVIII века: обеспечивающий каждому человеку защиту от произвола со стороны власти и органов правопорядка.

     Выборные  демократии по их системе правления. По мнению экспертов Freedom House, в этих странах смена правительства  путём выборов возможна. 
 
 

Либеральная демократия в мире 

Карта, отражающая данные рейтинга 2«Freedom in the World 2008».

██ свободные страны 
██ частично свободные страны 
██ несвободные страны

Государства по их системе правления 

██ президентские республики 
██ полупарламентские республики 
██ полупрезидентские республики 
██ парламентские республики 
██ парламентские конституционные монархии 
██ конституционные монархии 
██ абсолютные монархии 
██ однопартийные режимы 
██ военные диктатуры 

 

     Ряд организаций и политологов ведут  рейтинги уровня либеральной демократии по странам мира. Большинство специалистов полагает, что страны Европейского Сообщества, Япония, США, Канада, Австралия, Южная Африка, Новая Зеландия и  Индия являются либеральными демократиями. Распространено мнение, что ряд стран  Африки и бывшего СССР не являются демократиями, поскольку считается, что в этих странах правящие элиты  оказывают сильное влияние на исход выборов.

  Типы либеральных демократий

     Наличие либеральной демократии во многом определяется фактически реализованными принципами и соответствием режима вышеприведённым  критериям. Например, Канада формально является монархией, однако фактически управляется демократически избираемым парламентом. В Великобритании формально высшей властью обладает наследственный монарх, однако фактически такой властью обладает народ, через избранных им представителей (также существует противоположная точка зрения, что парламентаризм в Великобритании — всего лишь ширма для абсолютной монархии). Монархия в этих странах во многом носит символический характер.

     Существует  множество систем выборов для  формирования парламента, наиболее распространёнными  из которых являются мажоритарная система  и пропорциональная система. При  мажоритарной системе территория разделяется  на округа, в каждом из которых мандат достаётся кандидату, набравшему большинство  голосов. При пропорциональной системе места в парламенте распределяются пропорционально числу голосов, отданных за партии. В некоторых странах часть парламента формируется по одной системе, а часть по другой.

     Страны  также отличаются по методу формирования исполнительной и законодательной  власти. В президентских республиках  эти ветви формируются раздельно, что обеспечивает высокую степень  их разделения по функции. В парламентских  республиках исполнительная власть формируется парламентом и находится  в частичной зависимости от него, что обеспечивает более равномерное  распределение объёма властных полномочий между ветвями.

     Страны  Скандинавии, будучи либеральными демократиями, одновременно являются социал-демократиями. Это связано с высоким уровнем социальной защиты населения, равенством в уровне жизни, бесплатным средним образованием и здравоохранением, значительным государственным сектором в экономике и высокими налогами. Вместе с тем в этих странах государство не вмешивается в ценообразование (даже в государственном секторе, за исключением монополий), банки частные, и отсутствуют препятствия для торговли, в том числе международной; эффективные законы и прозрачные правительства надёжно защищают гражданские права людей и собственность предпринимателей.

Либеральная демократия в России

     На  Западе является общепринятой точка  зрения, что в России либеральная  демократия никогда не была реализована. Согласно рейтингу «Freedom in the World», СССР в 1990-1991 гг. и Россия в 1992-2004 гг. считались частично свободными странами, однако начиная с 2005 г. Россия попала в список несвободных стран. 

     
    1. Представительная  демократия
 

     Представительная демократия – форма государственного устройства, при которой основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам (в основном выборными методами).

     Представительная  (репрезентативная) демократия – является ведущей формой политического участия в современных государствах. Ее суть – в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения. Представительная демократия необходима особенно тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания не специалистов. Принципиальным недостатком представительной демократии является формирование властных органов посредством выборов, во время которых избиратели вынуждены голосовать за малознакомых им кандидатов, не представляющих интересы всех слоёв населения. Этот недостаток в ряде случаев устраняется заменой выборов жеребьёвкой для отбора в местную представительную власть депутатов из числа избирателей, желающих принять участие в её работе. При этом требуемый профессиональный уровень новых депутатов достигается в процессе практической работы под руководством наиболее опытной части депутатов, оставшихся с предыдущего созыва. 
 
 

     
    1. Прямая  демократия
 

     Непосредственная  демократия (прямая демократия) – фoрма политической организации общества, при которой основные решения принимаются непосредственно гражданами; прямое осуществление власти народом в общенациональном и местных масштабах, различные формы принятия решений самим населением общего и местного характера.

     По  формулировке, данной профессором М. Ф. Чудаковым, «непосредственная демократия – это совокупность способов и форм, при помощи которых личность или коллектив могут самостоятельно включаться в процесс принятия общеобязательных решений, либо участвовать в формировании и функционировании представительной системы, либо оказывать влияние на выработку государственной политики».

     Непосредственную  демократию отличают от представительной демократии – осуществления власти через избранные народом представительные органы. Главным недостатком выборной демократии по сравнению с прямой – подверженность коррупции.

     В политической истории встречались  ситуации использования институтов непосредственной демократии в ущерб  представительной и наоборот.

     Наиболее  распространенными формами прямой демократии являются: референдум – всенародное голосование по тем или иным вопросам общественно-политической жизни, инициированное гражданами; законодательная инициатива граждан (народная законодательная инициатива) – внесение законопроекта гражданами по собственной инициативе с обязательством представительного органа власти его рассмотреть; встречное предложение – право определенного количества граждан выдвигать альтернативное предложение в контексте процедуры законодательной инициативы или референдума. К процедурам прямой демократии иногда относят также процедуры досрочного отзыва депутатов.

     Плебисцит – процедура общенародного голосования, которая может быть инициирована не гражданами, а исключительно властными институтами, не имеет отношения к прямой демократии.

     Народные вече – были одной из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств.

     Элементы  прямой демократия наиболее развиты  в Швейцарии, Венесуэле и некоторых других странах, где наиболее часты референдумы. Но в большинстве стран, возможности инициировать референдум «снизу», то есть по инициативе самого народа – очень сильно ограничены законодательно или на практике.

     Обе формы осуществления власти – непосредственная и представительная – отнесены Конституцией РФ к основам конституционного строя.

     Согласно  части 2 статьи 3, народ осуществляет свою власть непосредственно, а также  через органы государственной власти и местного самоуправления. Праву  народа соответствует конституционное  право каждого гражданина РФ участвовать  в управлении делами государства  как непосредственно, так и через  своих представителей. В Конституции  РФ особо подчеркнута роль непосредственной демократии для местного самоуправления (глава 8). К непосредственной демократии тесно примыкают иные формы политического  участия, которые не дают права прямого  решения вопросов государственной  жизни, но позволяют оказывать влияние  на процесс принятия таких решений.

Информация о работе Основные виды политического (государственного) режима