Глава
17 ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО
ПРАВА ФРАНЦИИ
Французская
Республика - высокоразвитое капиталистическое
государство, ее население равно
населению Великобритании (58 млн. человек
в 1997 г.), но по территории она вдвое
больше Великобритании. Франция занимает
шестое место в мире по объему ВВП
и 15-е - по доле ВВП на душу населения
(наряду с Германией).
§ 1.
Конституция Франции
Структура
конституции. Конституцией Франции
обычно считается основной закон 1958
г., точнее, она состоит из трех документов:
Декларации прав человека и гражданина
1789 г., принятой во время Великой
французской революции (в ней
говорится о некоторых аспектах
правового статуса личности, в
связи с чем в конституции 1958
г. отсутствует соответствующий
раздел); преамбулы конституции 1946 г.,
принятой во время подъема демократического
движения после второй мировой войны
(в ней говорится о возможности
социально-экономических реформ и
о некоторых социально-экономических
правах личности); конституции 1958 г., в
которой есть ссылки на указанные
выше два документа и которая
прежде всего регулирует отношения
между высшими органами государства.
Конституция 1958 г. содержит также ссылки
на некоторые международные акты,
в которых участвует Франция (теперь
- договор о Европейском союзе
1992 г.), и другие основополагающие законы
(например, об ассоциациях 1901 г.), в связи
с чем отдельные французские
юристы включают их в "конституционный
блок".
Конституция
Франции 1958 г. невелика по объему, хотя
она и пространнее конституции
США. В ней наряду с краткой
преамбулой содержится 93 статьи, объединенные
в 15 разделов (разд. 13 "О Сообществе"
и 17 "Переходные постановления" отменены
в 1995 г.). Это 17-я конституция со времени
Декларации 1789 г.
Подготовка
и принятие конституции 1958 г. Конституция
была подготовлена и принята в
условиях острого внутриполитического
и внешнеполитического кризиса,
связанного прежде всего с борьбой
Алжира за освобождение от колониальной
зависимости. В этих условиях президент
де Голль, который во время второй
мировой войны руководил вооруженной
борьбой французского народа против
фашистских оккупантов, стремясь укрепить
политическую стабильность и свою личную
власть, в соответствии с полномочиями,
которые ему предоставил парламент
специальным законом, возглавил
разработку новой конституции взамен
конституции 1946 г. Делегируя ему
эти полномочия, парламент оговорил
ряд условий, касающихся содержания
новой конституции: парламент участвует
в ее разработке, имея 2/3 мест в Консультативном
комитете по ее подготовке; сохраняется
принцип разделения властей;
правительство
ответственно перед парламентом; источником
власти должно быть всеобщее голосование
и др. Проект конституции был обсужден
в Консультативном совете и Совете
министров и одобрен на референдуме
28 октября 1958 г. Делегированный способ
разработки конституции и ее принятие
на референдуме были новым явлением
во Франции - все предшествующие конституции
принимались парламентами.
Основные
черты, конституции. Конституция 1958 г.
в отличие, например, от итальянской
конституции 1947 г. не содержит положений
о социально-экономической структуре
общества; в ней почти нет положений
о политической системе (кроме статьи
о партиях), как отмечалось, нет
и раздела о правовом статусе
личности. Отдельные положения социально-экономического
характера содержатся в Декларации
1789 г. (о собственности, о равном налогообложении
с учетом состояния граждан), некоторые
экономические, политические и социальные
принципы названы в преамбуле
конституции 1946 г. (обращение в коллективную
собственность объектов, которые
приобретают характер национальных
общественных служб или фактических
монополий, участие трудящихся в
руководстве предприятиями, свобода
труда и обязанность трудиться,
профсоюзные свободы, социальное обслуживание
населения, отказ от войны с целью
завоеваний, возможность ограничения
государственного суверенитета для
защиты мира и на условиях взаимности).
В Декларации 1789 г. и в преамбуле
конституции 1946 г. перечислен также
ряд личных прав граждан и социально-экономических
прав (на образование, здравоохранение
и др.).
Конституция
1958 г., как уже отмечалось, в основном
peryлиpye^ взаимоотношения органов
государства. Она провозглашает
принцип национального суверенитета,
который осуществляется народом
через его представителей и на
референдуме, а также создание французского
Сообщества на базе свободного самоопределения
народов колоний (Сообщество фактически
прекратило свое существование десятки
лет назад, г юридически ликвидировано
реформой конституции в 1995 г.). Конституция
1958 г. подтвердила девиз республики:
"Свобода, равенство и братство",
возникший еще в XVIII в. во время
революции, провозгласила принцип
республики: "Правление народа, по
воле народа и для народа" (эта
формулировка впервые официально была
провозглашена в США в XIX в.), определила
основные условия для создания политических
партий и их роль, провозгласила, что
республиканская форма правления
не может быть предметом пересмотра.
В конституции определено соотношение
внутреннего и международного права:
договоры и соглашения, ратифицированные
Францией, имеют приоритет над
внутренним законодательством при условии
взаимности. В соответствии с принципом
взаимности в 1992 г. осуществлена интеграция
Франции в Европейский союз.
По форме
правления Франция - полупрезидентская,
полупарламентарная республика, по форме
территориально-политического устройства
- сложное унитарное государство
(Корсика - политическая автономия, Новая
Каледония - ассоциированное государство).
Во Франции существует демократический
государственный режим.
Изменение
конституции. Конституция 1958 г. "жесткая",
ее изменение проходит две стадии.
Сначала проект об изменениях принимается
раздельно обеими палатами простым
большинством голосов в идентичной
редакции, а затем такой закон
утверждается на референдуме или
конгрессом парламента (совместным заседанием
палат) большинством в 3/5 общего числа
голосов. На первой стадии законопроект
обсуждается, в него вносятся поправки.
На второй стадии (независимо от того,
референдум это или конгресс) можно
лишь голосовать "за", "против"
или воздержаться, что означает,
если речь идет о конгрессе, фактически
подачу голоса против, поскольку необходимые
3/5 исчисляются от общего состава
парламента. Вопрос о том, какую форму
утверждения применить, решает президент.
Право
предлагать поправки к конституции
принадлежит президенту, который
должен делать это по предложению
правительства, но на деле действует
самостоятельно, а также членам парламента.
Референдум
для изменения конституции применялся
в 1962 г., когда он изменил способ избрания
президента, и в 1992 г., когда в конституцию
был включен раздел о Европейских
сообществах и Европейском союзе.
В основном поправки вносились конгрессом
и имели несущественный характер,
кроме расширения права запроса
в Конституционный совет и
некоторых других. Последние существенные
поправки внесены конгрессом в 1995 г.:
о перечне вопросов, которые могут
быть вынесены на референдум, и о
порядке его проведения, о проведении
сессии парламента один раз в год,
об отмене принципа депутатской неприкосновенности
в случае уголовных преступлений,
об отмене разделов конституции о
французском Сообществе и переходных
положениях.
Конституционный
контроль. Конституционный контроль
во Франции осуществляется двумя
различными органами - Конституционным
советом и Государственным советом.
Первый рассматривает конституционность
актов парламента, второй - акты органов
исполнительной власти. Основная
часть Конституционного совета
назначается тремя высшими должностными
лицами: президентом, председателем
сената (верхней палаты парламента)
и председателем Национального
собрания (нижней палаты). Каждое
из этих должностных лиц назначает
треть членов Совета на девять
лет; их мандат невозобновляем,
быть членом Конституционного
совета можно только один раз.
Каждые три года обновляется
треть членов Совета. Другая часть
Конституционного совета - все бывшие
президенты республики. Нельзя совмещать
должность в Совете с членством
в парламенте и с должностями
в государственном аппарате, а
также с руководящей деятельностью
в государственном или частном
секторе экономики и с руководством
политической партией.
Конституционный
совет рассматривает жалобы в
связи с выборами в парламент,
по вопросам неизбираемости и несовместимости
должностей, принимает решения о
конституционности регламентов
палат парламента и тех изменений,
которые в них вносят палаты, до
их принятия палатами, а также органические
законы, участвует в подготовке выборов
президента, следит за тем, чтобы все
кандидаты имели равные возможности,
наблюдает за проведением референдума
и объявляет его результаты. Подсчет
голосов по выборам президента производится
под наблюдением Конституционного
совета. Он констатирует вакантность
поста президента, с ним должен
консультироваться президент при
введении в стране чрезвычайного
положения. На Конституционный совет
возлагается рассмотрение споров между
ветвями власти об их компетенции. В
Конституционный совет могут
обращаться с запросами президент
республики, председатель правительства,
председатели обеих палат парламента,
группы депутатов и сенаторов
в обоих случаях численностью
в 60 человек. Совет рассматривает
дело по системе досье: нет состязательного
процесса, вызова свидетелей и т.д. По
поручению председателя один из членов
Совета готовит письменный доклад по
делу, который затем рассматривается.
Процесс в Конституционном совете
письменный и закрытый.
Государственный
совет назначается президентом
и дает заключения правительству
о соответствии его актов закону,
а также оценивает с точки
зрения конституционности акты регламентарной
власти. Он имеет также судебные
полномочия, о которых будет сказано
ниже.
Конституционный
контроль во Франции является, по существу,
предварительным. Последующий конституционный
контроль осуществляется лишь по жалобам
граждан в Конституционный совет
на нарушение законом их конституционных
прав (с 1990 г.), но это возможно лишь после
рассмотрения таких жалоб Государственным
советом или судом. Последующий
конституционный контроль осуществляется
и при обращении граждан в административные
суды (в конечном счете - в Государственный
совет), но эти обращения должны быть связаны
с актами управления, нарушающими конституционные
права граждан.
§ 2.
Основы правового
статуса личности
Конституция
1958 г. упоминает лишь об отдельных
правах (равноправие, избирательные
права, коллективное право народов
на самоопределение), а также содержит
общие положения, из которых можно
сделать выводы о характере прав
личности во Франции, - положения о
светском, социальном, демократическом
государстве. Более детально об этом
говорится в Декларации 1789 г. и
в преамбуле конституции 1946 г. Отдельные
права и свободы личности закреплены
в более ранних законах, на которые
в общей форме даны ссылки в
преамбуле конституции 1946 г. (например,
свобода труда и предпринимательства,
равенство хозяина и работника
по конституции 1848 г., несколько законов
о свободе печати и собраний 1881
г., о свободе ассоциаций 1901 г., о
свободе совести 1907 г. и др.). Некоторые
права граждан были признаны только
после второй мировой войны (например,
право на забастовку, равенство избирательных
прав мужчин и женщин были закреплены
конституцией 1946 г., закон о свободе
ассоциаций издан в 1971 г., закон о
свободе образования - в 1977 г. и т.д.).
Содержание этих положений было расширено
толкованиями Конституционного совета,
в результате чего все эти документы
в совокупности закрепляют тот перечень
прав и свобод личности, который
соответствует международным стандартам.
Составной
частью основ правового статуса
личности является принцип равноправия.
Конституционные акты признают равенство
перед законом, равноправие мужчины
и женщины, равноправие независимо
от расы и национальности, равное право
на труд независимо от происхождения,
взглядов или вероисповедания, равный
доступ к образованию, культуре, приобретению
профессии.
К числу
социально-экономических прав относятся:
право собственности и ее неприкосновенность
(изъятие возможно на основе закона,
для общественных нужд и при условии
справедливого и предварительного
возмещения), право на равное налогообложение
в соответствии с состоянием граждан
и контроль за его необходимостью,
профсоюзные свободы и право
на забастовку (не могут бастовать
некоторые государственные служащие:
полиции, исправительных учреждений, неотложной
медицинской помощи, диспетчеры воздушных
сообщении, работники информационных
служб и др.), право трудящихся
участвовать через делегатов
в коллективном определении условий
труда и в руководстве предприятиями,
право личности и семьи на необходимые
условия для развития право на
охрану здоровья, материальное обеспечение,
отдых, бесплатное образование на всех
ступенях. Эти права закреплены в
основном в преамбуле конституции
1946 г.
К числу
политических прав, которые названы
в основном в преамбуле Декларации
1789 г. и в законах, входящих в "конституционный
блок" относятся: свобода объединения,
слова, печати, собраний, митингов, де монстраций.
Конституционные
документы закрепляют личные права
исходя и:
концепции
естественных прав человека (неприкосновенность
личности свобода совести, право
на публичные должности, право убежища
для
иностранцев).
В Декларации прав человека и гражданина
1789 г. записаны также и некоторые
общие принципы осуществления этих
прав: свобода состоит в возможности
делать все, что не приносит вреда
другому, границы устанавливаются
только законом; никого нельзя принуждать
тому, что не предписано законом.
В конституционном
праве Франции закреплены также
обязанности
личности:
трудиться, платить налоги для общественных
нужд. В качестве обязанностей государства
провозглашается бесплатное и светское
образование на всех ступенях, помощь
неимущим.
Защита
конституционных прав и свобод во
Франции осуществляется не только общими
(как в Великобритании) и административными
судами, но и специальными органами,
о которых говорилось выше, - Конституционным
советом и Государственным советом.
В первом рассматриваются законы
между их принятием парламентом
и промульгацией президентом. Граждане
в случае нарушения их конституционных
прав также могут обращаться в
Конституционный совет, но только после
прохождения других инстанций. Государственный
совет рассматривает акты исполнительной
власти, в том числе и на предмет
выявления нарушений конституционных
прав граждан, но только в том случае,
если эти акты изданы в качестве
самостоятельных, а не в развитие
на основе закона.