Основы конституционного права Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 14:56, реферат

Описание

Французская Республика - высокоразвитое капиталистическое государство, ее население равно населению Великобритании (58 млн. человек в 1997 г.), но по территории она вдвое больше Великобритании. Франция занимает шестое место в мире по объему ВВП и 15-е - по доле ВВП на душу населения (наряду с Германией).

Работа состоит из  1 файл

Франция.docx

— 48.90 Кб (Скачать документ)

Глава 17 ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ФРАНЦИИ

Французская Республика - высокоразвитое капиталистическое  государство, ее население равно  населению Великобритании (58 млн. человек  в 1997 г.), но по территории она вдвое  больше Великобритании. Франция занимает шестое место в мире по объему ВВП  и 15-е - по доле ВВП на душу населения (наряду с Германией).

§ 1. Конституция Франции

Структура конституции. Конституцией Франции  обычно считается основной закон 1958 г., точнее, она состоит из трех документов: Декларации прав человека и гражданина 1789 г., принятой во время Великой  французской революции (в ней  говорится о некоторых аспектах правового статуса личности, в  связи с чем в конституции 1958 г. отсутствует соответствующий  раздел); преамбулы конституции 1946 г., принятой во время подъема демократического движения после второй мировой войны (в ней говорится о возможности  социально-экономических реформ и  о некоторых социально-экономических  правах личности); конституции 1958 г., в  которой есть ссылки на указанные  выше два документа и которая  прежде всего регулирует отношения  между высшими органами государства. Конституция 1958 г. содержит также ссылки на некоторые международные акты, в которых участвует Франция (теперь - договор о Европейском союзе 1992 г.), и другие основополагающие законы (например, об ассоциациях 1901 г.), в связи  с чем отдельные французские  юристы включают их в "конституционный  блок".

Конституция Франции 1958 г. невелика по объему, хотя она и пространнее конституции  США. В ней наряду с краткой  преамбулой содержится 93 статьи, объединенные в 15 разделов (разд. 13 "О Сообществе" и 17 "Переходные постановления" отменены в 1995 г.). Это 17-я конституция со времени  Декларации 1789 г.

Подготовка  и принятие конституции 1958 г. Конституция  была подготовлена и принята в  условиях острого внутриполитического  и внешнеполитического кризиса, связанного прежде всего с борьбой  Алжира за освобождение от колониальной зависимости. В этих условиях президент  де Голль, который во время второй мировой войны руководил вооруженной  борьбой французского народа против фашистских оккупантов, стремясь укрепить политическую стабильность и свою личную власть, в соответствии с полномочиями, которые ему предоставил парламент  специальным законом, возглавил  разработку новой конституции взамен конституции 1946 г. Делегируя ему  эти полномочия, парламент оговорил ряд условий, касающихся содержания новой конституции: парламент участвует  в ее разработке, имея 2/3 мест в Консультативном  комитете по ее подготовке; сохраняется  принцип разделения властей;

правительство ответственно перед парламентом; источником власти должно быть всеобщее голосование  и др. Проект конституции был обсужден в Консультативном совете и Совете министров и одобрен на референдуме 28 октября 1958 г. Делегированный способ разработки конституции и ее принятие на референдуме были новым явлением во Франции - все предшествующие конституции  принимались парламентами.

Основные  черты, конституции. Конституция 1958 г. в отличие, например, от итальянской  конституции 1947 г. не содержит положений  о социально-экономической структуре  общества; в ней почти нет положений  о политической системе (кроме статьи о партиях), как отмечалось, нет  и раздела о правовом статусе  личности. Отдельные положения социально-экономического характера содержатся в Декларации 1789 г. (о собственности, о равном налогообложении  с учетом состояния граждан), некоторые  экономические, политические и социальные принципы названы в преамбуле  конституции 1946 г. (обращение в коллективную собственность объектов, которые  приобретают характер национальных общественных служб или фактических  монополий, участие трудящихся в  руководстве предприятиями, свобода  труда и обязанность трудиться, профсоюзные свободы, социальное обслуживание населения, отказ от войны с целью  завоеваний, возможность ограничения  государственного суверенитета для  защиты мира и на условиях взаимности). В Декларации 1789 г. и в преамбуле  конституции 1946 г. перечислен также  ряд личных прав граждан и социально-экономических  прав (на образование, здравоохранение  и др.).

Конституция 1958 г., как уже отмечалось, в основном peryлиpye^ взаимоотношения органов  государства. Она провозглашает  принцип национального суверенитета, который осуществляется народом  через его представителей и на референдуме, а также создание французского Сообщества на базе свободного самоопределения  народов колоний (Сообщество фактически прекратило свое существование десятки  лет назад, г юридически ликвидировано  реформой конституции в 1995 г.). Конституция 1958 г. подтвердила девиз республики: "Свобода, равенство и братство", возникший еще в XVIII в. во время  революции, провозгласила принцип  республики: "Правление народа, по воле народа и для народа" (эта  формулировка впервые официально была провозглашена в США в XIX в.), определила основные условия для создания политических партий и их роль, провозгласила, что  республиканская форма правления  не может быть предметом пересмотра. В конституции определено соотношение  внутреннего и международного права: договоры и соглашения, ратифицированные Францией, имеют приоритет над  внутренним законодательством при условии взаимности. В соответствии с принципом взаимности в 1992 г. осуществлена интеграция Франции в Европейский союз.

По форме  правления Франция - полупрезидентская, полупарламентарная республика, по форме  территориально-политического устройства - сложное унитарное государство (Корсика - политическая автономия, Новая  Каледония - ассоциированное государство). Во Франции существует демократический  государственный режим.

Изменение конституции. Конституция 1958 г. "жесткая", ее изменение проходит две стадии. Сначала проект об изменениях принимается  раздельно обеими палатами простым  большинством голосов в идентичной редакции, а затем такой закон  утверждается на референдуме или  конгрессом парламента (совместным заседанием палат) большинством в 3/5 общего числа  голосов. На первой стадии законопроект обсуждается, в него вносятся поправки. На второй стадии (независимо от того, референдум это или конгресс) можно  лишь голосовать "за", "против" или воздержаться, что означает, если речь идет о конгрессе, фактически подачу голоса против, поскольку необходимые 3/5 исчисляются от общего состава  парламента. Вопрос о том, какую форму  утверждения применить, решает президент.

Право предлагать поправки к конституции  принадлежит президенту, который  должен делать это по предложению  правительства, но на деле действует  самостоятельно, а также членам парламента.

Референдум  для изменения конституции применялся в 1962 г., когда он изменил способ избрания президента, и в 1992 г., когда в конституцию  был включен раздел о Европейских  сообществах и Европейском союзе. В основном поправки вносились конгрессом и имели несущественный характер, кроме расширения права запроса  в Конституционный совет и  некоторых других. Последние существенные поправки внесены конгрессом в 1995 г.: о перечне вопросов, которые могут  быть вынесены на референдум, и о  порядке его проведения, о проведении сессии парламента один раз в год, об отмене принципа депутатской неприкосновенности в случае уголовных преступлений, об отмене разделов конституции о  французском Сообществе и переходных положениях.

 Конституционный  контроль. Конституционный контроль  во Франции осуществляется двумя  различными органами - Конституционным  советом и Государственным советом.  Первый рассматривает конституционность  актов парламента, второй - акты органов  исполнительной власти. Основная  часть Конституционного совета  назначается тремя высшими должностными  лицами: президентом, председателем  сената (верхней палаты парламента) и председателем Национального  собрания (нижней палаты). Каждое  из этих должностных лиц назначает  треть членов Совета на девять  лет; их мандат невозобновляем, быть членом Конституционного  совета можно только один раз.  Каждые три года обновляется  треть членов Совета. Другая часть  Конституционного совета - все бывшие  президенты республики. Нельзя совмещать  должность в Совете с членством  в парламенте и с должностями  в государственном аппарате, а  также с руководящей деятельностью  в государственном или частном  секторе экономики и с руководством  политической партией.

Конституционный совет рассматривает жалобы в  связи с выборами в парламент, по вопросам неизбираемости и несовместимости  должностей, принимает решения о  конституционности регламентов  палат парламента и тех изменений, которые в них вносят палаты, до их принятия палатами, а также органические законы, участвует в подготовке выборов  президента, следит за тем, чтобы все  кандидаты имели равные возможности, наблюдает за проведением референдума  и объявляет его результаты. Подсчет  голосов по выборам президента производится под наблюдением Конституционного совета. Он констатирует вакантность  поста президента, с ним должен консультироваться президент при  введении в стране чрезвычайного  положения. На Конституционный совет  возлагается рассмотрение споров между  ветвями власти об их компетенции. В  Конституционный совет могут  обращаться с запросами президент  республики, председатель правительства, председатели обеих палат парламента, группы депутатов и сенаторов  в обоих случаях численностью в 60 человек. Совет рассматривает  дело по системе досье: нет состязательного  процесса, вызова свидетелей и т.д. По поручению председателя один из членов Совета готовит письменный доклад по делу, который затем рассматривается. Процесс в Конституционном совете письменный и закрытый.

Государственный совет назначается президентом  и дает заключения правительству  о соответствии его актов закону, а также оценивает с точки  зрения конституционности акты регламентарной власти. Он имеет также судебные полномочия, о которых будет сказано  ниже. 

Конституционный контроль во Франции является, по существу, предварительным. Последующий конституционный  контроль осуществляется лишь по жалобам  граждан в Конституционный совет  на нарушение законом их конституционных  прав (с 1990 г.), но это возможно лишь после  рассмотрения таких жалоб Государственным  советом или судом. Последующий  конституционный контроль осуществляется и при обращении граждан в административные суды (в конечном счете - в Государственный совет), но эти обращения должны быть связаны с актами управления, нарушающими конституционные права граждан.

§ 2. Основы правового  статуса личности

Конституция 1958 г. упоминает лишь об отдельных  правах (равноправие, избирательные  права, коллективное право народов  на самоопределение), а также содержит общие положения, из которых можно  сделать выводы о характере прав личности во Франции, - положения о  светском, социальном, демократическом  государстве. Более детально об этом говорится в Декларации 1789 г. и  в преамбуле конституции 1946 г. Отдельные  права и свободы личности закреплены в более ранних законах, на которые  в общей форме даны ссылки в  преамбуле конституции 1946 г. (например, свобода труда и предпринимательства, равенство хозяина и работника  по конституции 1848 г., несколько законов  о свободе печати и собраний 1881 г., о свободе ассоциаций 1901 г., о  свободе совести 1907 г. и др.). Некоторые  права граждан были признаны только после второй мировой войны (например, право на забастовку, равенство избирательных  прав мужчин и женщин были закреплены конституцией 1946 г., закон о свободе  ассоциаций издан в 1971 г., закон о  свободе образования - в 1977 г. и т.д.). Содержание этих положений было расширено  толкованиями Конституционного совета, в результате чего все эти документы  в совокупности закрепляют тот перечень прав и свобод личности, который  соответствует международным стандартам.

Составной частью основ правового статуса  личности является принцип равноправия. Конституционные акты признают равенство  перед законом, равноправие мужчины  и женщины, равноправие независимо от расы и национальности, равное право  на труд независимо от происхождения, взглядов или вероисповедания, равный доступ к образованию, культуре, приобретению профессии.

К числу  социально-экономических прав относятся: право собственности и ее неприкосновенность (изъятие возможно на основе закона, для общественных нужд и при условии  справедливого и предварительного возмещения), право на равное налогообложение  в соответствии с состоянием граждан  и контроль за его необходимостью, профсоюзные свободы и право  на забастовку (не могут бастовать  некоторые государственные служащие: полиции, исправительных учреждений, неотложной медицинской помощи, диспетчеры воздушных  сообщении, работники информационных служб и др.), право трудящихся участвовать через делегатов  в коллективном определении условий  труда и в руководстве предприятиями, право личности и семьи на необходимые  условия для развития право на охрану здоровья, материальное обеспечение, отдых, бесплатное образование на всех ступенях. Эти права закреплены в  основном в преамбуле конституции 1946 г.

К числу  политических прав, которые названы  в основном в преамбуле Декларации 1789 г. и в законах, входящих в "конституционный  блок" относятся: свобода объединения, слова, печати, собраний, митингов, де монстраций.

Конституционные документы закрепляют личные права  исходя и:

концепции естественных прав человека (неприкосновенность личности свобода совести, право  на публичные должности, право убежища  для

иностранцев). В Декларации прав человека и гражданина 1789 г. записаны также и некоторые  общие принципы осуществления этих прав: свобода состоит в возможности  делать все, что не приносит вреда  другому,  границы устанавливаются  только законом; никого нельзя принуждать тому, что не предписано законом.

В конституционном  праве Франции закреплены также  обязанности

личности: трудиться, платить налоги для общественных нужд. В качестве обязанностей государства  провозглашается бесплатное и светское образование на всех ступенях, помощь неимущим.

Защита  конституционных прав и свобод во Франции осуществляется не только общими (как в Великобритании) и административными  судами, но и специальными органами, о которых говорилось выше, - Конституционным  советом и Государственным советом. В первом рассматриваются законы между их принятием парламентом  и промульгацией президентом. Граждане в случае нарушения их конституционных  прав также могут обращаться в  Конституционный совет, но только после  прохождения других инстанций. Государственный  совет рассматривает акты исполнительной власти, в том числе и на предмет  выявления нарушений конституционных  прав граждан, но только в том случае, если эти акты изданы в качестве самостоятельных, а не в развитие на основе закона.

Информация о работе Основы конституционного права Франции