Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 14:56, реферат
Французская Республика - высокоразвитое капиталистическое государство, ее население равно населению Великобритании (58 млн. человек в 1997 г.), но по территории она вдвое больше Великобритании. Франция занимает шестое место в мире по объему ВВП и 15-е - по доле ВВП на душу населения (наряду с Германией).
Существует также особый орган - парламентский посредник (омбудсман), но его полномочия ограниченны. Обращаться к нему с жалобами на нарушения конституционных прав можно только через членов парламента; он не может вести собственное расследование, а лишь обращает внимание органов государства на нарушения.
Защита
основополагающих прав и свобод возможна
на международном уровне, если исчерпаны
внутренние возможности или если
лицо оспаривает решения национальных
судов, ссылаясь на их противоречия международным
актам. В частности, французские граждане
могут обращаться в органы Совета Европы
- в Европейскую комиссию по правам человека
и в Европейский суд по правам человека
(в Страсбурге).
§ 3. Правовое регулирование общественных объединений
Наиболее
активное влияние на политическую жизнь
оказывают политические партии. Во
Франции действует несколько
десятков политических партий (на выборах
в парламент участвует обычно
более 40, включая партии Корсики
и заморских регионов). Они постоянно
изменяются: сливаются, разделяются, меняют
политическую линию и названия. Наиболее
крупными из них являются: на левом
фланге - Французская социалистическая
партия (около 900 тыс. членов), являющаяся
одним из главных отрядов
Движение
реформаторов. Ближе к правому
центру находится Объединение в
поддержку республики, основанное в
1958 г. сторонниками генерала де Голля (около
900 тыс. членов), отстаивающее самостоятельность
Франции на международной арене,
а во внутренней политике - "ассоциацию
труда и капитала". На правом фланге
находится Республиканская
Основы
статуса партий в конституционном
праве Франции впервые
Специального закона о политических партиях во Франции в отличие, например, от Германии нет; их создание и деятельность регулируются более общим законом об ассоциациях 1901 г. Партии, как и другие ассоциации, создаются без какого-либо разрешения, путем подачи декларации (заявления) в органы министерства внутренних дел. Для получения прав юридического лица они должны быть зарегистрированы в этих же органах.
Законы, принятые в 90-х годах, регулируют финансирование политических партий со стороны граждан и государства. Для частных лиц установлен определенный предел финансовых пожертвований партиям. Государство поддерживает политические партии по двум основаниям: поддерживает партии и политические группировки, выдвигающие не менее 75 кандидатов в нижнюю палату парламента; осуществляет финансирование партий и политических группировок в зависимости от численности их фракций в парламенте. Партии должны ежегодно публиковать свои финансовые отчеты, в противном случае они лишаются государственной поддержки. Контроль осуществляет Национальная комиссия за контролем счетов по избирательным кампаниям и выборам.
Предпринимательские союзы во Франции имеют различные формы:
национальная и отраслевые ассоциации, торгово-промышленные палаты, союзы работодателей и др. В отличие от Великобритании членство торговых и промышленных предприятий в торгово-промышленных палатах (общегосударственной и местных) во Франции обязательно, поскольку в этой стране они осуществляют некоторые публичные функции.
Профсоюзы
во Франции организованы в основном
по производственному признаку. Действует
несколько профсоюзных центров:
Всеобщая конфедерация труда (600 тыс. членов).
Форсвриер (Рабочая сила, 400 тыс. членов),
Французская конфедерация христианских
трудящихся (100 тыс. членов) и др. Профсоюзы
играют значительную роль в производственных
советах на предприятиях, но профсоюзное
движение раздроблено, руководители профсоюзных
объединений ориентируются и
на левые, и на правые силы.
§ 4. Правовое регулирование институтов непосредственной демократии
Во Франции нет права досрочного отзыва депутата (в том числе и в местных советах), не используется народная законодательная инициатива. Институтами непосредственной демократии, урегулированными правом, являются выборы и референдум.. Широко используются и опросы общественного мнения, которые получили законодательное регулирование: их запрещено, например, проводить в определенные периоды избирательной кампании. Но они служат лишь выявлению мнения населения. Пpaвoвoе регулирование выборов. Активным избирательным правом пользуются граждане, обладающие политическими и гражданскими правами, достигшие ко дню выборов 18 лет. Существует ценз оседлости:
в избирательные
списки вносятся лица, проживающие
в коммуне (низовой единице
Пассивное
избирательное право для
Округа по выборам в нижнюю палату одномандатные, в сенат - многомандатные, выборы президента осуществляются по единому общегосударственному (национальному) округу. Нижняя палата избирается в два тура по смешанной мажоритарной системе: в первом туре для избрания необходимо получить абсолютное большинство, во втором - относительное большинство, но баллотируются все кандидаты, получившие в первом туре не менее 12,5% голосов избирателей. В первом туре обычно избирается небольшое число депутатов.
Сенат
избирается путем косвенных выборов
- специальной избирательной
Голосование членов избирательной коллегии происходит в главном городе департамента (он же главный город региона); от департамента членами избирательной коллегии избирается 2-3 и более сенаторов (всего сенаторов более 300), по пропорциональной системе избираются 69 сенаторов, остальные - по мажоритарной системе абсолютного большинства в два тура.
Президент
избирается прямыми выборами (после
реформы конституции в 1962 г.). Для
выдвижения кандидатуры требуется
500 подписей но не рядовых избирателей,
а лиц, занимающих определенные должности:
членов парламента, советов департаментов,
совета Парижа, территориальных собраний,
мэров. Причем эти подписи под
заявлением о выдвижении кандидатуры
должны представлять по меньшей мере
30 департаментов и заморских
Региональные советы избираются по пропорциональной системе по многомандатным округам, панашаж и преференциальный вотум не допускаются. Существует пятипроцентный заградительный барьер.
Генеральные советы в департаментах избираются по мажоритарной системе, по одномандатным округам (округами служат исторические единицы - кантоны, не имеющие органов самоуправления и администрации). Они избираются на 6 лет с обновлением наполовину каждые 3 года.
При избрании муниципальных советов (городских, населенных пунктов, групп поселений, которые обобщенно называются коммунами) используются разные системы. В крупных коммунах (более 3,5 тыс. жителей) применяется мажоритарная система, но по спискам партий: каждая партия должна выдвинуть столько кандидатур, сколько членов совета избирается (обычно это число невелико), а избиратель голосует за тот или иной список партии. В мелких коммунах выборы проходят по смешанной мажоритарной системе - во втором туре достаточно OTHOCF тельного большинства.
Результаты выборов президента могут быть обжалованы в Конституционный совет, остальных выборов - в органы административной юстиции.
Референдум.
Конституционное право Франции
предусматривает широкое
Референдум
может проводиться президентом
по предложению правительства или
по совместному предложению обеих
палат парламента, но только по определенному
кругу проблем, установленному новой
редакцией ст. 11 конституции в 1995
г. Это организация публичных
властей, реформы в экономической
и социальной политике и публичных
службах, осуществляющих эту политику,
ратификация международных
1) уступка,
присоединение, обмен
§ 5. Законодательная власть
Законодательная власть принадлежит парламенту. Президент подписывает законы, но в отличие от стран с влиянием англосаксонского npaва он не охватывается понятием парламента.
Структура
парламента. Парламент состоит из
двух палат: Национального собрания
(557 депутатов от метрополии и 22 - от
заморских территорий) и сената (321
член). Депутаты и сенаторы обладают
депутатским индемнитетом, даже если
их действия наказуемы по закону (например,
они не отвечают за оскорбления на
заседании палаты и ее комиссий,
хотя и подвергаются за это дисциплинарным
взысканиям в соответствии с регламентами
палат). Индемнитет включает также обязанность
государства обеспечивать депутатам
их материальные потребности для
выполнения ими своих депутатских
обязанностей. Они получают высокое
денежное довольствие, состоящее из
двух частей: основного жалованья
и дополнительного (приблизительно
четверть основного), которое должно
выплачиваться в зависимости
от участия членов парламента на пленарных
заседаниях палат и в комиссиях
(на практике удержания из этой части
жалованья не производятся). Как
уже отмечалось, депутат после
избрания обязан представить в бюро
палаты парламента декларацию об имущественном
положении (в отличие отданных о
президенте эти сведения секретны).
Такая же декларация представляется
и при окончании мандата. С 1995
г. члены парламента имеют ограниченный
депутатский иммунитет: к ним
могут применяться арест и
другие формы лишения свободы
в случае совершения ими уголовного
преступления, они могут быть задержаны
на месте преступления. В других
случаях для лишения иммунитета
требуется разрешение бюро палаты.
Ограничение свободы или