Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 14:56, реферат
Французская Республика - высокоразвитое капиталистическое государство, ее население равно населению Великобритании (58 млн. человек в 1997 г.), но по территории она вдвое больше Великобритании. Франция занимает шестое место в мире по объему ВВП и 15-е - по доле ВВП на душу населения (наряду с Германией).
Президент республики занимает главное место в системе органе! государства. Даже разделы конституции, посвященные высшим органа и государства, начинаются не с законодательной власти, а с президента Президент следит за соблюдением конституции, является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдена международных договоров. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства.
Президент обладает большими полномочиями, которые можно разделить на две группы: осуществляемые им самостоятельно (личные полномочия) и требующие контрассигнатуры премьер-министра (иногда также отдельных министров, ответственных за выполнение данного акта президента). К первой группе полномочий, осуществляемых президентов;
самостоятельно,
относятся: 1) право роспуска Национального
собрания по своему усмотрению (для
этого президент должен лишь проконсультироваться
с председателями палат парламента
и премьер-министром, но такая консультация
его ни к чему не обязывает). Роспуск
не может быть произведен в течение
года после предыдущего роспуска
(поэтому президент не может использовать
это право чаще, чем раз в
год), с также во время чрезвычайного
положения; 2) право ввести в стране
чрезвычайное положение, во время которого
может быть установлена, по существу,
президентская диктатура: по конституции
президент может принять любые
меры, которые диктуются обстановкой.
До введения чрезвычайного положения
он предварительно должен провести такие
же консультации, как и при роспуске
нижней палаты парламента. Парламент
во время чрезвычайного положения
не может быть распущен, напротив, если
он не заседает, то созывается, но он не
может отменять акты президента, хотя
и может передать дело о его
государственной измене в Высокий
суд правосудия; 3) право назначать
премьер-министра, министров, высших гражданских
и военных должностных лиц
и смещать их (по заявлениям об отставке).
Назначение правительства президентом
требует последующего одобрения
правительственной программы
9) президент
ратифицирует международные
Полномочия
президента, требующие контрассигнатуры
членов правительства, немногочисленны:
созыв парламента на чрезвычайную сессию;
подписание декретов и ордонансов,
принятых Советом министров; назначение
на гражданские и военные
На практике
президент расширяет свою власть,
и без того очень большую, в
частности за счет правительства. В
осуществлении полномочий президенту
помогает его собственный аппарат
- несколько сот личных сотрудников.
Все они назначаются
Президент несет ответственность перед особым судом, о котором уже говорилось выше.
Правительство. Правительство Франции - Совет министров состоит из премьер-министра и министров (в 1997 г. - 32 министра, в том числе 4 женщины). Их назначает президент (министров - по представлению премьера). Вице-премьера во Франции нет. Президент может назначать министров по своему усмотрению, но при этом должен учиты вать расстановку сил в парламенте: правительство должно пользоваться доверием парламента, когда будет поставлен этот вопрос, иначе оно должно будет уйти в отставку (президент может также распустить парламент по своему усмотрению). Доверие не обязательно должно быть получено после формирования правительства: само правительство может поставить вопрос о доверии в любое время, точно так же как в любое время может быть внесена депутатами нижней палаты резолюция порицания. Но по традиции после формирования правительства обычно голосуется вопрос о доверии ему. Должность члена правительства несовместима с парламентским мандатом, государственной службой, профессиональной оплачиваемой деятельностью. Но ее можно совмещать с членством в местном совете и даже с постом председателя местного совета на любом уровне.
Как и в Великобритании, во Франции существует различие между правительством и кабинетом министров, но это различие иного рода. Совет министров - это заседание правительства под председательством президента, на котором президент осуществляет полномочия, принадлежащие правительству. Акты, принятые на таком заседании, подписываются президентом. Кабинет министров созывается премьер-министром по специальному поручению президента и по указанным им вопросам. Председательствует на таких заседаниях премьер-министр. Заседания кабинета созываются редко.
Полномочия
правительства делятся на две
группы. Наиболее важные из них правительство
осуществляет коллегиально, на заседании
Совета министров, и в этом случае
решающая роль в направлении деятельности
правительства принадлежит
На практике они реализуются от имени правительства премьер-министром, который во Франции, как и во многих других странах, занимает особое положение в правительстве. Он координирует работу министерств, контролирует их, председательствует в различных межминистерских комитетах, объединяющих группы министерств, сходных по профилю работы, несет личную ответственность за оборону страны (хотя назначениями на высшие военные должности ведает президент), "обеспечивает исполнение законов" (по конституции это его личная обязанность), осуществляет регламентарную власть и вправе издавать декреты без рассмотрения в Совете министров (правда, это акты более низкого уровня по сравнению с актами, принятыми коллегиально, и они подлежат контрассигнатуре министров). Премьер-министр вправе создавать смешанную паритетную комиссию при разногласиях палат парламента (членов в нее назначают палаты, но в требовании создать комиссию премьеру не может быть отказано); он может по своему усмотрению ставить вопрос, в центральном городе судебного округа или кантоне. В составе трибунала несколько судей, но дело рассматривает один судья, единолично. В этом трибунале рассматриваются сравнительно небольшие гражданские дела - с ценой иска до 20 тыс. франков (по мелким делам - до 7 тыс. франков - обжалование вообще не допускается). Судья рассматривает и мелкие уголовные дела - лишение свободы до двух месяцев, штраф до 6 тыс. франков; тогда он действует в форме полицейского суда(трибунала).
В каждом
департаменте или судебном округе,
объединяющем несколько мелких департаментов,
создается трибунал большой инстанции
(в крупном департаменте их несколько).
Он имеет палаты по уголовным и
гражданским делам. Эти палаты заседают
обычно в составе трех судей, некоторые
дела рассматривает судья
Высшее звено - апелляционные суды (их 34). Судебный округ апелляционного суда охватывает в среднем 3-4 департамента. В составе апелляционного суда множество палат - по гражданским, уголовным, социальным делам, обвинительная палата по делам военнослужащих, по делам несовершеннолетних и др. Суд рассматривает дела всегда коллегиально, в составе нескольких судей.
Суды присяжных, в том числе особые суды присяжных по делам несовершеннолетних и суды присяжных для военнослужащих, являются особым звеном в системе общих судов. Они создаются в каждом департаменте и рассматривают только уголовные дела. Судебное присутствие состоит из трех профессиональных судей и девяти присяжных (народных) заседателей, подбираемых путем жеребьевки из списка избирателей (отказ от выполнения этой обязанности карается штрафом).
Специальные суды создаются по разным вопросам: кроме "государственных" судов по делам несовершеннолетних и военнослужащих существуют и специальные суды, формируемые особым образом. Это суды по торговым делам (избираются коммерсантами), советы по трудовым соглашениям (избираются предпринимателями и работниками на паритетных началах), суды по арендным делам (избираются сторонами на паритетной основе).
Возглавляет
судебную систему Кассационный суд
(его часто называют Верховным
судом). В его составе несколько
палат, которые рассматривают
Систему
судов административной
Прокуроры действуют при судах разного уровня. При Кассационном суде состоит генеральный прокурор. Все прокуроры подчиняются министру юстиции, они представляют в судах государство (поддерживают обвинение, защищают интересы государства по гражданским делам).
§ 8. Региональное и местное самоуправление и управление
Франция
делится на регионы, департаменты и
коммуны, которые считаются
экономический, социальный, культурный. Новая Каледония (бывшая колония) имеет теперь статус "ассоциированного государства" с Францией. У нее есть местный парламент, но в отличие от "ассоциированных государств" США, которые ранее были подопечными территориями, вопрос о членстве Новой Каледонии в ООН не ставился.
Низовой
административно-
Коммунальный (муниципальный) совет принимает бюджет, устанавливает местные налоги, распоряжается имуществом коммуны, утверждает служащих, принимает программы развития, занимается рынками, санитарией, местными дорогами и т.д. Местные дороги принадлежат коммуне (общине) на праве публичной собственности, предприятия, леса - на праве частной собственности. Муниципальный совет может быть досрочно распущен декретом президента, принятым на заседании Совета министров, но только по одной причине: если он не способен управлять коммуной. Этот декрет может быть оспорен в административном суде.
В департаментах
(их 96 во Франции и 3 заморских департамента)
избирается генеральный (департаментский)
совет тоже на 6 лет. Он ведает примерно
теми же вопросами, что и коммунальный
совет, но его полномочия гораздо
шире. Как отмечалось, совет обновляется
по частям (на 1/2 через 3 года). Исполнительным
органом совета с 1982 г. является не назначаемый
префект (позже он получил название
комиссара республики, но сегодня
используется и прежний термин),
а избираемый им председатель совета.
Тем не менее совет департамента
менее самостоятелен в своих
действиях, чем совет общины, он более
жестко контролируется центром, префекту
подчинены также некоторые
В регионах, объединяющих 3-5 департаментов (22 в метрополии и 4 заморских региона - Гваделупа, Гвиана, Мартиника, Реюньон), также избирается региональный совет (с 1986 г. - прямыми выборами). Он имеет более разветвленную систему служб, ряд комитетов, которые выполняют не распорядительные, а консультативные функции. В состав комитетов входят представители предпринимателей, профсоюзов, общественных организаций, лица, назначенные правительством. Исполнительным органом совета является избираемый им председатель. Наряду с ним совет региона избирает бюро. Некоторые департаменты метрополии (это крупные города, в том числе Париж, Лион) разделены на внутригородские районы (округа) с избираемыми советами и мэрами.