Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 14:56, реферат
Французская Республика - высокоразвитое капиталистическое государство, ее население равно населению Великобритании (58 млн. человек в 1997 г.), но по территории она вдвое больше Великобритании. Франция занимает шестое место в мире по объему ВВП и 15-е - по доле ВВП на душу населения (наряду с Германией).
Французский парламентарий имеет свободный мандат, но фракционная партийная дисциплина во Франции в отличие, например, от США очень жесткая. Любой императивный мандат недействителен, права отзыва не существует. Совмещение депутатского мандата с государственными должностями невозможно, избранный должен отказаться от должности и некоторых других постов в течение двух недель после избрания (или отказаться быть парламентарием).
Каждая палата имеет бюро, в состав которого входят председатель палаты (он является представителем наиболее крупной партийной фракции в палате), вице-председатели, секретари и квесторы (последние поддерживают порядок в палате и занимаются административно-хозяйственными вопросами). Помимо руководства заседанием палаты председатель имеет и другие полномочия: председатели палат назначают по три члена в Конституционный совет, председатель нижней палаты председательствует в конгрессе парламента при утверждении поправок к конституции, а председатель верхней палаты исполняет функции президента республики в случае вакантности поста. С председателями палат должен консультироваться президент в случае введения чрезвычайного положения. Председатель палаты принимает решение, если правительство заявляет, что данный законопроект входит в сферу регламентарной власти и не должен рассматриваться парламентом (в конечном счете обращаются в Конституционный суд). Председатель вправе в случае необходимости вызвать в палату воинские части.
Как и в других парламентах, в палатах французского парламента существуют постоянные комиссии, которые предварительно обсуждают законопроекты и в определенной мере контролируют деятельность
382
правительства (последнее, однако, обязано представлять документы только финансовым комиссиям). Каждый парламентарий обязан входить в постоянную комиссию, но число таких комиссий ограничено: в каждой палате их может быть не более шести.
Наряду
с постоянными образуются специальные
комиссии. Бывают временные объединенные
специальные комиссии палат, создаваемые
по требованию правительства для
изучения конкретного проекта закона.
В них входит 41 член нижней палаты
на основе пропорционального
Повестка дня заседаний палаты определяется совещанием председателей (бюро палаты и председатели фракций).
Депутатские
объединения (во Франции их называют
политическими группами) образуются
в том случае, если в них входят
в нижней палате не менее 20 парламентариев,
в верхней - не менее 14. Эти объединения
(фракции) должны публиковать декларации
(заявления) о своих целях. На основе
пропорционального
Внутренняя структура сената аналогична структуре Национального собрания. Сенаторов приблизительно вдвое меньше, чем членов нижней палаты, и избираются они на более длительный срок (не на пять, а на девять лет).
Полномочия парламента. Как и другие парламенты, французский парламент обладает законодательными, контрольными, судебными, внешнеполитическими и иными полномочиями. Свои экономические полномочия (например, принятие бюджета, планов экономического и социального развития) он реализует, как правило, путем принятия законов.
Осуществляя законодательную деятельность, парламент принимает обыкновенные, органические и конституционные (изменяющие конституцию) законы, но сфера регулирования путем принятия обыкновенных законов ограниченна (органические законы принимаются по вопросам, указанным в конституции, а закон о ее изменении можно принять по любому вопросу, кроме специально указанных в ней: например, нельзя изменить республиканскую форму правления). Французский парламент по конституции 1958 г. - это парламент с ограниченной компетенцией (повторяем, что это относится прежде всего к обыкновенным законам).
В конституции
содержится перечень вопросов, по которым
парламент может принимать
Принятие
обыкновенных законов проходит несколько
стадий. Правительственный законопроект
представляется в любую палату, законодательное
предложение депутата - только в
бюро его палаты. Предложение депутата
не принимается, если оно требует
увеличения расходов или уменьшения
доходов государства. Бюро передает
законодательное предложение
общую дискуссию, постатейное обсуждение, голосование в целом. Возможно четвертое и пятое чтения, если законопроект возвращается из другой палаты непринятым. Однако правительство вправе прервать любую дискуссию и потребовать "блокированного голосования" - с учетом только поправок правительства.
Поскольку
проект передается в другую палату
не после его окончательного принятия,
а после первого или
Закон
после принятия передается президенту
для промульгации. Подготовку закона
к промульгации осуществляет генеральный
секретарь правительства. Он собирает
подписи министров, снабжает закон
необходимыми приложениями. Президент
в течение 15 дней может потребовать
нового рассмотрения закона. Это слабое
вето. Оно преодолевается путем вторичного
принятия закона простым (а не квалифицированным)
большинством голосов и потому практически
почти не используется (в 1946-1996 гг. оно
использовалось в среднем 1 раз в
три с половиной года, но президент
Миттеран, например, применял его за
14 лет лишь 2 раза). Новое обсуждение
законопроекта после применения
президентом права вето оформляется
его декретом, в котором указывается,
какая часть акта подлежит обсуждению
и какая палата должна его начать.
Для вторичного обсуждения законопроект
сначала поступает в
Некоторые акты до их подписания президент вправе направить на заключение в Конституционный совет. Органические законы направляются туда в обязательном порядке. Обратиться в Конституционный совет до подписания закона президентом могут депутаты и сенаторы (60 членов каждой палаты).
Издание
органических законов также жестко
регламентировано. Установлены определенные
сроки для изучения проекта законодателями
(не менее 15 дней с момента его
внесения). По органическим законам, касающимся
верхней палаты, преодолеть ее вето
невозможно, так как эти законы
могут быть приняты только обеими
палатами. По другим законопроектам, если
они приняты смешанной
Парламент может делегировать правительству законодательные полномочия, но при наличии у последнего программы для их осуществления и на время. Ордонансы для реализации этих полномочий должны быть внесены в парламент на утверждение.
Французский
парламент применяет почти все
известные формы контроля за деятельностью
правительства, кроме интерпелляции
(хотя она и названа в регламенте,
но на деле осуществляется по процедуре
резолюции порицания). Для контроля
применяются вопросы к
Контроль
за деятельностью правительства, связанный
с санкциями, осуществляется только
нижней палатой. Она может заставить
правительство уйти в отставку в
результате резолюции порицания
или отказа з доверии. Правительство
может обратиться и к сенату с
просьбой о юверии, но если он откажет,
правительство не обязано уходить
в отставку. Вопрос о доверии правительство
может поставить само в связи
с его требованием к парламенту
принять правительственную
В отличие от вопроса о доверии резолюция порицания вносится депутатами. Внесение ее затруднено рядом процессуальных требований:
сделать
это может только группа депутатов,
составляющая не менее 1/10 численности
парламента; голосоваться эта резолюция
может не ранее чем через 48 часов
после ее внесения (за это время
правительство может принять
меры воздействия на депутатов); авторам
отвергнутой резолюции
Судебные
полномочия парламента связаны с
созданием им особых судов для
рассмотрения дел высших должностных
лиц и с формулированием
Парламент
проводит одну ежегодную сессию, которая
длится с начала октября по конец
июня. Переход во Франции к одной
девятимесячной сессии с 1995 г. объясняют
сокращением законодательной
§ 6. Исполнительная власть
Исполнительную власть осуществляют президент республики и правительство (Совет министров), причем правительство в качестве Совет;
министров
заседает под председательством
президента, а в качестве кабинета
- под председательством премьер-