Основы конституционного строя России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 13:52, реферат

Описание

Приступая к характеристике основ конституционного строя государства надо вспомнить понятие государства.
Государство - это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим распоряжениям обязательную силу для населения всей страны.

Работа состоит из  1 файл

конст право 4.docx

— 50.93 Кб (Скачать документ)

 Контроль  за соблюдением религиозной организацией  ее устава осуществляет зарегистрировавший  ее орган, а надзор за соблюдением законодательства — прокуратура.  

 Ликвидация  религиозной организации может  быть осуществлена: 

  ÷ по решению ее учредителей или органа, уполномоченного на то ее уставом; 

  ÷ по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений ею закона либо в случае систематического осуществления ею деятельности, противоречащей ее уставным целям (представление в суд вправе вносить орган, регистрирующий религиозные организации, орган прокуратуры, орган местного самоуправления).

Экономические  основы    

 В  качестве экономической основы конституционного строя Российской Федерации выступает социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется на основе рыночных отношений (ст. 8 Конституции РФ).   

  Экономические  основы  конституционного  строя РФ включают:

  • разнообразие и равенство всех форм собственности (государственная, муниципальная, частная и иные), в том числе на землю и другие природные ресурсы - право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в случае необходимости производится лишь при условии  предварительного и равноценного возмещения (ст. 35 Конституции РФ);
  • свобода экономической деятельности и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств предполагает: возможность беспрепятственного создания и преобразования предприятий, распоряжения продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли; свободу торговли, банковской и биржевой деятельности, создание хозяйственных объединений;
  • добросовестная конкуренция и ее поддержка государством - выражается в подавлении монополизма и монополистических тенденций в борьбе за получение прибыли (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ) и включает разгосударствление, приватизацию и акционирование предприятий, специальные антимонопольные меры, стимулирование инвестиционной активности. (Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г.);
  • единство  экономического  пространства  - означает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; территория России представляет собой своеобразный общий рынок с едиными правилами.
 

   Конституционные  основы рыночной экономики не  только не исключают, но и  предполагают государственное регулирование  экономических отношений, наличие  государственных предприятий и учреждений, в том числе и субъектов Федерации, а также возможность административного вмешательства в экономическую жизнь.

Социальные  основы  

 Основные  социальные устои государства  выражаются в его социальной  политике, тесно взаимодействующей  с экономической политикой и  представляющей часть общей политики  государства, которая регулирует  отношения по поводу благосостояния  граждан, удовлетворения их материальных и духовных потребностей, обеспечения каждому достойных человека условий существования. Поэтому в рамках социальной политики можно говорить о социально-политических, социально-экономических и иных подобных явлениях и процессах.  

  Социальная сущность РФ складывается из:  

1) ограничений государственной власти РФ социально-экономическими правами граждан;  

2) невмешательства государства в рыночную экономику, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством: общие направления экономической политики, ограничение монополий в экономической деятельности, производстве.  

 В  Конституции Российской Федерации  социальное государство характеризуется  как государство, главной задачей  социальной политики которого  является создание условий, обеспечивающих  достойную жизнь и свободное  развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ). Эта задача обусловливает основные направления социальной политики Российской Федерации, реализация которых обеспечит создание главных элементов социальной государственности (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ).   

  Социальные  основы конституционного строя РФ, относящиеся к условиям жизни человека следующие (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ): 

 ≈  охрана труда и здоровья людей;  

 Охрана  труда выражается: 

* в  конституционном праве каждого  свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрещении принудительного труда (ч. 1 и 2 ст. 37 Конституции РФ);  

* в  праве каждого на труд в  условиях, отвечающих требованиям  безопасности и гигиены, на  вознаграждение за труд без  какой-либо дискриминации, на  защиту от безработицы (ст. 37 Конституции РФ); 

* в  охране здоровья граждан и  бесплатная медицинская помощь (ст.41 Конституции РФ);  

* в  ответственности государства за  предоставление каждому гражданину  достойного человека прожиточного  минимума и вознаграждение за  труд не ниже установленного  федеральным законом минимального  размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).   

 Однако  этот размер зависит от экономических  возможностей государства и на сегодняшний день не соответствует той цели, для достижения которой он установлен.  

 ≈  обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;   

 Конституция  Российской Федерации устанавливает,  что:  

 * семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства (ст. 38 Конституции РФ); 

 * брак, основанный на добровольном согласии и равноправии супругов, обусловливает их равное право и обязанность заботиться о своих детях, содержать и воспитывать их до совершеннолетия.  

 * законодательство обязывает трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о своих нетрудоспособных и нуждающихся родителях. Государство возлагает на себя содержание, воспитание и образование детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, поощряет благотворительную деятельность по отношению к детям. 

 ≈ развитие системы социальных служб;  

 В  широком смысле в их сферу  входят вопросы оплаты и условий труда, занятости, обеспечения потребности в товарах и услугах, жилищных условий, охраны здоровья населения, образования, культуры, бесперебойного функционирования транспорта и связи и т.д. В узком смысле к социальным службам относят специальные службы социального обеспечения и социальной защиты. 

 ≈  гарантированный минимальный размер оплаты труда, пенсии, пособии и иных гарантий социальной защиты.  

 Установив  социальные основы конституционного  строя, Российская Федерация испытывает  значительные трудности в их  реализации. Причиной является отсутствие  реальной социальной ориентации экономической реформы, а следствием - нарушения неотъемлемых прав граждан, систематическое снижение эффективности социальной функции государства.

Правовые  основы   

 В  соответствии со ст. 1 Конституции  Российская Федерация является  правовым государством.  

 Представления  о государстве как организации,  осуществляющей свою деятельность на основе закона, сложились еще в Древней Греции и Риме. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства. В средние века Н. Макиавелли и Ж. Боден обосновали задачу государства, которая состоит в обеспечении и охране прав и свобод граждан. В эпоху начавшихся демократических революций (XVII-XVIII вв.) эти идеи развивали Г. Гроций и Б. Спиноза в Голландии, Г. Гоббс и Д. Локк в Англии, П. Гольбах, Ш. Монтескье и Д. Дидро во Франции, Т. Джефферсон и Т. Пейн в США. В XIX в. в трудах немецких философов Э. Канта, Г. Гегеля, юристов Р. фон Моля, К. Велькера и других сформировалась целостная теория правового государства, которая легла в основу новой государственности. В России теоретическую завершенность концепция правового государства получила в трудах видных правоведов и философов предоктябрьского периода Б.Н. Чичерина, Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева, Н.М. Коркунова, С.А. Муромцева, С.А. Котляревского, Г.Ф. Шершеневича, В.М. Гессена, Н.А. Бердяева и др.  

 Понятие  правового государства многомерно. Оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства, которое в своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека и гражданина в экономической и духовной сферах. Однако можно выделить основные признаки, характерные для правового государства.  

  1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Это означает, что сам закон должен быть правовым, т.е. выражать права и свободы человека и гражданина, объективно складывающиеся общественные отношения, тенденции их развития и самообновления (ст. 15 Конституции РФ). 

  2. Абсолютный приоритет конституции - неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство - это конституционное государство.  

 Приоритет  Конституции и верховенство закона, зафиксированные в ч. 1 ст. 15 Конституции  Российской Федерации, создает  правовую основу для установления в России режима законности и правопорядка.  

  3. Реальность прав и свобод человека и гражданина, обеспечение его свободного развития. Правовое государство признает за личностью определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо. Реальное его проявление выражено формулой: «Все, что не запрещено личности, ей дозволено», - и наоборот: «Все, что не дозволено власти, ей запрещено».   

 РФ  как правовое государство обеспечивает  на своей территории:  

1) народовластие  на всех уровнях власти;  

2) соблюдение  и реализацию прав и свобод  человека и гражданина;  

3) республиканскую  форму правления при уважении  иных политических взглядов и  мнений;  

4) федеративное  устройство РФ при соблюдении прав малочисленных народов России и т. д.  

  Правовые основы конституционного строя РФ, относящиеся к правовой системе РФ включают: 

 »  Россия — правовое государство  (в основе его функционирования находится право, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы);  

 »  Конституция РФ имеет высшую  юридическую силу и прямое  действие на всей территории  РФ; 

 »  никакие другие положения Конституции  РФ не могут противоречить основам конституционного строя; 

 »  общепризнанные принципы и нормы  международного права, а также международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы; 

 »  законы подлежат официальному  опубликованию, любые нормативно-правовые акты,  затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально.  

 Указанные  признаки правового государства  являются основными. Практика  правовой государственности включает и другие аспекты. Однако все они должны опираться на конкретные законы, только право может лежать в основе любых государственных решений, и особенно - связанных с применением принуждения.

Основы  правового положения  личности  

 Конституция  Российской Федерации, рассматривая  человека, его права и свободы  в качестве высшей ценности, выражает  тем самым основополагающий принцип  взаимоотношений государства и личности, выдвигает на первый план именно личность. Уважение к личности и ее защита является необходимым признаком конституционного государства, его обязанностью. Приоритет человека перед государством неотъемлемо принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и возможностей.   

 В  ст. 18 Конституции закрепляется, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.   

Информация о работе Основы конституционного строя России