Особенности городского управления в Санкт-Петербурге (Петрограде)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 18:06, курсовая работа

Описание

Основная цель курсовой работы состоит в исследовании органов государственного управления и их особенностях в Санкт-Петербурге на протяжении периода с 1785 по 1924гг.

Основные задачи курсовой работы:

1.Исследование изменений в городском управлении Санкт-Петербургом после принятия Жалованной грамоты городам;

2.Особенности государственного управления Санкт-Петербургом после реформ Александра II;

3.Особенности государственного управления Петроградом.

Содержание

Введение 8
Глава 1: Городское управление в Санкт-Петербурге 1785 – середина ХIХ века 11
1.1.Грамота на права и выгоды городам Российской Империи 11
1.2.Изменения в системе городского управления Санкт-Петербурга 14
Выводы по главе 1 19
Глава 2: Городское управление в Санкт-Петербурге (Петрограде) середина XIX века – 1924 19
2.1. Реформа городского самоуправления 1870 года 19
2.2. Особенности государственного управления Петрограда в 1917 году. 25
2.3. Государственного управления после октября 1917г. до 1924г. 32
Выводы по главе 2 36
Заключение 38
Список литературы 40
Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по истории....(Питер) - копия.doc

— 452.00 Кб (Скачать документ)

         Основная цель курсовой работы состоит в исследовании органов государственного управления и их особенностях в Санкт-Петербурге на протяжении периода с 1785 по 1924гг.

         Основные задачи  курсовой работы:

1.Исследование  изменений в городском управлении  Санкт-Петербургом после принятия  Жалованной грамоты городам;

2.Особенности  государственного управления Санкт-Петербургом  после реформ Александра II;

3.Особенности  государственного управления Петроградом.

     Итак, в своей работе я хотела бы рассмотреть становление городского самоуправления в Санкт-Петербурге (Петрограде) во временном промежутке 1785-1924.

     Жалованная  грамота городам имела огромное значение в становлении России ХVIII века. Принятые документы завершили оформление сословного строя в России: всё население России делилось на сословия. Отныне они стали представлять собой замкнутые группы, которые обладали разными правами и привилегиями. Сословная принадлежность стала передаваться по наследству, переход из одного сословия в другое был крайне затруднён. Оформление сословного строя на тот момент играло положительную роль в обществе, так как принадлежность к сословию давала возможность развития внутри сословия.

     Моя работа заканчивается на 1924 году. Именно в этом году Петроград переименовывают  в Ленинград. 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1: Санкт-Петербург 1785-1870  

1.1.Становление городского государственного и общественного управления

    До 1775 г. города, имея 4 процента населения  империи, находились в составе уездов и управлялись уездными органами, которые в XVIII в. неоднократно реформировались, заменялись в первой четверти дистриктными земскими комиссариатами, комендантами, воеводствами, вводились должности исправников с административно-полицейскими функциями. В городах действовали магистраты, городничие, ведущие функциональную родословную от городских приказчиков.

    Обозначилось  несоответствие качества управления городами начавшемуся формированию нового социально-экономического уклада, усилившейся тенденции промышленного, торгового, финансового развития, проведенным властью мерам по стимулированию экономики, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности1.

    По губернской реформе 1775 г. города получили статус самостоятельной административной единицы2. Управление городами осуществлял городничий, получивший высокий должностной статус. Он назначался Сенатом из отставных офицеров-дворян, олицетворял со своей командой военнослужащих и канцелярией полноправную царскую администрацию, наделен огромной властью, выполнял в городе функции уездного капитан-исправника, обеспечивал порядок, возглавлял полицию, сосредоточил административные, полицейские и другие функции. В столичных городах администрацию возглавили назначаемые властью полицмейстеры. Под контролем администрации действовали выборные органы городского общественного управления.

    Городовые магистраты и ратуши в посадах  утратили административные функции  и превратились в суды для торгово-промышленного населения, сохранены коменданты в ряде городов, цеховые старосты. Купечество и мещанство выбирали двух бурмистров и четырех ратманов в магистрат, наделенный функциями суда. Возглавил его городской голова. Функционировали в городах совестный и сиротский суды. В лице магистратов, совестных и сиротских судов, ратуш формировалось городское общественное самоуправление, которое функционировало под постоянным и строгим контролем губернаторства, городничества, органов государственного управления.

    Жизнь же городов усложнялась, они разрастались и становились крупнее, возникали новые отрасли хозяйства. Множилась социальная структура жителей городов, которые именовались собирательно «городовые обыватели», «мещане».

    Управление  городами не имело своего самостоятельного статуса, единообразия, что сопровождалось произволом руководителей местной администрации, тормозило развитие городов, их устройство. Возрастание роли городов в жизни империи требовало адекватного городского управления.

    В значительной степени эта потребность  зафиксирована «Грамотой на права и выгоды городам Российской империи» от 21 апреля 1785 г.3, которая стала первым в истории управления развернутым законом организации городского управления и сопровождалась позднее целой серией городовых положений об устройстве городской жизни. Закон сохранил государственное городское управление, определил юридический статус городского населения; предусмотрел общественное городское управление, организацию ремесленного, цехового устройства, подчиненность городского самоуправления царской администрации.

    Закон подтвердил самостоятельный статус города как субъекта управления, статус и функции городского магистрата, посадской ратуши, составлявших их бурмистров, ратманов, а также старост, судей словесных судов, заседателей, работавших в единстве с городничими, комендантами и подчинявшихся губернатору и его правлению. В помощь администрации создавалось общественное управление, действующее на правовой государственной основе, представленное: а) градским обществом, б) общей городской думой, в) шестигласной думой, г) городским головой.

          Итак, 21 апреля 1785 года Екатерина II издает законодательный акт, именуемый как «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи ».

     Жалованная грамота содержала:

А. Городовое положение

Б. О городовых обывателях. Установление общества градскаго и о выгодах общества градскаго

В. Наставление для сочинения и продолжения городовой обывательской книги

Г. Доказательства состояния городовых обывателей

Д. О личных выгодах городовых обывателей, средняго рода людей или мещан вообще

Е. О гильдиях и о гильдейских выгодах вообще

Ж. О первой гильдии

З. О второй гильдии

И. О третьей гильдии

Й. О выгодах цеховых

К. Ремесленное  положение

Л. О выгодах имянитых граждан

М. О посадских и их выгодах вообще

О. О городской общей думе и о городской шестигласной думе

     Становление городского общественного управления проходило сложно, медленно. Оно  формировалось в аспекте распорядительного назначения в городском хозяйстве, являлось тогда «слабо действующим»4. Заботы царской власти о городах «не дали очень заметных результатов: бедные средствами, мало просвещенные и ничем в жизни не объединяемые, «городские обыватели» не имели возможности сложиться в одно «общество градское» и развить свое самоуправление»5. Городское общественное управление сохранило феодальную корпоративную структуру в виде гильдий, цехов, посадских общин и многих других социальных разрядов.

     В городском управлении во второй половине XVIII в. усилились бюрократическая централизация, полицеизация, общественные начала. 

     1.2.Изменения  в системе городского  управления Санкт-Петербурга

     Грамота 1785 года учреждала новые выборные городские учреждения, несколько расширяя круг избирателей. Горожане были поделены на 6 разрядов по имущественным и социальным признакам: «настоящие городские обыватели» — владельцы недвижимости из дворян, чиновников, духовенства; купцы трёх гильдий; ремесленники, записанные в цехи; иностранцы и иногородние; «именитые граждане»; «посадские», т. е. все прочие граждане, кормящиеся в городе промыслами или рукоделием. Эти разряды по Жалованной грамоте городам получили основы самоуправления, в известном смысле аналогичные основам Жалованной грамоты дворянству. Раз в 3 года созывалось собрание «градского общества», в которое входили лишь наиболее состоятельные горожане. Постоянным городским учреждением была «общая градская дума», состоящая из городского головы и 6 гласных. Судебными выборными учреждениями в городах являлись магистраты.

     Согласно  грамоте городам представители “среднего рода людей” (мещане), подобно дворянам, получили личные и корпоративные права - наследственную неотъемлемость сословного звания, неприкосновенность и свободное распоряжение собственностью, свободу промышленной деятельности. Из состава жителей городов выделялись торговцы, записанные в гильдии и получившие особые привилегии - откупаться деньгами от рекрутской повинности и быть свободными от казенных нарядов. Кроме того, купцы 1-й и 2-й гильдий, как и именитые граждане (ученые, художники, банкиры, оптовые торговцы и т. д.), освобождались от телесных наказаний. Городское общество рассматривалось как юридическое лицо; оно имело право обсуждать и удовлетворять свои нужды, избирать городского главу (избирался на 2 года из числа домовладельцев не моложе 30 лет). Объединяющим центром городского самоуправления становилась городская “общая дума” из депутатов от всех категорий городского общества. Руководствуясь общими принципами свободы экономической жизни, законодательница разрешала жителям деревень “свободно, безопасно свои произрастания, рукоделия и товары в город возить и потребное для них из города вывозить”. 
            Городское общество избирало представительный орган местного самоуправления - Общую Думу, которая, в свою очередь, избирала исполнительно-распорядительный орган - Шестигласную Думу.

     Городская Дума в Санкт-Петербурге  учреждена  в 1786 по Жалованной грамоте городам (1785). Ведала городским хозяйствомвом, налогами и сборами, торговлей, мед. делом, образованием и т. п. Решения Городской Думы утверждались генерал-губернатором, с 1871 - градоначальником. Общая Городская Дума с 1786 состояла из гласных (депутатов), избиравшихся на 4 года гор. населением, разделенным на 6 разрядов; избирала постоянный исполнительный орган - Шестигласную думу (1 гласный от каждого из разрядов). Во главе Государственной Думы стоял Городской голова. В 1798 император Павел I упразднил Городскую Думу, заменив ее Ратгаузом.

          Ратгауз заведовал городскими  доходами, административно-полицейской частью, ведал уголовными и гражданскими судебными делами лиц средних и низших сословий. Во главе Ратгауза - президент и директор  экономии (назначались Сенатом), в его составе - 6 выборных бургмейстеров и 10 выборных ратсгеров (состав Ратгауза утверждался императором). Ратгауз находился в ведении Комиссии о снабжении резиденции припасами, ему были подчинены магистраты и ратуши уездных городов Санкт-Петербургской губернии. Вскоре после вступления на престол императора Александра I (1801) Ратгауз упразднен, в 1802 восстановлены органы городского самоуправления, действовавшие при императрице Екатерине II.

      Практика  показала, что городские органы работали крайне неэффективно из-за того, что  разумные и инициативные люди либо не желали в них работать, либо не могли попасть вследствие имущественного ценза. Для того, чтобы как-то исправить положение, в феврале 1846г. было утверждено Городовое Положение, призванное улучшить систему органов местного управления в Петербурге. По новому положению в общей Думе должно быть от 500 до 750 гласных представляющих все 5 сословий «городского общества». (В первой думе, сформированной по Положению 1846г. их было 586, а в последней думе, предшествовавшей этому положению, оставалось всего 34 человека).  
           Исполнительным органом городского управления являлась распорядительная Дума, избираемая общей Думой, руководимая городским головой, и заменившая прежнюю Шестигласную. Она состояла из 12 гласных, к которым присоединялся представитель правительства - член от короны. Распорядительная Дума избиралась на 4 года и подчинялась не общей Думе, а Сенату, генерал-губернатору и губернатору6.

      В 1846 вступило в силу разработанное  Н. А. Милютиным "Положение об общественном управлении", в котором при  выборах в Думу, помимо имущественного, учитывался сословный статус.

     По  Городовому положению 1846 Шестигласная дума заменена Распорядительной думой, состоявшей из 12 выборных гласных и "члена от короны" (представителя  императорской фамилии). 
           В первые 14 лет действия нового городового положения общая Дума собиралась только 17 раз, любой вопрос, даже собрание Думы требовал согласования генерал-губернатора, т.е. и городовое положение 1846г. не оправдало ожиданий.

      С 1862 деятельность Думы ограничена хозяйственными делами.

      Изменения коснулись так же Сената. После учреждения министерств (1802) за Сенатом остались функции высшего судебного органа и органа надзора (хотя неоднократно предпринимались попытки вернуть ему прежнее значение). К середине 19 в. Сенат состоял из 12 депутатов (в т. ч. 6 в СПб.).

Информация о работе Особенности городского управления в Санкт-Петербурге (Петрограде)