Особенности городского управления в Санкт-Петербурге (Петрограде)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 18:06, курсовая работа

Описание

Основная цель курсовой работы состоит в исследовании органов государственного управления и их особенностях в Санкт-Петербурге на протяжении периода с 1785 по 1924гг.

Основные задачи курсовой работы:

1.Исследование изменений в городском управлении Санкт-Петербургом после принятия Жалованной грамоты городам;

2.Особенности государственного управления Санкт-Петербургом после реформ Александра II;

3.Особенности государственного управления Петроградом.

Содержание

Введение 8
Глава 1: Городское управление в Санкт-Петербурге 1785 – середина ХIХ века 11
1.1.Грамота на права и выгоды городам Российской Империи 11
1.2.Изменения в системе городского управления Санкт-Петербурга 14
Выводы по главе 1 19
Глава 2: Городское управление в Санкт-Петербурге (Петрограде) середина XIX века – 1924 19
2.1. Реформа городского самоуправления 1870 года 19
2.2. Особенности государственного управления Петрограда в 1917 году. 25
2.3. Государственного управления после октября 1917г. до 1924г. 32
Выводы по главе 2 36
Заключение 38
Список литературы 40
Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по истории....(Питер) - копия.doc

— 452.00 Кб (Скачать документ)

     Но  в опирались в своей деятельности не на законодательные акты, изданные властью, а на мнение, пожелания масс. Советы чаще всего сами определяли количественный состав депутатов, сами разрабатывали свои полномочия и структуру.

     К большинстве они концу декабря 1917 г. отношение нового правительства к институтам старого самоуправления меняется: 27 декабря 1917 г. декретом Советов Народных Комиссаров был распущен Земский союз. К весне 1918 г. завершилась ликвидация всех земских и городских органов местного самоуправления. До 20 марта 1918 г. действовал Наркомат по местному самоуправлению, но после выхода из коалиционного (с левыми эсерами) правительства левых социалистов-революционеров, он был упразднен как самостоятельное учреждение.

     После Октября 1917 года20 земское самоуправление просуществовало недолго. Несмотря на то, что одни из первых декретов Временного Рабочего и Крестьянского Правительства говорили о расширении прав местного самоуправления: "О расширении прав городских самоуправлений в продовольственном деле" (опубликован 28 октября 1917 г.), "О правах городских самоуправлений в деле регулирования жилищного вопроса" (опубликован 30 октября 1917 г.), "О волостных земельных комитетах" (постановление Наркомата земледелия от ноября 1917 г.), вскоре стало ясно, что новая власть не уживется с прежней системой "патриархальных добродетелей". В ноябре 1917 г. состоялся земский съезд, который пытался наметить пути преодоления кризиса, но уже 19 декабря 1917 г. за подписью председателя Совета Народных Комиссаров В.И.Ульянова-Ленина был опубликован декрет "Об учреждении комиссариата по местному самоуправлению", образовываемого для благой цели "объединения деятельности всех городских и земских учреждений". Вновь созданному ведомству из Комиссариата внутренних дел были переданы: главное управление по делам местного хозяйства, касса городского и земского кредита, так и не ставшая Банком, и другие относящиеся к местному самоуправлению учреждения.

     Однако, уже в процессе подготовки первой Конституции РСФСР 1918 года, при работе над разделом 3 "Конструкция Советской власти" (часть Б "Организация Советской власти на местах"), большинство предлагавшихся проектов организации местной власти, хотя и декларировали "торжество Советской власти", строились на системе и опыте деятельности земского и городского самоуправления, были пронизаны их идеологией. Советы виделись авторам проектов не боевым орудием пролетариата, а лишь органом местного самоуправления, подобным земствам. Естественно, все эти проекты были отклонены комиссией ВЦИК или просто не рассматривались ею. Конституционная комиссия добивалась отражения в Конституции идеи диктатуры пролетариата, многократно трансформируя и свой собственный, "идеологически выверенный", проект.

     Большевистское  правительство шло на любые жертвы для упрочения своей власти. В январе 1918 г. было распущено Учредительное Собрание, готовое взять власть в свои руки, а в марте ценой передачи территории Малороссии (Украины) заключен мир с  Германией. Установившийся на улицах Петрограда и всех других вовлеченных в революцию городов "красный террор" вызвал радикальный отклик в расслоившемся и разобщенном до предела обществе: началась Гражданская война (1918-1921 гг.).

     Рабочие отряды и революционные солдаты  Петрограда были преобразованы в  Красную Гвардию, ставшую ядром  Красной Армии. В то время как пригодные для службы люди мобилизовались на фронты Гражданской войны, существенная часть населения мигрировала в сельскую местность в поисках пропитания. Население страны разделилось на два основных лагеря: "за большевиков" ("красные") и "против большевиков" ("белые"). Генералы царской армии Корнилов, Краснов, Каледин собирали отряды из офицеров, юнкеров и учащихся кадетских корпусов для войны с большевиками. Количество жителей столичного Петрограда сократилось с 2,3 миллионов человек в 1917 г. до 722 тысяч человек в 1920 г.

     К началу 1918г. немецкие отряды были так  близко к Петрограду (уцелевшие  отряды  генерала Корнилова, как и прочих генералов старой армии, желавшие идти на помощь царской семье, также угрожали городу), что правительство возглавляемое Владимиром Лениным решило переместить столицу в Москву, которая была пока еще далека от фронтов гражданской войны. Таким образом Петроград, построенный исключительно как столица, был превращен в региональный центр.

     Далее произошло изменение названий улиц и площадей согласно революционным  веяниям. Дворцовая площадь была названа именем убитого большевика Урицкого, а Невский проспект получил имя в честь даты революции -  "25-го октября". Множество Революционных памятников было установлено, но большинство их было сделано из самых дешевых материалов и не отличалось ни прочностью, ни долговечностью.

     "Красный  террор", как политика появившаяся  при взятии власти и сохранявшаяся  в годы "военного коммунизма" (как называли годы Гражданской  войны), настолько обескровил экономику страны и оттолкнул от власти большевиков самый многочисленный класс России - крестьянство, что в целях самосохранения новой власти  пришлось перейти к Новой экономической политике (НЭП).

     После окончания Гражданской войны21, во времена НЭПа, Петроград начал восстанавливаться, поскольку объявленная большевиками политика позволяла некоторые элементы рыночной экономики. В 1924 название  города было заменено: он стал называться в честь В.И.Ленина  Ленинградом. Это стало символом перехода к социалистическому строю.

     Выводы  по главе 2

          Реформа городского самоуправления 1870 года22 — одна из реформ императора Александра II, имевшая собой цель привлечь к управлению городами крупную финансовую и торговую буржуазию. Подготовка реформы началась еще в 1862 году, но царь выпустил «Городовое положение 16 июня 1870» только спустя 8 лет.

     Реформа 1870 года послужила толчком к торгово-промышленному  развитию городов, она закрепила  систему органов городского общественного  управления. Одним из результатов  реформ Александра II являлось приобщение общества к гражданской жизни. Была положена основа для новой русской политической культуры.

     После Февральской революции 1917 г. одним из первых решений Временного Правительства стало создание Особого совещания по реформе местного управления и самоуправления (25 марта 1917 г.). Из 100 законодательных актов, принятых Временным правительством23, более 40 были направлены на осуществление этой реформы. Фактически в этот период в стране устанавливался режим “двоевластия” – с одной стороны действовало Временное правительство, представлявшее класс буржуазии и капиталистических помещиков, с другой стороны – Петроградский и другие Советы рабочих и солдатских депутатов. Временное правительство не располагало какой-либо реальной властью и его распоряжения осуществлялись лишь в тех рамках, в каких это допускал Петроградский Совет, располагавший важнейшими элементами реальной власти, так как войска, железные дороги, почта и телеграф находились в его руках.

     После Октябрьской революции 1917 г. в стране сложилась такая система власти, по которой все представительные органы (сверху донизу) входили в единую систему государственной власти. Это, естественно, изменило существовавшие до революции представления о местном самоуправлении как самоуправлении населения. Иными словами, местное самоуправление в виде Советов народных депутатов фактически стало представлять из себя низовое звено единого государственного аппарата.

     Октябрьская революция внесла коренные изменения  в формирование системы местных органов власти и ее структуру.

     Большевистское правительство шло на любые жертвы для упрочения своей власти. В январе 1918 г. было распущено Учредительное Собрание, готовое взять власть в свои руки, а в марте ценой передачи территории Малороссии (Украины) заключен мир с  Германией. Установившийся на улицах Петрограда и всех других вовлеченных в революцию городов "красный террор" вызвал радикальный отклик в расслоившемся и разобщенном до предела обществе: началась Гражданская война (1918-1921 гг.).

     После окончания Гражданской войны24, во времена НЭПа, Петроград начал восстанавливаться, поскольку объявленная большевиками политика позволяла некоторые элементы рыночной экономики. В 1924 название  города было заменено: он стал называться в честь В.И.Ленина  Ленинградом. Это стало символом перехода к социалистическому строю. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Санкт-Петербург  основан в 1703 Петром I. В 1712-1728 и 1732-1918 столица России. В Санкт-Петербурге (Петрограде) произошли Февральская  революция и Октябрьская революция.

     На  современном этапе развития новой  российской государственности значительную актуальность приобретают проблемы улучшения качества жизни горожан, которые составляют ныне большую часть населения страны.

     В этой связи немаловажное значение имеет  ретроспективный анализ развития российских городов как сложных организмов, включающих не только целый комплекс архитектурно-градостроительных и природно-ландшафтных характеристик, управленческих и политических структур, но и особую типологию повседневной жизни людей, их обычаи и привычки. Города существуют по своим законам, но одновременно испытывают влияние общих политических и экономических процессов, развивающихся в стране в целом.

     Подобная  двойственность городской природы  особенно ярко проявляется в экстраординарных условиях, в моменты острых социальных катаклизмов, в первую очередь, войн и революций. В эти исторические периоды город и горожане вынуждены выстраивать определенную «стратегию выживания», которая находит свое отражение, прежде всего, в особенностях управления хозяйством города и в специфических практиках повседневности.

     Несмотря  на то, что сегодняшнее время внешне далеко от ситуаций периода революции 1917 г. и гражданской войны, изучение стратегии выживания городского организма в экстраординарных условиях может позволить избежать определенных просчетов в выстраивании внутригородской политики на современном этапе. Ныне, не менее чем в 1917 - начале 1920-х гг., актуальны проблемы антисанитарии на улицах, перегруженности транспортной системы, несоответствия санитарно-гигиенической норме качества потребляемой горожанами воды, борьбы с пылью и дымом, сохранения зеленых насаждений. Опыт их разрешения в экстраординарных условиях может быть полезен для деятельности современных муниципальных органов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. «Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник.» Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. — М.: научное издательство «Большая Российская Энциклопедия». 1992.

2.http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/

3. Еремян В. В., Федоров М. В. Местное самоуправление в России  
(XII – начало XX вв.).– М.: Новый Юрист, 1998.

4. http://www.spb-guide.ru/page_450.htm

5. http://ru.wikipedia.org/wiki

6. Местное  самоуправление в Санкт-Петербурге  и Литве – два пути / Под  редакцией М.Б.Горного. Приложение  к журналу «Северная Пальмира».  – СПб., 1999.

7. http://www.strategy-spb.ru/index.php?do=biblio&doc=267

8.http://www.dissercat.com

9. Длуголенский Я. Н. Военно-гражданская и полицейская власть Санкт-Петербурга, 1703-1917. СПб., 2001.

10. История  Правительствующего Сената за 200 лет, 1711-1911: В 5 т. СПб., 1911; Высшие и центральные государственные учреждения России, 1801-1917 гг. СПб., 1998. Т. 1.

11. Градоначальники  // Руководители Санкт-Петербурга. СПб.; М., 2003. С. 215-244

12. Городские головы // Руководители Санкт-Петербурга. СПб.; М., 2003.

13. 1917 год  в судьбах России и мира: Февр. революция: от новых источников к новому осмыслению. М., 1997.  
14. Антонов П. А. Городская дума на Невском // Диалог. 1989. № 31.

15. ; Исторический  очерк образования и развития  полицейских учреждений в России. СПб., 1913.

16. История СССР. Учебник для студентов Ч.2. М., «Просвещение», 2009.

17. История России (Россия в мировой цивилизации). Под редакцией Радугина А.А. - М., 2008. 
18. Гоголевский А. В. Петроградский Совет в годы гражданской войны. Л., 1982.

19. Семёнов В.Е. Типология российских менталитетов и имманентная идеология России. // Социальная психология в трудах отечественных психологов (Хрестоматия). СПб., «Питер», 2000.

20. http://www.reforma-mo.ru/msu-history/

21. Высоцкий И. П. Санкт-Петербургская столичная полиция и градоначальство, 1703-1903: Крат. ист. очерк. СПб., 1903

Информация о работе Особенности городского управления в Санкт-Петербурге (Петрограде)