Особенности городского управления в Санкт-Петербурге (Петрограде)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 18:06, курсовая работа

Описание

Основная цель курсовой работы состоит в исследовании органов государственного управления и их особенностях в Санкт-Петербурге на протяжении периода с 1785 по 1924гг.

Основные задачи курсовой работы:

1.Исследование изменений в городском управлении Санкт-Петербургом после принятия Жалованной грамоты городам;

2.Особенности государственного управления Санкт-Петербургом после реформ Александра II;

3.Особенности государственного управления Петроградом.

Содержание

Введение 8
Глава 1: Городское управление в Санкт-Петербурге 1785 – середина ХIХ века 11
1.1.Грамота на права и выгоды городам Российской Империи 11
1.2.Изменения в системе городского управления Санкт-Петербурга 14
Выводы по главе 1 19
Глава 2: Городское управление в Санкт-Петербурге (Петрограде) середина XIX века – 1924 19
2.1. Реформа городского самоуправления 1870 года 19
2.2. Особенности государственного управления Петрограда в 1917 году. 25
2.3. Государственного управления после октября 1917г. до 1924г. 32
Выводы по главе 2 36
Заключение 38
Список литературы 40
Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по истории....(Питер) - копия.doc

— 452.00 Кб (Скачать документ)

     2.2. Особенности городского управления Петрограда в 1917г.

     После Февральской революции 1917 г. одним из первых решений Временного Правительства стало создание Особого совещания по реформе местного управления и самоуправления (25 марта 1917 г.). Из 100 законодательных актов, принятых Временным правительством14, более 40 были направлены на осуществление этой реформы. Фактически в этот период в стране устанавливался режим “двоевластия” – с одной стороны действовало Временное правительство, представлявшее класс буржуазии и капиталистических помещиков, с другой стороны – Петроградский и другие Советы рабочих и солдатских депутатов. Временное правительство не располагало какой-либо реальной властью и его распоряжения осуществлялись лишь в тех рамках, в каких это допускал Петроградский Совет, располагавший важнейшими элементами реальной власти, так как войска, железные дороги, почта и телеграф находились в его руках.

          Петроградский совет рабочих  и солдатских депутатов, высший  орган власти, созданный 27.2(12.3).1917 как орган революционной власти. После октября 1917 Петросовет стал высшей властью в городе (Центральная городская дума и ее управа были вскоре упразднены). 17(30).11.1917 при Исполкоме Петросовета созданы отделы, ведавшие различными отраслями городского хозяйства. После переезда совета правительства в Москву (март 1918) Петросовет стал именоваться Петроградской трудовой коммуной, функции Исполкома исполнял Совет комиссаров, отделы Исполкома преобразованы в комиссариаты (просвещения, финансов, агитации и печати, городского хозяйства, юстиции, продовольствия, по воен. округу, по делам народного хозяйства, соц. помощи, путей сообщения). В началу 1919 Петросовет восстановлен в первонач. виде, в годы Гражданской войны осуществлял снабжение города топливом и продовольствием, вел борьбу с эпидемиями, после войны занимался восстановлением городского хозяйства и промышленностисти. На 10-м объединенном съезде Советов рабочих, крестьян и красноармейских депутатов  и губернии 2.8.1920 принято постановление о слиянии губисполкома и горисполкома. Высшим органом местного управления стал губернский съезд Советов рабочих, крестьянскихи красноармейских депутатов, который созывался 2 раза в год. Был создан единый исполнит. орган - Губисполком, руководивший всеми делами от съезда к съезду, Петросовет оставался высшим органом местной власти в Петрограде между съездами.

     В конце марта в Петрограде в  Таврическом Дворце было создано  Всероссийское Совещание Советов  рабочих и солдатских депутатов.

     Объективно  заинтересованное в сохранении власти в руках буржуазии, Временное правительство должно было принимать меры против недопущения монархической контрреволюции. Поэтому оно было вынуждено само форсировать процесс ликвидации старого режима и производить реформу органов управления на местах, чистку государственного аппарата15. Делалось это без достаточного размаха и непоследовательно, но было бы неправильно утверждать, что Временное правительство оставило весь аппарат безо всякого изменения.

     Во-первых, решительной перестройке подвергся  аппарат Министерства внутренних дел, которое играло огромную роль в функционировании земского и городского самоуправления. Революция уничтожила старую полицию, место которой заняла дилетантская, децентрализованная и смешанная по социальному составу милиция. Полностью была уничтожена жандармерия и охранка.

     Во-вторых, в первые же дни подверглась преобразованию система органов управления на местах. В ряде городов губернаторы были арестованы, а кое-где и убиты (например, в Твери был убит губернатор Н. Н. Бюнтинг). Вскоре последовала телеграмма министра-председателя Временного правительства и одновременно министра внутренних дел Львова об отставке всех губернаторов и замене их председателями губернских земских управ, получивших звание комиссаров Временного правительства.

     Наряду  с комиссарами и раньше их на местах организовывались комитеты общественных организаций. Так, лишь за 1-5 марта 1917 г. комитеты общественных организаций были созданы в 28 городах (преимущественно губерниях). Они являлись коалиционными органами, объединявшими в своих рядах представителей всех слоев общества: буржуазию, рабочих, солдат, горожан, политические партии, профсоюзы и даже местные Советы. Комитеты выступали как представители власти на местах, им подчинялись милиция и начальник местного воинского гарнизона. Под их началом развернулась кампания за перевыборы на демократических принципах органов старого местного самоуправления – земств и городских дум, вначале путем введения в них определенного количества представителей Советов, политических партий, фабричных и заводских комитетов. Переизбрание на основе всеобщих выборов началось позднее.

     19 марта 1917 г. Временное правительство приняло постановление о полном уничтожении института земских начальников, их обязанности были переданы уездным комиссарам16, а судебные – временным судьям. Провозглашалось создание волостных комитетов. Этим постановлением была завершена перестройка аппарата местной власти. 21 мая 1917 г. Временным правительством принят закон о земской реформе.

     С октября 1917 г. судьба земских и городских структур самоуправления в значительной степени определялась рекомендациями Советского правительства, направляемыми в адрес местных Советов, использовать аппарат данных органов для осуществления и реализации на местах первых декретов новой власти, а также реальной ситуацией в соответствующей губернии или городе. Уже 27 октября 1917 г. было принято постановление Совета Народных Комиссаров “О расширении прав городских самоуправлений в продовольственном деле”, в соответствии с которым все имевшееся на местах продовольствие должно было распределяться исключительно через городские органы самоуправления. Этим же органом предоставлялось право контроля за деятельностью торговых и торгово-промышленных продовольственных предприятий, руководство их деятельностью и установление трудовой повинности учащихся для работы на этих предприятиях. 18 декабря 1917 г. Совет Народных Комиссаров издает декрет “Об отпуске двухсот млн. рублей кредитов в распоряжение межведомственной комиссии для выдачи займов городам и земствам“. Примерно в это же время был обнародован декрет Народного Комиссариата Внутренних Дел “О передаче жилищ в ведение городов”, в соответствие с которым органам местного самоуправления предоставлялось право заселять пустующие жилища нуждающимися, а также учреждать жилищные инспекции. Однако к концу декабря 1917 г. отношение нового правительства к институтам старого самоуправления меняется: 27 декабря 1917 г. декретом Советов Народных Комиссаров был распущен Земский союз. К весне 1918г. завершилась ликвидация всех земских и городских органов местного самоуправления. До 20 марта 1918 г. действовал Наркомат по местному самоуправлению, но после выхода из коалиционного правительства левых социалистов-революционеров, он был упразднен как самостоятельное учреждение.

     Произошли изменения в Думе17: выборы в Петроградскую городскую думу прошли 20.08.17г., в выборах участвовало более 40% избирателей, и было избрано 200 гласных. Выборы проводились только по партийным спискам, в результате наибольшее представительство в Думе получили эсэры, затем кадеты и большевики. Думу возглавлял председатель, избираемый гласными на 1 год. Дума должна была проводить не менее 12 заседаний в год. Основной формой была работа в комиссиях, которые образовывались по отраслевому принципу (20 комиссий), жалования за свою работу гласные не получали. Дума формировала исполнительный орган - городскую управу, состоявшую из 8 человек и возглавлявшуюся городским головой, которого также избирала Дума. Городской голова и 2 его товарища (заместителя) являлись должностными лицами: так городской голова получал жалование 18000 рублей в год. Основное внимание в своей деятельности Дума уделяла народному образованию (в соответствующей комиссии было 50 человек), здравоохранению, благоустройству, обеспечению продовольствием и пр., и пр. и пр.  
          Петроград был поделен на 19 районов, одновременно с городскими проходят выборы гласных в 17 районных дум, причем избирателей пришло значительно больше, чем на выборы в городскую Думу, люди сознательно выбирали свои местные, наиболее приближенные к населению, как теперь модно говорить, районные органы местного самоуправления.  
Сформированные органы стали настоящими хозяевами подведомственной территории, однако жить им суждено было не долго: пришел октябрь 17-го.  
В октябре 1917г. победили большевики, провозгласившие своим лозунгом "Вся власть Советам!". (До середины 1918г. органы МСУ еще функционировали наряду с Советами, так первым городским головой Петрограда, после октября 1917г. был назначен М.И.Калинин).   

     С самого начала Советы как форма политической организации в своих взаимоотношениях с традиционными институтами  самоуправления проявляют синтетические  качества, позволявшие наполнить  ее любым содержанием; все зависело только от того, как РСДРП была в  состоянии обеспечить свое доминирующее положение в этих органах.

     Понятию Совет”, несмотря, по существу, на случайный характер его происхождения, суждено было сыграть выдающуюся роль в государственно-политическом строе России. Истоками образования этого понятия являлись представления о демократии как о порядке управления с помощью коллегий. Коллегия (или Совет) – идеальная форма, в которую заключено демократическое управление, с точки зрения Кальвина, английских пуританистов, якобинцев или российских марксистов. Изначально творцы советского строя вряд ли улавливали смысл такого порядка организации. Они скорее подходили к первым Советам с позиций утилитаризма. Совсем не понятное европейцу, реализовалось стремление русской интеллигенции к зачастую искаженному истолкованию привычек и традиций политического быта русского народа, восходящее своими корнями к революционному народничеству. Истоки крестьянской общины, служившей долгие годы формой организации исключительно земельных и хозяйственных отношений питают “эмбрион” советского строя. Сделав Совет базовым звеном новой государственности, ее идеологи как бы “урбанизировали” идеи крестьянского самоуправления, распространяя его принципы на почву политической организации и реализуя давнюю мечту русских революционных интеллигентов, склонных к анархичности, о подобном социальном строе.

     Безусловной причиной успеха большевиков18 по захвату власти явился тот факт, что ими была предложена тотальная иллюзия ожиданиям российского общества. Любой, кто предложил бы народу завершение войны, раздачу земли, подлинное местное самоуправление – мог бы снискать его доверие и спокойно “подбирать” власть на улице. И большевики сделали это с потрясающим успехом. Не дав в полной мере народу в итоге ни того ни другого, они смогли создать иллюзию готовности ответить на эти актуальнейшие вопросы российского общества положительно.

     Если  искать какие-то исторические аналогии, то советские учреждения напоминали избираемых крестьянами волостных  старшин по отношению к земскому начальнику или уездных исправников екатерининского периода по отношению к губернатору. При этом продолжала свое существование и система бюрократического централизма, традиционная для России, усугубленная сменой правящей элиты, вождистскими устремлениями новых начальников и заменой правопорядка идеологизированной политикой.

     Говоря  о советском периоде истории  самоуправления, следует отметить, что, во-первых, строгая иерархичность  социальных отношений, структуры корпораций обусловила установку на вертикальную подчиненность отдельных институтов. Поэтому уже к осени 1917 г. Советы начали процесс объединения с выработкой соответствующих принципов функционирования по вертикали: волость (или город) – уезд – губерния – область – государство. Во-вторых, не всегда демократические методы управления корпорацией сформировали и соответствующие представления о структуре взаимоотношений как отдельных институтов самоуправления, так и органов местного самоуправления и институтов государственной власти. (Например, местные Советы рассматривали в качестве обязательных для себя решения всех вышестоящих Советов, Всероссийских совещаний и Съездов Советов.) В-третьих, функциональное содержание местной самоуправляющейся единицы (корпорации) – поселка, района и т. д. как, с одной стороны, регулятора политической мобилизации должно было, в конечном итоге, сформировать и двойственное понимание природы Советов. Вместе с тем, на развитие Советов, их трансформацию из органов самоуправления в местные органы государственной власти и управления огромное влияние оказали исторические условия России19. Одним из первых признаков, показавших изменение принципиальных основ функционирования и деятельности местных Советов, стал отказ от выборов и переход к системе так называемых “Освобожденных работников”, назначенных на руководящие должности вышестоящими Советами. Наконец, включение Советов в систему государственной власти и превращение России (СССР) в республику Советов снизу-доверху изначально противоречили самоуправленческой природе Советов.   

     2.3. Государственного управления после октября 1917г. по 1924г.

     После Октябрьской революции 1917 г. в стране сложилась такая система власти, по которой все представительные органы (сверху донизу) входили в  единую систему государственной  власти. Это, естественно, изменило существовавшие до революции представления о местном самоуправлении как самоуправлении населения. Иными словами, местное самоуправление в виде Советов народных депутатов фактически стало представлять из себя низовое звено единого государственного аппарата.

     Октябрьская революция внесла коренные изменения в формирование системы местных органов власти и ее структуру.

     В октябре 1917 г. действовало свыше 1430 Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и свыше 450 Советов крестьянских депутатов.

Информация о работе Особенности городского управления в Санкт-Петербурге (Петрограде)