Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 18:06, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в исследовании органов государственного управления и их особенностях в Санкт-Петербурге на протяжении периода с 1785 по 1924гг.
Основные задачи курсовой работы:
1.Исследование изменений в городском управлении Санкт-Петербургом после принятия Жалованной грамоты городам;
2.Особенности государственного управления Санкт-Петербургом после реформ Александра II;
3.Особенности государственного управления Петроградом.
Введение 8
Глава 1: Городское управление в Санкт-Петербурге 1785 – середина ХIХ века 11
1.1.Грамота на права и выгоды городам Российской Империи 11
1.2.Изменения в системе городского управления Санкт-Петербурга 14
Выводы по главе 1 19
Глава 2: Городское управление в Санкт-Петербурге (Петрограде) середина XIX века – 1924 19
2.1. Реформа городского самоуправления 1870 года 19
2.2. Особенности государственного управления Петрограда в 1917 году. 25
2.3. Государственного управления после октября 1917г. до 1924г. 32
Выводы по главе 2 36
Заключение 38
Список литературы 40
Приложение
Большие преобразования были и в Полиции7.
Полиция была создана в Санкт-Петербурге ещё в начале 18 века, она ведала всеми отраслями городского хозяйства, строительством, пожарной охраной, контролировала городские финансы, общественные институты, концертную и театральную деятельность и пр. Вне ведения Полиции находились только армия и императорский двор. Функции политической Полиции в Санкт-Петербурге в 18 - 1-й четверти 19 вв. осуществляли Тайная канцелярия, Тайная экспедиция Сената, с 1826 - Третье отделение канцелярии и ее исполнительный орган - жандармерия, с 1866 - также Охранное отделение. В 1880 общая и политическая Полиции объединены под руководство Депутата Полиции Министерства внутренних дел. Общая Полиция до 1802 была самостоятельной структурной единицей; с 1802 входила в ведомство Министерства внутренних дел (в 1811-19 Министерства Полиции). Функции общей Полиции в Санкт-Петербурге с 1703 были возложены на специальные полицейские команды. В 1715 образована полицейская канцелярия, в 1718 - Главная полицмейстерская канцелярия. В 1737 Санкт-Петербург был разделен на 5 частей (Адмиралтейская, Васильевская, Петерб., Московская, Литейная); в 1739 добавлены еще 2 (Выборгская и Охта). Во главе части стоял полицейский офицер с командой. В каждой части были съезжие дома, где находились арестантские помещения, с 1803 - и пожарные команды. В 1782 Главная полицмейстерская канцелярия заменена коллегиальным органом - Управой благочиния во главе с обер-полицмейстером; образованы 11 городских частей (Васильевская, Петербургская, Московская, Литейная, Выборгская, Охта, Рождественская, Каретная, а также три Адмиралтейских части) во главе с частными приставами. В каждой части было 42 квартала (Кварталы полицейские) во главе с квартальными надзирателями. Им подчинялись квартальные поручики и полицейская стража, в т. ч. ночные сторожа (будочники). В 1804 произошло структурное разделение Полиции на внутренние и внешнее отделения. В 1803 при Полиции учреждена постоянная пожарная команда, в 1809 создана Контора адресов, осуществлявшая паспортный контроль.
Изменения коснулись и Синода.
Синод
(Святейший Правительствующий Синод),
высший коллегиальный орган управления
Русской православной церковью, законосовещательный,
административное и судебное учреждение.
Образован по "Духовному регламенту"
от 25.1.1721. Комплектовался лично императором
из представителей высшего черного и белого
духовенства (по представлению обер-прокурора
Синода). Состав присутствия включал обычно
7-8 постоянных и 4-8 временных членов (звание
пост. членов, как правило, пожизненное).
Особое положение в Синоде8 занимал
митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский:
он один обладал правом запроса, оглашал
мнение присутствия, председательствовал
в комитетах и комиссиях по церк. делам;
с ним обычно согласовывались все перемещения
архиереев с одной кафедры на другую. Делопроизводство
вела канцелярия Синода во главе с обер-секретарем.
С 1722 для надзора за деятельностью Синода
учреждена должность обер-прокурора С.
(его значение выросло в 1-й половине 19
в.). В 1836 создана самостоятельная канцелярия
обер-прокурора.
Выводы по главе 1
До 1785 года управление городами не имело своего самостоятельного статуса, единообразия, что сопровождалось произволом руководителей местной администрации, тормозило развитие городов, их устройство. Возрастание роли городов в жизни империи требовало адекватного городского управления.
В
значительной степени эта потребность
зафиксирована «Грамотой на права и
выгоды городам Российской империи» от
21 апреля 1785 г.9, которая стала первым
в истории управления развернутым законом
организации городского управления и
сопровождалась позднее целой серией
городовых положений об устройстве городской
жизни. Закон сохранил государственное
городское управление, определил юридический
статус городского населения; предусмотрел
общественное городское управление, организацию
ремесленного, цехового устройства, подчиненность
городского самоуправления царской администрации.
Глава
2: Санкт-Петербург (Петроград)
середина ХIХ века – 1924
2.1. Реформа городского самоуправления 1870 года
Реформа городского самоуправления 1870 года10 — одна из реформ императора Александра II, имевшая собой цель привлечь к управлению городами крупную финансовую и торговую буржуазию. Подготовка реформы началась еще в 1862 году, но царь выпустил «Городовое положение 16 июня 1870» только спустя 8 лет.
Итак, в 1862 году началась работа по подготовке реформы. Были созданы в губернских и уездных городах 509 комиссий, предназначенных для выработки предложений. Но предложенное многими нововведение о выдаче избирательных прав всем сословиям не устраивало правительство, во многом это тормозило реформу.
На основании сводки выработанных комиссиями материалов министерством внутренних дел под руководством Петра Александровича Валуева11 было составлено «Городовое положение» в 1864 году. Положение было направлено в Государственный совет, где пролежало еще два года. Когда уже не было иного выбора, Александру II пришлось принять принцип «всесословности», и 16 июня 1870 года изменённый закон был принят. Он стал началом второй реформы местного самоуправления.
Статьёй 2 «Городового положения» вводились городские общественные управления, в веденьи которых стояли хозяйственные вопросы: внешнее благоустройство города, обеспечение продовольствием, противопожарная безопасность, устройство пристаней, бирж и кредитных учреждений и пр.
Статья 15 провозглашала, что под учреждениями городского самоуправления подразумевалось городское избирательное собрание, дума и городская управа.
Основной функцией избирательного собрания являлось избрание гласных в городскую думу раз в 4 года.
Городская управа выбиралась на 4 года, её функциями были:
Управа могла посчитать незаконным решение думы, в таком случае в дела вмешивался губернатор.
Дума избиралась также на 4 года, причём по статье 35 её членом мог стать каждый, кто имеет избирательные права, исключение — число нехристиан не должно было превышать 1/3 общего числа гласных. Возглавлял думу городской глава (он не мог быть евреем).
Основными функциями думы являлись «назначение выборных должностных лиц и дела общественного устройства», «назначение содержания должностным лицам городского общественного управления и определение размера оного», «установление, увеличение и уменьшение городских сборов и налогов» и прочие. Расходы на содержание думы были в ведомстве губернатора. Заседания думы могли быть назначены «по усмотрению городского головы», по требованию губернатора или по желанию не менее одной пятой числа гласных.
Итак, в 509 городах России были введены думы — бессословные органы городского самоуправления. Они избирались раз в 4 года горожанами-плательщиками налогов, имевшими определённый имущественный ценз. По размеру уплачиваемого налога избиратели делились на три избирательных собрания.
Требования к избирателю были следующими12:
Избиратель не должен быть судим, снят с должности или находиться под следствием.
По статье 24 «Городового положения» составлялся список из избирателей, отсортированный по уплачиваемым за год налогам. К первой избирательной группе (собранию, разряду) относились уплачивавшие одну треть общего сбора налогов, ко второй — также уплачивающие треть, а к третьей — все остальные избиратели. Составленный список по разрядам отправлялся на утверждение городской думой.
Городской глава избирался губернатором (в крупных городах — министром внутренних дел) из числа гласных.
Реформа
1870 года послужила толчком к торгово-
Но
после реформы городского самоуправления
у провинципальных городов
После Судебной реформы 1864 Синод преобразован и к началу 20 в. состоял из депутатов: 1-го, 2-го, Герольдии, Судебного и двух кассационных (уголовного и гражданского), а также Особого и Высшего дисциплинарного присутствий.
В ходе реформы 1864 года был создан Окружной суд. Состоял из представителя, его товарища (зам.) и членов суда (назначались Министерством юстиции). Компетенция Окружного суда распространялась на Санкт-Петербургский судебный округ. Основным новшеством в Окружном суде было введение институтов присяжных заседателей и адвокатуры. В его аппарат входил прокурор, который руководил следствием, выступал с обвинением в суде, следил за исполнением приговора. Состав присяжных заседателей Окружного суда формировался из представителей всех сословий, с учетом оседлости и имущественного ценза. На основе их вердикта выносился приговор. В ведении Окружного суда находились гражданские и уголовные дела, неподсудные мировым судам. Окончательной апелляционной инстанцией для дел, рассматривавшихся там., была Санкт-Петербургская судебная палата, состоявшая из уголовного и гражданских депутатов. Институт адвокатуры при Окружном суде и Судебной палате состоял из штатных адвокатов (присяжные поверенные) и адвокатов, не числившихся в службе (частные поверенные). В 1881 в этом здании Окружного суда проходил суд над участниками покушения на императора Александра II, в 1887 - над участниками покушения на императора Александра III.
Изменения произошли и в Полиции. В 1867 кварталы полицейские переименовали в участки полицейские во главе с участковыми приставами. Участки делились на 93 околотка, за порядок в околотке отвечали 2 околоточных надзирателя, в ведении одного из них была команда городовых. Околоток делился на посты. К началу 20 в. существовали 4 полицейские отделения, 12 частей, 39 городских и 4 загородных участка, 93 околотка. В 1873 создано Управление градоначальства во главе с градоначальником (в 1875 заменило Управу благочиния). В 1860-70-х гг. учреждены конно-полицейская стража, ведомств. П. (речная, дворцовая, портовая, фабричная, сыскная, тюремная и др.)
Реформы Александра II были прерваны13
в 1881г., поскольку 1 марта этого года он
был убит народовольцами. На престол вступает
Александр III, начинаются контрреформы.
В 1892г. вступило в силу новое Городовое
положение, которое значительно сужало
круг лиц, обладающих избирательным правом.
Применительно к Петербургу новое Положение
привело к резко негативным результатам:
число избирателей сократилось в 3.5 раза,
на выборах 1893г. в Думу были избраны только
53 человека, то же повторилось на выборах
1897г.
В 1903г., специально
для столицы было принято очередное "Положение
об общественном управлении города Санкт-Петербурга".
Круг избирателей вновь был расширен,
хотя из-за имущественного ценза в выборах
принимала участие лишь малая часть населения
(в 1912г. общий список избирателей включал
17969 чел. или менее 1% жителей), в состав
Городской Думы входили 162 гласных, избираемых
на 6 лет, причем через каждые 3 года состав
обновлялся наполовину. Городская управа
состояла из 12 членов, включая Городского
голову. Впервые роли главы в Думе и в Управе
были разделены. Таким образом осуществлялось
самоуправление в Петербурге, а с 1914г.
В Петрограде, вплоть до 1917г.
Информация о работе Особенности городского управления в Санкт-Петербурге (Петрограде)