Особенности современного федерализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:15, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение всех трех форм государственного устройства, их определение, изучение их устройства на примере некоторых государств мира. При этом сделать акцент на изучение федерации. Также следует проанализировать федеративное устройство Российской Федерации, со свойственной ей особенностью государственного устройства (т.е. деление федерации по национальному и административно-территориальному признаку).
о

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и виды форм государственного устройства
1.1. Унитарное государство
1.2. Федерация
Глава 2. Федерация как форма государственного устройства
2.1. Анализ федерального устройства современной Германии и России
Глава 3. Особенности федерализма в современной России
3.1. Характеристика Российского федерализма
3.2.Институционализация Российского федерализма
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ по ТГП11.doc

— 162.50 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие и виды форм государственного устройства

1.1. Унитарное государство

1.2. Федерация

Глава 2. Федерация как форма государственного устройства

2.1. Анализ федерального устройства современной Германии и России

Глава 3. Особенности федерализма в современной России

3.1. Характеристика Российского федерализма

3.2.Институционализация Российского федерализма

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

При рассмотрении данного вопроса прежде всего необходимо уяснить, что форма государственного устройства   является составной частью такого сложного общественного явления как Форма государства.

Тема федеративного устройства государства как нельзя актуальна в
современном мире. В настоящее время существует около 200 суверенных
государств, и только 22 из них являются федерациями. Но какую роль занимают они в современном мире? На этот вопрос можно ответить однозначно – их значение для современного общества неоценимо. Из этих двадцати двух государств 1 является всемирным банковским центром (Швейцария), 3 входят в «большую семерку»(США, Канада, Германия), 6 имеют высокий уровень экономического развития (РФ, Австралия, Австрия, Бельгия, Малайзия, ОАЭ). Федеративные государства имеются на всех континентах и, как правило, занимают там лидирующие позиции. Федеративное государство является самой молодой формой государственно- территориального устройства, большинство из них возникло в 20 веке(кроме Швейцарии(1291) и США(1787)).

Мы с вами живем в государстве с богатой историей. Наше государство знает федеративное устройство с 1918 года, но советский федерализм возник и развивался не как модель демократизации страны, но исключительно как способ решения национального вопроса. Миф о решении национального вопроса в СССР был развеян очень быстро еще во времена горбачевской перестройки. Во всей своей сложности он достался современной России. В этот период была развита децентрализующая тенденция в развитие российской государственности. Она базировалась на росте национального самосознания народов СССР и России. Эта тенденция стала серьезной угрозой целостности России, т. к националистические организации активно использовали лозунг о праве наций на самоопределение, за которым, как показали в последствие события в Татарстане и в Чечне, стояло стремление к национальной независимости. Но достаточно своевременный процесс реформирования федеративных отношений и подписание Федеративного Договора сдержали еще
более негативные последствия распада СССР. Хотя, если бы это произошло
раньше, может быть и не состоялось кровавых событий в Чечне.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение всех трех форм государственного устройства, их определение, изучение их устройства на примере некоторых государств мира. При этом сделать акцент на изучение федерации. Также следует проанализировать федеративное устройство Российской Федерации, со свойственной ей особенностью государственного устройства (т.е. деление федерации по национальному и административно-территориальному признаку).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и виды форм государственного устройства

 

1.1. Унитарное государство

«Унитарное государство - это единое, цельное государственное образование, состоящее административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают»[1].

У унитарного государства существует ряд признаков, которые его характеризуют с различных аспектов.

На территории унитарного государства:

- одна конституция;

- единая система законодательства;

- одно гражданство;

- функционирует единая денежная система;

- проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.

«Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами местного самоуправления или органами управления на местах. Например, во Франции высшим и единым законодательным органом является двухпалатный парламент, состоящий из Национального собрания и Сената. Высшая судебная власть в этой стране принадлежит Кассационному суду, а высшая исполнительная власть осуществляется президентом»[2].

Кроме того, составные части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности. Однако, местные органы власти обладают весьма значительной самостоятельностью. По степени зависимости местных органов власти от центральных унитарное государственное устройство подразделяют на централизованное и децентрализованное.

Государство считается централизованным если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены органы. Таким государством, например, является Финляндия. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением. Но также существуют смешанные системы, как, например, в Японии, где глав администраций частично назначают и частично выбирают. В унитарных государствах могут организовываться национальные и законодательные автономии. Это связано с проживанием на территории данного государства небольших по численности национальностей. Все межгосударственные вопросы решает центральный орган, который официально представляет страну на международной арене.

Ещё одним признаком унитарного государства является наличие единой денежной и соответственно финансово-экономической системы, а также наличие единого государственного языка общения.

Государство имеет единые вооруженные силы и службу безопасности. Необходимо заметить, что в унитарном государстве зачастую едина и культура, то есть культурные и общественные ценности.

 

1.2. Федерация

Федерация - это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

«Федеративное государственное устройство уникально. Во-первых, оно неоднородно. Во-вторых, разнообразно. Это определяется различием в населении, точнее национально-этническом составе этого населения, историческими процессами и, в конце концов, географическим положением. Однако, не смотря на это можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций.

1. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам государственной власти.

2. Конституция разграничивает полномочия субъектов и самой федерации.

3. Субъекты федерации могут принимать свои конституции, законы, постановления и другие нормативно-правовые акты. Они имеют свои высшие органы представительной, исполнительной и судебной власти, которые действуют только на территории субъекта данной федерации.

4. Зачастую имеется двойное гражданство, то есть субъект федерации наделяет проживающего на его территории гражданина своим гражданством, а гражданство федерации этот человек уже имеет. Поэтому получается у гражданина два гражданства: гражданство субъекта и гражданство федерации.

5. Обычно от субъектов федерации выделяются представители, которые являются членами представительной власти; эти представители в своей совокупности образуют законодательный орган федерации, а точнее одну его часть (палату). Вторая часть (палаты) всегда избирается народом.

6. Внешнеполитическую государственную деятельность осуществляют федеральные органы, Они выступают на международной арене от имени федерации»[3].

Федерации строятся по территориальному и национальному признакам. 

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъекта федерации.

Государственные образования, составляющие территориальную федерацию, не являются государствами, так как внутренние и внешние отношения данного субъекта регулируются общефедеральными органами власти. Юридическое и фактическое разграничение компетенции между субъектом и федерацией определяется конституционными нормами.

Обычно в конституции устанавливается перечень вопросов, которые подведомственны только высшим федеральным органам власти. А все другие, неоговоренные в конституции вопросы регулируются исключительно субъектом. Но в конституции иногда составляется и перечень вопросов совместного ведения субъекта и федерации. Такие вопросы обычно субъект с федерацией решает по согласованию.

Субъекты федерации лишены права прямого представительства в международных отношениях.

Законодательство в территориальных федерациях не предусматривает, а в некоторых странах и запрещает выход из состава федерации без согласия всех остальных субъектов.

«Вооруженные силы в территориальной федерации едины. Управление ими осуществляется союзными государствами. Глава федерации является еще и главнокомандующим. У субъектов федерации в мирное время не должно быть своих вооруженных сил. (Пример территориальной федерации-Германия)»[4].

Проявления федеративных отношений в разных странах мира имеют многовековую историю, а конституционно-правовое установление федерализма существует около двух столетий. Прообразы федеративных образований имелись на Древнем Востоке, в Древней Греции и Древнем Риме. Вся средневековая Европа имела такие образования. В новое и новейшее время они наблюдались также у англосаксонских, германских, латинских и славянских народов.

Особенность новейшего федерализма состоит в том, что на место прежних конфедеративных форм приходит более прочная, устойчивая единоденежная форма федерального государства, впервые нашедшая свое воплощение  в Соединенных Штатах, а затем распространившаяся в других странах Америки и Европы.

В целом утверждение федерализма в истории человечества обусловливалось глобальным развитием экономических, политических, культурных связей и соответствую­щих взаимоотношений между народам, их стремление к организации единого сообщества, а также политикой более могущественных государств, направленной на включение в свой состав государств и менее могущественных народов[5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Федерация как форма государственного устройства

Вряд ли верны тезисы об отсутствии иерархии и предпочтения, а также о независимости федерации и ее субъектов даже в своих сферах управления. Государственная власть субъектов федерации имеет все же «нижестоящий» характер, даже если они и были исторически источниками власти федерации (например, при создании США). Как известно, существуют совместные предметы ведения с принципом верховенства федерального права, во многих федерациях есть институт федерального принуждения и т.д. Да и с социологических позиций тезис об отсутствии иерархии не может быть принят. Государственная власть федерации - это выражение государственной власти народа всей страны, всего (за исключением антиобщественных элементов) данного государственно-организованного общества, а государственная власть субъекта федерации - власть народа этого субъекта. Часть же всегда находится в подчиненном отношении к целому. Если элементы образуют систему (как в федерации), они действуют по общей схеме связей и отношений в системе. Поэтому даже если понимать федерацию как политическую систему, указанные выше соображения об этой системе неверно отражают действительность[6].

Вместе с тем несомненные достоинства такого подхода – понимание федерации как явления, имеющего политическое качество, а так же тезис не только о разделенности органов управления, но и целостности государственной власти. Положение о целостности государственной власти позволяет осмыслить федеративное государство с новых позиций.

Имеются и другие подходы к определению сути федеративного государства. Многие считают, что его наиболее характерными чертами являются децентрализация и кооперативные отношения федерации и ее частей. Ранее эти отношения видели в отношениях федерации и ее субъектов (как определенных форм государственности). Теперь их обычно распространяют и на отношения между субъектами, но в отличие от отношений первого рода не считают их политическими (договоры политического характера между субъектами конституции запрещают).

Многие ученые-юристы при определении федеративного государства более конкретные. Некоторые из них перечисляют дюжину определенных признаков или институтов, которые должны быть присущи государственному устройству, что бы именовать его федерацией. Однако до сих пор проблема не решена. В связи со сложностями ее решения некоторые авторы отказываются от попыток дать общее определение федерализма и федеративного государства в частности.

Информация о работе Особенности современного федерализма