Особенности современного федерализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:15, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение всех трех форм государственного устройства, их определение, изучение их устройства на примере некоторых государств мира. При этом сделать акцент на изучение федерации. Также следует проанализировать федеративное устройство Российской Федерации, со свойственной ей особенностью государственного устройства (т.е. деление федерации по национальному и административно-территориальному признаку).
о

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и виды форм государственного устройства
1.1. Унитарное государство
1.2. Федерация
Глава 2. Федерация как форма государственного устройства
2.1. Анализ федерального устройства современной Германии и России
Глава 3. Особенности федерализма в современной России
3.1. Характеристика Российского федерализма
3.2.Институционализация Российского федерализма
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ по ТГП11.doc

— 162.50 Кб (Скачать документ)

На мой взгляд, учитывая имеющиеся в науке подходы, синтезируя достижения предшественников и исключая признаки, которые не относятся к государственности, можно было бы в самом общем виде охарактеризовать федеративное государство как союзную государственно-территориальную организацию, состоящую из государств или государственных образований, опирающуюся на принцип согласия, основанную одновременно на целостности государственной власти (управления государством) и ее вертикальном разделении между федерацией и ее членами (субъектами) при верховенстве федерации.

 

2.1. Анализ федерального устройства современной Германии и России

В отечественной науке конституционного (государственного) права форма государственно-территориального устройства рассматривается как неотъемлемая часть формы современного государства. На протяжении последних двух столетий получили развитие две основные формы государственно-территориального устройства – унитарная и федеративная. Федеративная форма государственно-территориального устройства менее распространена среди государств мира. Из более чем двухсот государств лишь двадцать четыре являются федерациями, то есть государствами, в состав которых входят территориальные образования, обладающие определенной степенью государственно-правовой самостоятельности по отношению к совокупному государству. Вместе с тем исследование статуса таких федераций, как Австрия, Бельгия, Германия, Индия, Россия, США, Швейцария и др., позволяет в полной мере представить своеобразие федеративного государственно-территориального устройства.

Связанная с понятием федерации категория «федерализм» используется в современной конституционно-правовой науке для обозначения конституционного принципа государства, формы государственно-территориального устройства, совокупности приемов и методов осуществления власти государства в экономической сфере (экономический федерализм) и системы знаний (учения) о федеративной форме государственно-территориального устройства. При этом применительно к понятию формы государственно-территориального устройства категории «федерация» и «федерализм» нередко рассматриваются как идентичные.

В основе федерализма как формы государственно-территориального устройства лежат исходные базовые положения – принципы, которые выступают сущностными и содержательными характеристиками федеративного государства. Они определяют природу федерации, ее состав, структуру, особенности    взаимодействия    федерального    и    регионального    уровней государственной власти, модель разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами.

Среди федеративных государств особое место занимают Российская Федерация и Федеративная Республика Германии. Оба государства прошли трудный путь исторического развития на протяжении XIX - XXI веков. Россия лишь к началу девяностых годов XX столетия приобрела подлинно федеративный характер и тем самым выстрадала федерализм как форму государственно-территориального устройства, способствующую развитию свободы личности и подлинной демократии. Германия, возродившаяся на демократических началах после Второй мировой войны, развила установленное Основным законом ФРГ (Западной Германии) 1949 г. федеративное государственно-территориальное устройство с присоединением к западногерманским землям восточногерманских земель (Германская Демократическая Республика) в начале девяностых годов XX века. Сравнительное конституционно-правовое исследование российского и германского федерализма содействует совершенствованию развития отечественной теории федерализма и практики федеративного государственно-территориального устройства России.

В науке конституционного права России и Германии вопрос о принципах федерализма получил определенное развитие. Постановку его можно обнаружить уже в трудах дореволюционных ученых-юристов. Рассматривая общие проблемы понятия, признаков, причинной обусловленности формирования, видов, механизма функционирования федераций, они выделяли также исходные начала (принципы) государственно-территориального устройства различных стран. При этом отечественная дореволюционная государственно-правовая наука отрицала федерализм как форму государственно-территориального устройства для России, усматривая в нем угрозу единству многонациональной страны.

В советской науке государственного права принципы федерализма исследовались под углом зрения марксистско-ленинского учения о демократии и федерализме. Принципы становления и функционирования советской федерации (федерализма) рассматривались с позитивных позиций. В то же время этом утверждалось, что подлинный федерализм возможен лишь в условиях построения его на принципах учета национально-культурных особенностей развития отдельных народов.

В последние пятнадцать лет происходит обновление теоретических изысканий в области теории федерализма вообще и принципов федерализма в частности. Появляются исследования, в которых предпринимаются попытки по-новому сформулировать принцип федерализма, определить перечень принципов федерализма и эффективность их действия в России. При этом особое значение придается сравнительному анализу принципов федерализма в различных странах мира, в том числе и Германии. Вместе с тем системное исследование теоретических изысканий и нормативно-правовых положений в области закрепления принципов федерализма России и Германии до сих пор отсутствует. Таким образом, исследование принципов федерализма России и Германии требует более углубленного и специализированного подхода.

          В условиях обновления принципов и ценностей российского общества и государства с конца восьмидесятых годов XX столетия происходит переосмысления роли, содержания и механизма реализации принципов федерализма в России и зарубежных федерациях, включая прежде всего ФРГ. Многие исследователи отказались от ранее господствующего исключительно позитивного анализа принципов советского федерализма и критического отношения к принципам построения и функционирования федерализма в «буржуазных» странах (в том числе Германии). Это дало основание для более объективного взгляда на исходные положения федерализма как способа организации государственной власти, позволяющего обеспечить устойчивое и внутренне сбалансированное развитие различных сфер общества и государства, свободу личности и демократическое общественное развитие.

Империческую основу исследования составили Конституция РФ и Основной закон ФРГ, международные правовые акты, Федеративный договор и договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, федеральные законы и законы ФРГ, нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ.

Следует отметить подробно принципы формирования федеративных отношений в РФ. Они выступают фундаментом федеративного устройства России. Принцип равноправия и самоопределения народов в России отражает многонациональный характер РФ. Нации (народы), проживающие на территории России, наделяются одинаковым объемом прав и обязанностей и им предоставляется право самоопределиться в территориальном образовании, выступающем в качестве составной части РФ. Принцип добровольного объединения   территориальных   образований   на   конституционной   основе говорит о статусе России как конституционной федерации. Конституционная (недоговорная) природа федерации определяется рядом обстоятельств. Во-первых, Россия как суверенное федеративное государство существовала на момент подписания Федеративного договора; во-вторых, Федеративный договор не признан составной частью Конституции РФ и в случае несоответствия его положений Конституции РФ действуют положения Основного закона; в-третьих, Федеративный договор имеет своим назначением разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ; в-четвертых, российский многонациональный народ самоопределился в федеративное государство путем принятия Конституции РФ, которая устанавливает основы конституционного строя государства, правовой статус личности, федеративное устройство, систему высших органов государственной власти и местное самоуправление. Принцип организации федерализма в РФ на основе территориального и национально-территориального признаков свидетельствует о том, что российское государство образуют две группы субъектов: национально-территориальные (республики, автономная область и автономные округа) и территориальные (края, области и города федерального значения) образования. Принцип признания государственного суверенитета РФ предопределяет верховенство России (в решении своих внутренних дел) и ее независимость (во внешних сношениях). Свойства верховенства и независимости исключают существование двух уровней суверенных властей и не допускают суверенитета ни республик, ни иных субъектов РФ. Проявлением государственного суверенитета РФ является признание государственно-правового приоритета России над ее составными частями, который имеет несколько проявлений. Во-первых, в провозглашении верховенства федерального права над правом субъектов РФ (ч. 1 ст. 15, ч. 5 ст. 76 Конституции   РФ);  во-вторых,   в  ограничении   организации  региональных органов государственной власти основами конституционного строя (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ); в-третьих, в разграничении предметов ведения между РФ и ее субъектами (ст. 71-73 Конституции РФ).

Исследуя система принципов федерализма ФРГ, следует выделить принципы формирования германской федерации (создание ФРГ на базе конституции и построение ее преимущественно по территориальному (территориально-«племенному») признаку) и принципы функционирования федеративного устройства (однородность правопорядка ФРГ и федеральных земель, равноправие федеральных земель, соподчинение Федерации и федеральных земель, субсидиарность, разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами). Основной закон ФРГ определяет минимальный   стандарт   однородности:   от   земель   требуется,   чтобы   их конституционное устройство соответствовало принципам республиканского, демократического и социального правового государства. Согласно принципу равноправия федеральные земли обладают равным объемом прав и обязанностей вне зависимости от размера территории, численности населения и уровня их экономического развития. В Основном законе ФРГ заложена позиция признания земель однородными субъектами, хотя среди них выделяются собственно федеральные земли, свободные ганзейские города и свободные государства. В то же время в ФРГ, также как и в РФ, существуют незначительные элементы неравноправия. Принцип соподчинения Федерации и федеральных земель предполагает взаимное влияние Федерации и земель с целью формирования единой согласованной воли и обеспечения определенной однородности федеративного устройства Германии. В качестве средств воздействия называются Бундесрат, Федеральный конституционный суд ФРГ, институты федерального надзора, принуждения и вмешательства, согласование международно-правовых договоров земель, институт приоритета федерального права перед правом земель и гарантированность соответствия их конституционного строя положениям абз. 1 ст. 28 Основного закона ФРГ. Принцип субсидиарности создает условия для четкого разграничения в германском государстве предметов ведения между различными уровнями государственной власти. По общему правилу Федерация наделяется только теми предметами ведения, которые она сможет урегулировать наиболее лучшим образом. Кроме того, принцип субсидиарности гарантирует взаимное невмешательство одного уровня власти в дела другого. В соответствии с принципом федеральной верности от Федерации и федеральных земель требуется внешняя корректность в выполнении их государственно-правовых обязанностей и постоянные поиск и установление добрых, дружественных отношений. Это обусловлено тем, что федеративное государство может успешно существовать только тогда, когда совокупное государство и его члены преследуют не только свои собственные интересы, но и обращают внимание на всеобщие интересы и интересы своих партнеров. Особую роль в реализации принципа федеральной верности играет институт взаимного оказания Федерацией и федеральными землями правовой и административной помощи. Принцип разграничения предметов ведения между Федерацией и федеральными землями исследован в рамках отдельного параграфа[7].

         В заключении следует сформулировать общие выводы диссертационного исследования. Во-первых, РФ и ФРГ имеют некоторые схожие тенденции государственно-правового развития. Российская и германская государственно-правовые науки находятся в постоянном поиске совершенной модели федеративного устройства на протяжении XIX - XXI веков, заимствуя друг у друга положительный опыт. Во-вторых, принципы российского и германского федерализма имеют много общего и особенного. Одновременно некоторые из них являются общими, частично совпадающими и специальными для федеративного устройства России и Германии. В-третьих, базовым и системообразующим принципом российского и германского федерализма является принцип разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами. При внешней схожести в России и Германии он различается по содержанию. Так, в ФРГ последовательно, относительно полно и четко осуществлено разграничение компетенции между Федерацией и федеральными землями в сферах законодательства, управления и правосудия, чего нет в РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Особенности федерализма в современной России

3.1. Характеристика Российского федерализма

Россия - федеративное государство. Это означает, что территориальная организация власти осложнена наличием субъектов федерации - территориальных образований, имеющих признаки государственности. Российскую Федерацию образуют 89 субъектов федерации. Их полный перечень дан в ст. 65 Конституции Российской Федерации, открывающей главу "Федеративное устройство". Однако общие принципы федерализма сформулированы еще в ст. 5 первой главы Конституции. В состав Российской Федерации входят: 21 республика, 6 краев, 49 областей, два города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, одна автономная область, 10 автономных округов.

«Выделение субъектов Российской Федерации осуществлено по двум основным признакам - территориальному (края, области, города федерального значения) и национально-территориальному (республики, автономная область и автономные округа). Такое сложное устройство государства формировалось с 20-х годов и имеет исторические корни. Значительная часть из более чем ста народов бывшей Российской империи проживала на той ее территории, которая сейчас является территорией Российской Федерации. На основе ленинской теории решения национального вопроса в советском государстве федерация была построена по национально-территориальному принципу. Часть территории Российской Федерации составляли национально-государственные образования - автономные республики, наделенные такими признаками государственности, как конституция, высшие органы власти, республиканское гражданство и др., и национально-территориальные образования - автономные округа и автономные области, не имевшие признаков государственности, но обладавшие чертами национальной автономии, и наконец, остальная территория представляла из себя часть единого централизованного государства, где административно-территориальные единицы - края и области не имели какой-либо самостоятельности в управлении своей территорией»[8].

Информация о работе Особенности современного федерализма