Особенности современного федерализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:15, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение всех трех форм государственного устройства, их определение, изучение их устройства на примере некоторых государств мира. При этом сделать акцент на изучение федерации. Также следует проанализировать федеративное устройство Российской Федерации, со свойственной ей особенностью государственного устройства (т.е. деление федерации по национальному и административно-территориальному признаку).
о

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и виды форм государственного устройства
1.1. Унитарное государство
1.2. Федерация
Глава 2. Федерация как форма государственного устройства
2.1. Анализ федерального устройства современной Германии и России
Глава 3. Особенности федерализма в современной России
3.1. Характеристика Российского федерализма
3.2.Институционализация Российского федерализма
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ по ТГП11.doc

— 162.50 Кб (Скачать документ)

   Экономический институциональный аспект. Он должен включать не только выработку экономически обоснованных критериев формирова­ния собственно субъектов федерации, но и экономически выверенные федеративные отношения (федерация - субъекты и субъекты — субъек­ты). Конституционный принцип равноправия субъектов не реализуется на практике не только потому, что ряд регионов, а именно республики, провозглашенные в федеральной Конституции государствами, считают себя «равноправнее» остальных, но также и потому, что для очень многих субъектов «шапка Мономаха»- оказалась тяжеловатой. Они, по сути, не справляются с ролью равноправного субъекта федерации. Быть последним это не привилегия, а тяжелый груз ответственности за хотя бы нормальное (а в идеале поступательное) социальное и эконо­мическое развитие данной части территории единого государства. Од­нако многими, прежде всего региональными элитами, право быть субъектом (а вернее находиться во главе субъекта) рассматривается как дарованное свыше право и возможность безответственно распылять средства налогоплательщиков, не предпринимая существенных усилий по выходу из кризисного состояния.

    Если классифицировать регионы но принципу экономической само­достаточности, то можно выделить три следующие группы; 1) регионы, сохранившие признаки экономической самодостаточности (регионы-доноры); 2) регионы экономическая самодостаточность которых выгля­дит проблематично, но у которых есть «потенции» обретения экономи­ческой и финансово-бюджетной самодостаточности на фазе стабилиза­ции и подъема экономики; 3) регионы, которые даже в обозримой благоприятной перспективе не смогут обрести признаков экономичес­кой и финансово-бюджетной самодостаточности (депрессивные регионы).

    Этнонациональный аспект. Многонациональный состав населения России предопределяет совместное сосуществование различных национальных групп, населяющих ту или иную часть территории государства и отличающихся друг от друга языком, бытовыми особенностями, историей, обычаями, традициями, религией и другими факторами. Все вышеназванное требует соответствующего правового регулирования, включая вопросы их статуса, гарантий, механизмов представительства интересов и зашиты нарушенных прав. Многонациональный состав населения - реальность, которую нельзя игнорировать. Однако это не является уникальным свойством российского общества. В мире значи­тельно количество многонациональных государств, которые решают национальный вопрос иными средствами. Современная теория и зако­нодательная практика показывают наличие и успешное применение разнообразных институтов, позволяющих удовлетворять различным этносам свои потребности, не прибегая при этом к политическим средствам, без узурпации права на собственную государственность. Речь идет о разных видах автономии и прежде всего национально-культур­ной и национально-территориальной. Применений этих и других воз­можных институтов достаточно эффективно, ибо оно решает проблемы учета национальных особенностей и потребностей без угрозы раскола государства на национальные анклавы.

    Территориально-пространственный аспект. Решение задачи по тер­риториальной структуризации федеративного государства производит­ся в соответствии с определенными комплексными критериями, среди которых каждый в отдельности не должен доминировать. Здесь, в част­ности, следует учитывать: природно-географические особенности; экономический потенциал (в том числе особенности размещения про­изводительных сил, насыщенность транспортной и энергетической инфраструктурами и иные экономические параметры, позволяющие сформировать самодостаточные в экономическом отношении регионы); по­литический потенциал, в том числе статус в различные исторические периоды развития и, следовательно, наличие определенного опыта в данной сфере; национальный состав населения; численность и плот­ность населения и др. Учет данных критериев призван привести к тому, что правом называться субъектом федерации и иметь полномочия, предоставляемые федеральной Конституцией, должны обладать лишь крупные экономически самодостаточные территориальные единицы[14].

     Юридический аспект. В настоящее время уже действуют крайне важные нормативные акты, опосредующие федеративные отношения, однако ждут своего рассмотрения федеральные конституционные зако­ны о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта, об изменении конституционно-правового статуса субъекта федерации, об автономной области, автономном округе, об отношениях автономных округов, входящих и состав края иди области, федеральные законы по предметам совместного ведения и др. Отсутствие данных актов негатив­но сказывается на нормальной работе всего механизма федеративного устройства России. Тем не менее правовое регулирование федератив­ных отношении не исчерпывается законодательными актами. В данной сфере используется весь спектр нормативных источников. Для анализа существующего положения в области государственного устройства, обобщения положительного и отрицательного опыта, а также для определения путей решения имеющихся здесь проблем следует разра­ботать и принять, долгосрочную программу реформирования федератив­ной системы России, которая может иметь статус президентской. Ее подготовкой мог бы заняться специальный центр (наподобие Центра стратегических- исследований), включающий в себя правоведов, эконо­мистов, управленцев, других специалистов.

 

 

Заключение

 

Анализ проблемы федерализма и форм государственного устройства позволяет сделать ряд выводов:

Унитарное государство (неделимое) - форма государственного или национально-государственного устройства, при котором территория государства в отличие от федерации, не имеет в своем составе федеративных единиц - субъектов федерации, а подразделяется на административно-территориальные единицы (области, округа, районы, департаменты и т.п.)

Федерация – форма государственного устройства, в соответствии с которой государство состоит из государственных образований – субъектов федерации, наделенных значительной автономией, не нарушающей, однако, целостности государства.

Наименее жесткие связи существуют в конфедеративном союзе, где части (субъекты федерации) могут не подчиняться целому и даже превалировать над ним.

Федерации создаются по различным признакам. Наиболее распространенными являются федерации, построенные по территориальному признаку.

К федерациям смешанного типа относится Российская Федерация. В ее составе находятся субъекты, представляющие собой национально-государственные и национально-территориальные образования (республики, автономные области, автономные округа), а также административно-территориальные образования (края, области, города федерального значения).

Федерация есть форма разграничения предметов ведения между федерацией и входящими в ее состав субъектов – это круг конституционно закрепленных вопросов, по которым, в зависимости от формы правления, соответствующие государственные органы федерации и ее субъектов компетентны принимать решения.

Таким образом, федеративное устройство России служит,  с одной стороны, сохранению многообразия различных регионов при безусловном характере общефедерального единства, с другой – такое устройство выступает способом рационального распределения компетенции и полномочий не только по горизонтали, но и по вертикали. Законодательные, исполнительные и судебные полномочия делятся между федерацией в целом и ее субъектами. Это деление должно быть осуществлено таким образом, чтобы способствовать более тесному единству субъектов, развитию их взаимосвязей и взаимозависимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция РФ 1993 года

Монографии:

1. Конев Ф.Ф, Формы государственного устройства. 2003.-М.

2. Курашвили К.Т. Федеративная организация Российского государства. 2000. - М.

3. Марченко М.Н., Терехов В.И. Федерализм: теория и история развития.  2000.- М.

4. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. 2006.- М.

5. Поляков А.В., Ильин А.В. Основы государства и права. 1998- СПб.

6. Саликов М.С. Конституционные основы организации и функционирования институтов публичной власти в РФ// Материалы всероссийской научной конференции. 2001. Екатеринбург.

 

7. Симонов Е.И. Конституционные основы организации и функционирования институтов публичной власти в РФ// Материалы всероссийской научной конференции. 2001. Екатеринбург.

8. Умнова И.А. Конституционные основы современного Российского федерализма. 2002.- М.

Статьи:

1. Айбазов Р.У. Теория и практика современного федерализма// Ученые записки Юридического факультета. №4. 2005.

2. Волович В.Ф. Категория «федерация» в науке государственного права Германии // Правовые проблемы укрепления российской государственности. №3. 2001.

3. Элейзер Д. Сравнительный федерализм // Полис. – 2005.- №5.

 

 

1

 



[1] Поляков А.В., Ильин А.В. Основы государства и права. 1998- СПб.- С.-124.

[2] Конев Ф.Ф, Формы государственного устройства. 2003.-М.- С.-46.

[3] Конев Ф.Ф, Формы государственного устройства. 2003.-М.- С.-52.

[4] Элейзер Д. Сравнительный федерализм // Полис. – 2005.- №5.- С.- 106.

[5] Айбазов Р.У. Теория и практика современного федерализма// Ученые записки Юридического факультета. №4. 2005. С. 23.

[6] Марченко М.Н., Терехов В.И. Федерализм: теория и история развития.  2000.- М.- С.- 145.

[7]. Волович В.Ф. Категория «федерация» в науке государственного права Германии // Правовые проблемы укрепления российской государственности. №3. 2001. С. 23-24

[8] Курашвили К.Т. Федеративная организация Российского государства. 2000. - М.- С. 65.

[9] Конституция РФ 1993 года.

[10] Конституция РСФСР 1978г.

[11] Курашвили К.Т. Федеративная организация Российского государства. 2000. - М.- С. 67.

[12] Умнова И.А. Конституционные основы современного Российского федерализма. 2002.- М. С.43.

[13] Симонов Е.И. Конституционные основы организации и функционирования институтов публичной власти в РФ// Материалы всероссийской научной конференции. 2001. Екатеринбург. С. 187.

[14] Саликов М.С. Конституционные основы организации и функционирования институтов публичной власти в РФ// Материалы всероссийской научной конференции. 2001. Екатеринбург.


Информация о работе Особенности современного федерализма