Перспективы развития формы Российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:43, курсовая работа

Описание

Развитие федерализма, как и три года назад, тормозится рядом негативных факторов, в числе которых отсутствие обоснованной государственной концепции развития федеративных отношений в России. В настоящее время в стране происходят заметные перемены, ведущие к усилению президентской власти. Это вызывает в обществе вполне обоснованные вопросы. Насколько данные перемены оправданы, правильно ли выбран их вектор, как это скажется на развитии федерализма, какова при этом должна быть позиция органов власти и, в том числе, Федерального Собрания, какую роль могут и должны играть субъекты Федерации.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 56.47 Кб (Скачать документ)

 

Конституция Португалии предусматривает  и роспуск законодательных и  исполнительных органов автономных областей "за деяния, противоречащие Конституции". В таких случаях  руководство областью переходит  к центральной власти в лице министра.

 

IV. Политический режим  Российского государства:

 

 

IV.1 Понятие политического  режима.

 

 

 С формой государства  тесно связан политический ре-жим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней поли-тики государства. Вызвано это тем, что политический ре-жим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.

 

Политический режим -- это  методы осуществления по-литической власти, итоговое политическое состояние в об-ществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функцио-нирования всех политических институтов и характеризует-ся демократизмом или антидемократизмом Корельский В.М., Перевалов В.Д. “ Теория государства и права”, М: Норма, 2000, с.191.

 

Приведенное определение  позволяет выделить следую-щие признаки данного феномена:

 

Политический режим, прежде всего, зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политичес-кая власть. Если это методы убеждения, согласования, за-конности, парламентаризма, если применяется только пра-вовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократи-ческий режим. Когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим реакционный, антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала.

 

В каждой стране политический режим определяется соотношением, раскладом  политических сил. В странах, где  существует устойчивый баланс политических сил или дос-тигнуто долговременное национальное согласие, результа-том такого согласия является стабильный политический ре-жим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется.

 

При демократическом режиме высшие органы государства имеют  мандат народа, власть реализуется  в его интере-сах демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества. Крайне недемократическим является тоталитарный фа-шистский режим, когда власть переходит в руки реакцион-ных сил, осуществляется диктаторскими, насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина ничем и никем не защищаются, в обществе царят произвол и безза-коние.

 

Таким образом, изучение методов  и способов, с помощью которых  государство управляет проживающими на его территории людьми, т.е. политического  режима, становится также объективно необходимым для постижения формы  государства.

 

Теория государства и  права выделяет несколько основных видов политического режима, которые  применялись в многовековой истории  государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между авторитарным и демократическим режимами.

 

IV.2 Особенности политического  режима в Российской Федерации.

 

 

Сложившийся в последние  годы в России политический режим  вряд ли можно в чистом виде отнести  к какой-то одной его модели. Выйдя  из недр тоталитаризма, политическая система  России пытается обрести черты развитой демократии. Однако пока политический строй в нашей стране отягощен признаками и иных политических режимов.

 

1. Сохранившиеся традиции  тоталитаризма в России имеют  свою специфику. В этой связи  принципиальное значение имеет  тот момент, что в России промышленная  революция была осуществлена  за счет превращения всей массы  населения в наемных рабочих  государства и тотальной экономии  на оплате труда. Эта экономия, или сверхэксплуатация, привела к деградации рабочей силы и развитию ее теневого довоспроизводства. В результате качество и количество труда перестали соответствовать потребностям индустриально-информационных технологий.

 

Сложность реформирования тоталитарной организации в России заключается  в том, что для ее осуществления  необходимо, кроме всего прочего, значительно поднять уровень  оплаты труда наемной рабочей  силы. Для этого нужны обширные капиталовложения. В то же время  реформирование России осуществляется с целью повышения эффективности  экономики, которая сама нуждается  в значительных дополнительных инвестициях. Повысить уровень инвестирования экономики  для ее модернизации и одновременно повысить оплату труда всей массе  наемных работников без громадных  иностранных капиталовложений невозможно. Поэтому для реформируемой России требуется новая и мощная система «мобилизации» наемного персонала, который должен работать лучше, чем при социализме, за значительно меньше дореформенной оплату труда.

 

Поскольку функцию мобилизации  рабочей силы выполнял именно тоталитаризм, то станет очевидным, насколько сложно решить проблему адекватной замены тоталитарных механизмов принуждения к производительному, но малооплачиваемому труду.

 

В свое время эту проблему пришлось решать большевикам, когда  Ленин выдвинул тезис: высокая производительность труда за счет энтузиазма наемных  работников и бедноты, которые теперь трудятся не на капиталистов, а на себя! Закончилось все тоталитаризмом, который и явился источником «энтузиазма» масс на практике.

 

Вместе с тем в современной  России поставлена задача преодоления  наследия тоталитаризма. Наивная надежда  в чудодейственность частной  собственности или рыночных механизмов быстро была развенчана. Национально-государственная  идеология опирается лишь на фантомы  политического характера. Исполнительная власть заполняет вакуум событиями  текущей политики, сменой кадров и  обещаниями. Законодательная власть и оппозиция критикуют исполнительную власть, а политические программы  и предвыборные обещания превратились в официозную политическую «риторику», которую после выборов никто  не вспоминает.

 

Как эти явления увязать  с преодолением тоталитаризма? Следует учитывать, что для России тоталитарная власть в XX в. представлялась в массовом сознании естественным явлением. И до сих пор определенная часть населения России воспринимает тоталитарную власть как нормальное явление. Вместе с тем в России появилось множество свидетельств, которые отличают нынешнюю политику от тоталитарной. Нет единой, навязываемой всем и жестко контролируемой идеологии, существует многопартийность, государство не вмешивается в личную жизнь граждан, осуществимы многие свободы, есть гласность.

 

В то же время власть еще  больше отделилась от народа, нежели при  тоталитаризме. Многие противоречия, возникшие  еще в эпоху социализма, не разрешены. Идет очень жесткая борьба за статус в высших эшелонах власти. Ослабли  контрольные функции власти, что  позволяет элите решать свои корпоративные  проблемы за счет общества. Однако вариант  возврата к тоталитаризму вряд ли возможен, даже в случае выхода из-под  контроля государственной власти. Но неустойчивость этой ситуации, сложность  социально-политической обстановки затрудняют процессы демократизации России и создают  условия для усиления в стране авторитаризма.

 

2. С другой стороны,  налицо черты демократии: строятся  основы правовой государственности  и создаются устои гражданского  общества; власть на федеральном  и местном уровнях выбираема  и сменяема; действуют механизмы  непосредственной демократии (референдумы), существует система разделения  властей в государстве (хотя  существует определенный перекос  полномочий в сторону исполнительной  ветви); гарантированы основные права человека (свобода совести, слова, собраний, организаций и пр.), реально действует политическая оппозиция, в том числе и «непримиримая»; формально судебные органы независимы от властных (хотя это и не всегда соблюдается), особенно на местах; нет ведущей идеологии и политической партии; в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности (однако при этом не выработаны механизмы, определяющие собственность на землю, сильны позиции государственных ведомств, командные высоты в хозяйственном механизме находятся в руках монополистов -- финансово-промышленных групп, финансовой олигархии, «естественных монополий», что безусловно подменяет принцип свободной конкуренции монопольностью); при внешней независимости (политической и идеологической) средств массовой информации и коммуникации налицо их фактическая связь с финансовыми «империями».

 

В результате складывающийся демократический политический режим  несет на себе четкие отпечатки экономической  и политической олигархизации, что свидетельствует об усилении авторитарных тенденций в государстве.

 

Как изменился политический режим в России за последние годы?

 

На основании принятой в 1993 г. новой Конституции в России сложилась президентская республика с действующим двухпалатным парламентом -- Федеральным Собранием, состоящим из Совета Федерации и Государственной Думы. Верхняя палата Федерального Собрания -- Совет Федерации -- включает в свой состав представителей администраций и законодательных органов власти регионов. В Государственную Думу баллотируются депутаты по смешанной (пропорциональной и мажоритарной) избирательной системе. В силу этого политический режим современной России может быть охарактеризован как демократический с устойчивыми авторитарно-олигархическими чертами и элементами политического корпоративизма. Вообще авторитарность заложена в традициях российского общества. В современных условиях тоска по «сильной руке» усиливается ходом и направленностью реформ, за которые подавляющему большинству населения приходится платить слишком большую цену. В результате реформ образовался в стране огромный разрыв между богатыми и бедными, что при отсутствии стабилизирующего «среднего класса» ведет к росту авторитарных настроений.

 

В результате не всегда продуманной  политики приватизации значительная часть  государственной собственности  оказалась в руках малочисленных, но могущественных финансово-промышленных групп, монополизирующих к тому же масс-медиа и распространяющих свое влияние на политику исполнительной и законодательной ветвей власти. Тем самым эти «империи» превращают существующий режим в корпоративно-олигархический.

 

Усиление авторитарных тенденций  в политическом режиме России обусловлены  принятой в 1993 г. Конституцией, в которой  перераспределение полномочий явно смещено в сторону исполнительной власти, и особенно Президента. Реальных рычагов воздействия на реальную его политику у других ветвей власти практически нет.

 

Усилению авторитарных тенденций  способствуют такие привходящие  факторы, как:

 

-- перманентный рост преступности;

 

-- природные катаклизмы;

 

-- этнорегиональные конфликты;

 

-- военные столкновения;

 

-- нестабильность ситуации  внутри правящих элит.

 

Надо отметить, что тенденции  к авторитаризму усиливаются, когда  перед обществом стоят качественно  новые задачи, требующие времени  и большого напряжения всех социальных ресурсов; оборотной стороной этого  процесса может оказаться аморфность и паралич потестарных функций.

 

Возможно ли усиление в  России демократических тенденций? В перспективе возможно, в случае успеха реформ, их продуманного и массовидного характера. Здоровый государственный консерватизм, помноженный на гражданский консенсус, -- это те ценности, приоритет которых для современной России безусловен в плане демократизации ее политического режима.

 

Кроме этого, гарантией роста  демократизации политического режима современной России являются свобода  слова и печати, наличие реальной многопартийности и политической оппозиции; выборность органов государственной  власти, включая депутатов, глав городов  и регионов, Президента; изменяющийся менталитет россиян.

 

Итак, говоря о политическом режиме современной России, нужно  отметить переходность его состояния, когда новое политическое качество полностью еще не состоялось, а  старое -- не кануло окончательно в Лету. Но идеал политического развития заявлен; это -- демократизм и правовое государство.

 

Чем политический режим в  России отличается от политических режимов  в других странах?

 

Политический режим современной  России сродни системам США и Франции. Для таких режимов характерна: сильная исполнительная власть (особенно институт президентства, который фактически формирует правительство) при наличии двухпалатного законодательного собрания -- парламента (верхняя палата -- Сенат, Совет Федерации -- состоит их выбираемых в регионах глав местной исполнительной власти, а нижняя формируется из непосредственно выбираемых депутатов в соответствии с существующей избирательной системой), а также системы независимого судопроизводства во главе с институтом высшей инстанции -- Верховным или Конституционным Судом; возможности непосредственного участия граждан в политическом управлении в форме референдума или плебисцита. При сильной власти президента в указанных политических режимах почти неизбежны конфронтация исполнительной и законодательной ветвей власти и обвинения в усилении автократических тенденций.

 

Определенной альтернативой  президентским республикам служат парламентские режимы партократического типа в Чехии, Канаде, Италии, где законодательный орган в лице победившего большинства выбирает премьер-министра или президента. Несколько особняком стоит политический режим Швейцарии, сочетающий черты парламентской республики и непосредственной плебисцитарной демократии.

 

Необходимо заметить, что  в современной России политический режим еще окончательно не оформился. Иное и трудно себе представить в  стране, переживающей переходный период поливалентного реформирования. Существующий ныне в России политический режим  во многом соответствует интересам  находящейся у руля экономического и политического управления политической элиты и финансово-промышленной олигархии.

Информация о работе Перспективы развития формы Российского государства