Перспективы развития формы Российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:43, курсовая работа

Описание

Развитие федерализма, как и три года назад, тормозится рядом негативных факторов, в числе которых отсутствие обоснованной государственной концепции развития федеративных отношений в России. В настоящее время в стране происходят заметные перемены, ведущие к усилению президентской власти. Это вызывает в обществе вполне обоснованные вопросы. Насколько данные перемены оправданы, правильно ли выбран их вектор, как это скажется на развитии федерализма, какова при этом должна быть позиция органов власти и, в том числе, Федерального Собрания, какую роль могут и должны играть субъекты Федерации.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 56.47 Кб (Скачать документ)

 

Во-вторых, федерация сама по себе не является ещё надёжной гарантией  свободного развития наций. Федерация  во что бы то ни стало, без наличия  необходимых оснований, может принести только вред, как государству в  целом, так и отдельным субъектам, вызвав негативные последствия, аналогичные  российским, о которых мы говорили вначале.

 

Продолжая разговор о Российской Федерации, следует обратить внимание на противоестественный характер еe образования, не встречавшийся в истории человечества. Все федерации, кроме Российской, являются результатом объединения нескольких независимых государств. Россия же "была образована в результате создания в её составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих территорию России"3. Комментарием к этой ситуации являются размышления известного русского мыслителя И.А.Ильина, который ещё в начале 50-х годов писал, что федерация возможна только там, где существуют несколько самостоятельных государств, стремящихся к объединению. Нельзя навязывать её сверху, как это произошло в СССР, в этом случае мы получим абсолютно нежизнеспособную "псевдо-федерацию", которая, добавим, будет существовать лишь на бумаге, и при первом же реальном ослаблении режима распадётся.

 

Федерация, считает Ильин, - это всегда центростремительный  процесс, поэтому остановить распад государства через создание федерации  невозможно, центробежные силы, если не остановить их более действенными методами, неизбежно взорвут государство4.

 

Кроме того, Ильин называет множество других необходимых, на его  взгляд, основ федеративного строя, которых нет в России. В частности, для федерации необходим высокий  уровень правосознания: "в народе должно быть воспитано чувство долга, свободная лояльность, верность обязательствам и договорам, чувство собственного достоинства и чести и способности  к общинному и государственному самоуправлению"5. Этот уровень был  недостаточно высоким и в монархической  России, что показала кровавая Русская  революция, а наступивший за ней  гнёт тоталитаризма отнюдь не способствовал  его повышению. Сегодняшняя "демократическая" вседозволенность так же не благоприятствует этому. Общий вывод из рассуждений  Ильина однозначен: Россия в обозримом  будущем может быть только централизованным унитарным государством, в противном  случае она обречена на распад.

 

Остаётся присоединиться к данному выводу, и выразить надежду  на то, что Россия откажется от федерализма  до того, как процесс её распада  станет необратимым.

 

24

 

1 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996. С. 114.

2 Тихомиров Л. А. Критика  демократии. М., 1997. С. 548.

3 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996. С. 110.

4 Ильин И. А. О грядущей  России. Джорданвилл, 1991. С. 52.

5 Там же. С. 55.

 

Заключение.

 

 

В России всегда был и есть монархический режим: царь, генеральный  секретарь, президент. Если же мы являемся все-таки сторонниками демократического развития, тогда то, что сегодня  происходит, и о чем мы говорим, это действительно отступление  от демократической модели, которую  мы строили все эти десять лет. Тогда все чрезвычайно серьезно. Федеративное государство все же у нас есть. Оно однобокое, слабое, конфедеративно-федеративное. Сейчас мы уходим к унитарно-федеративному.

 

Движение к федерализму - это попытка медленно, последовательно, постепенно преодолеть существующие противоречия.

 

Учреждение федеральных  округов имеет положительное  значение. Оно позволило собрать  все федеральные органы власти в  единую сеть. Они сегодня, действительно  работают на интересы государства, а  не на отдельных губернаторов и субъекты Федерации. Представители Президента смогли восстановить единое правовое пространство Российской Федерации, и  сейчас есть предпосылки для восстановления единого экономического пространства. Есть реальный шанс довести до ума  необходимейшие реформы: экономическую, судебную, военную и др. Главное  накормить людей, сделать их сытыми и благополучными, поскольку никакой  демократии в обществе быть не может, пока общество экономически не создало  какого-то необходимого минимума для  своих граждан. Но этот институт полпредов  Президента должен быть временным, иначе  мы начнем сползать к унитарному государству.

 

Нельзя перекраивать страну в целях получения оптимального числа субъектов Федерации, ибо  мы можем получить не одну, а еще  две-три Чечни. Есть вопросы, с решением которых лучше подождать.

 

Согласно результатам  специальных исследований в Российской Федерации три четверти проблем  заключается в системе управления и только одна четверть - в экономике. Мы не доводим начатые дела до конца. На пути реализации проблем всегда попадаются более стоящие и красивые идеи, за которые мы хватаемся, бросая старые. Нам надо ответить на серию очень простых вопросов. Кто, за что и как отвечает в государстве? Какую функцию выполняет каждый уровень власти?

 

Вертикаль власти мы понимаем не как административную соподчиненность, а как четкое разведение функций  и компетенций по уровням власти. Когда все занимаются по вертикали  всем, когда все уровни отвечают за решение какой-то частной проблемы, это есть самая большая безответственность. Суть вертикали власти в четком распределении  функций и компетенций по ее уровням. У нас все уровни власти практически  независимы от воли народа. Это большая  проблема.

 

Сегодня восприятие федерализма  неоднозначное. Поэтому поднятие уровня общественного сознания к пониманию, что такое федерализм, это одна из наших важных и очень необходимых  задач.

 

Россия обречена быть федеративным государством, если мы хотим сохранить ее как единое государство, очевидно, что у нас должно пройти еще какое-то время, и достаточно длительное, даже при наличии самой демократической Конституции, чтобы все демократические принципы, включая принципы федерализма, реально начали действовать.

 

После рассмотрения любой  темы обычно подводят итоги, дают ответы на поставленные вопросы, но проблем  стало еще больше.

 

Считаю, что поднятая проблема могла бы быть продолжена в новых  исследованиях с освещением новых  граней российского федерализма.

 

Список литературы.

 

 

1. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996. С. 114.

 

2. Тихомиров Л. А. Критика  демократии. М., 1997. С. 548.

 

3. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996. С. 110.

 

4. Ильин И. А. О грядущей  России. Джорданвилл, 1991. С. 52.

 

5. Корельский В.М., Перевалов В.Д. “ Теория государства и права”, М: Норма, 2000, с.191

 

6. Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. «Теория государства и права»/ Уч. пособие. М: Юрист, 1999. С. 78

 

7. Умнова И.А. Конституционные  основы современного Российского  федерализма.

 

8. Ашаева Д. Государство и государственность: российская альтернатива//Власть 1999г. №1

 

9. Соловьев А. И. Политология.  Учеб. М: Горное изд-во , 2001

 

10. Чиркин В.Е. Государствоведение. Учеб. М. Юрист 1999 г. 11.Венгеров А.Б. “Теория государство и права”, Москва: Юрист, 1994, с. 119


Информация о работе Перспективы развития формы Российского государства