Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:25, курсовая работа
Формы политического (государственного) режима — это совокупность способов и методов осуществления политической власти государством. Они подразделяются на два основных, которые по своим содержательным характеристикам являются противоположными друг другу: демократические и недемократические. Польский политолог Е. Вятр под политическим режимом предлагает понимать «систему конституционных (законных) порядков и конкретное воплощение этой системы напрактике».
С другой стороны — за провозглашенными лозунгами, носящими декларативный характер, следует принятие «непопулярных» мер, резко ограничивающих права и свободы граждан. Набор таких средств зависит от целого ряда условий: острота переживаемого момента; движущие силы революции; демократические традиции; роль мирового сообщества и т. д.
Деспотический режим. Возник в древности и характеризовался крайним произволом в управлении, полным бесправием и подчинением деспоту со стороны
подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. В деспотическом государстве доминирует карательная, жестокая налоговая политика по отношению к народу. Осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Этот режим характерен для ранних этапов развития человеческого общества, государственности, но может возникнуть и в современных условиях.
Тиранический режим также основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии власть тирана устанавливается насильственным, захватническим способом. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, а подчас на терроре и геноциде. Как политический режим он характеризуется жесткими способами управления государством. Наказания осуществляются не только за выраженное неповиновение, но и за обнаруженный умысел. Тирания, как и деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии произвол и самоволье обрушиваются, прежде всего, на головы высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Как при тирании, так и при деспотии законы фактически не действуют. На первый план выступает принцип целесообразности, определяемый с точки зрения интересов правителя.
Тоталитарный режим является порождением XX в. (фашистские и социалистические государства периодов «культа личности»). Является крайней формой авторитарного режима. Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, все контролирующая и всепроницающая власть. Характеризуется наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождем народа, в большинстве случаев харизматическим.
Тоталитарный режим, как правило, допускает только одну правящую партию.
Она
объявляется ведущей силой
В государственном управлении проявляется крайний централизм. Фактически управление осуществляется командным способом сверху вниз. Неисполнение строго наказывается. Особенности регионов не учитываются, а местные власти становятся передатчиками команд. Центром тоталитарной системы является вождь (фюрер, ген. секретарь). Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа.
Происходит усиление мощи исполнительных органов, возникает всевластие номенклатуры, т. е. должностных лиц, назначение которых согласуется с высшими органами правящей партии или производится по ее указанию. Номенклатура и бюрократия осуществляют власть в целях обогащения, присвоения привилегий в образовательной, медицинской и иных социальных сферах. Возрастает роль силовых ведомств (армия, полиция, органы безопасности, прокуратура). Устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества. В экономической жизни происходит огосударствление тех или иных форм собственности.
Милитаризация — одна из основных характеристик тоталитарного режима.
Идея военной опасности становится необходимой для сплочения общества по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути, и агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические задачи. Агрессия может быть выражена в идее мировой революции или мирового господства.
Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемую национальной идеологией, представление о превосходстве одной из наций над другими, (господствующей нации, расы и т. д.), крайней агрессивностью. Впервые такой режим был установлен в Италии (1922 г., лидер Б. Муссолини), а затем в Германии (1933 г., лидер А. Гитлер).
B
его основе лежит обнищание
масс и определенные
опора на шовинистские круги крупного капитала;
слияние государственного аппарата с монополиями;
военно-бюрократический централизм, который ведет к упадку роли центральных и местных представительных учреждений;
сращивание партий и профсоюзов с государственным аппаратом;
вождизм.
При фашизме упрощаются карательные процедуры, ужесточаются санкции
и вводятся превентивные меры. Разрушаются права и свободы человека, увеличивается количество деяний, признаваемых преступлениями. В противовес нарушениям прав и свобод ставится «национальная» идея. Проблема соотношения интересов человека и государства решается в пользу государственных интересов, зачастую ложно принятых и провозглашенных. Фашизм питается националистическими шовинистическими предрассудками и заблуждениями. Фашистское право — это право неравенства людей по национальному признаку.
В январе 2006 г. Парламентская ассамблея Совета Европы(ПАСЕ) в своей резолюции №1481 потребовала «демонстрировать наследие тоталитарных коммунистических режимов Восточной и Центральной Европы», так как преступления этих режимов они считают вполне сравнимыми с фашистскими. За этими весьма спорными и традиционно популистскими выводами может последовать и конкретный экономический счет к нашей стране.
Авторитарный режим может существовать в иных формах. Он может быть основан на праве, моральных началах, но его нельзя отнести к режимам, где население участвует в управлении, а власть осуществляется наиболее эффективным способом. Власть не формируется и не контролируется народом. Представительные органы не играют ведущей роли в жизни общества. Парламент принимает решения, выработанные правящей элитой. В своих классических формах авторитаризм представляет собой жесткий правовой и квазиправовой порядок, при котором существует безусловная и безоговорочная субординация.
Реальная жизнь контролируется этой элитой, не ограничивающей себя законом, особенно в части привилегий и льгот. В ее среде формируется узкий круг лиц, осуществляющих политическое руководство. Внутри ее выделяется лидер. Его влияние значительно, но принимать решения единолично он не склонен. Советы, рекомендации, обсуждения вопросов со своей командой ему необходимы. Общественное мнение не обожествляет лидера, но всецело полагается на его сильную личность.
В авторитарном государстве управление осуществляется централизовано. Зачастую при таком режиме в относительно мягкой форме осуществляется проведение реформ, укрепление государства, сохранение его целостности и единства.
Оппозиция при авторитаризме не допускается. В политической жизни могут участвовать несколько партий, но все они должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией. Оппозиционеры, как организации, так и граждане, жестоко наказываются. Власть может применять как законные, так и незаконные методы расправы.
Личность практически теряет свои права и свободы, так как несмотря на формальное их провозглашение не разработан механизм их гарантии и реализации. Во взаимоотношениях с властью личность лишена гарантии своей безопасности, так как власть не стесняет себя в средствах и методах принуждения. Устанавливается полный приоритет интересов государства над интересами личности.
Следует согласиться с точкой зрения о том, что наиболее «благодатной почвой» для возникновения авторитарных политических режимов являются кризисные (чрезвычайные) ситуации (их возникновение крайне необходимо, но только на временный период) или наличие неразвитых политических и социальных структур общества (здесь велик искус по «сильной руке»). Е. Вятр вполне обоснованно предложил классифицировать авторитарные режимы на следующие виды:
1. Военное правление — власть захватывают военные (военная хунта). Деятельность демократических институтов приостанавливается или резко ограничивается (режим государственного правления в Чили при Пиночете).
2. Теократический авторитарный режим — сосредоточение всей полноты власти в стране в руках фанатичного религиозного клана (политический режим в Иране после революции 1979 г. и прихода к власти АятоллыХомейни).
3. Персонифицированный режим — власть ненадолго принадлежит политическому лидеру, опирающемуся только на силовые структуры при отсутствии или неразвитости иных институтов власти.
4. Монархические авторитарные режимы (Саудовская Аравия, Марокко, Иордания и др.).
5. Неоавторитарные режимы — характеризуются наличием в стране многочисленных политических партий, оппозиции; системой выборов (Мексика). Однако результаты выборов чаще всего фальсифицируются.
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ
РЕЖИМЫ
Чрезвычайные государственно-правовые режимы устанавливаются при наличии реальной угрозы конституционным устоям государства. Носят временный характер. В этом заключается главное отличие вводимого на основе чрезвычайного законодательства одного из видов особых правовых режимов (чрезвычайное положение, военное положение, военное время, режим проведения контртеррористической операции) от разновидностей антидемократических политических режимов (фашистский, тоталитарный, деспотический, милитаристский…), представляющих собой применяемую на постоянной основе совокупность способов и методов осуществления государственной власти.
Основными чертами, характерными для устанавливаемых на период чрезвычайных ситуаций особых правовых режимов, которые предусматриваются законодательством Российской Федерации, являются следующие:
основаниями их установления выступают два обязательных условия: фактические (чрезвычайная ситуация определенного вида) и юридические (наличие заблаговременно принятого федерального конституционного закона или федерального закона);
первичным и основным источником формирования особых правовых режимов являются нормы международного права;
по
правовому воздействию на общественные
отношения они носят
их введение прямо или косвенно предусматривается текстом Конституции Российской Федерации и конкретизируется специальным федеральным законодательством;
порядок введения требует соблюдения определенной процедуры не только внутри (согласование с Федеральным Собранием), но и вне территории страны (обязательное уведомление руководства сопредельных государств и международных организаций);
правом на их введение обладает только Президент Российской Федерации своим указом в рамках реализации конституционных полномочий главы государства и Верховного главнокомандующего;
указ Президента Российской Федерации обязательно должен отражать определенные законодательством вопросы (обстоятельства принятия такого решения, дата и время его действия, границы территории его действия и т. д.);
_ основаниями введения являются угрозыличности, обществу, или государст_
ву, предусмотренные федеральными законами;
_ продолжительность их действия носит временный характер — фиксирован_
ный (чрезвычайное положение) или неопределенный, но с обязательным указани_
ем на необходимость устранения условий, послужившим основанием их введения:
восстановление конституционного строя, подписание акта о капитуляции, ликви_