Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:25, курсовая работа
Формы политического (государственного) режима — это совокупность способов и методов осуществления политической власти государством. Они подразделяются на два основных, которые по своим содержательным характеристикам являются противоположными друг другу: демократические и недемократические. Польский политолог Е. Вятр под политическим режимом предлагает понимать «систему конституционных (законных) порядков и конкретное воплощение этой системы напрактике».
и т. д. (военное время, военное положение, конфронтационный вид федерального
вмешательства);
_
изменяются критерии
а также их системное и структурно_штатное построение;
_
на период их действия в
рамках действующего
устанавливается диктатура (военная или гражданская) государства в лице феде_
ральных (или создаваемых ими) органов власти;
_
между федеральным центром и
субъектами Российской
ходит изменение не только в предметах ведения, но и в объеме полномочий в рам_
ках прежних подходов к подобному разграничению;
_
у ряда федеральных
полномочия;
_ при необходимости создаются новые органы государственного управления,
наделяемые одновременно контрольными и надзорными функциями;
198 Университетская серия
Раздел 7. Формы государства
_
изменяются процессуально_
полнительной власти и должностных лиц1;
_ ужесточаются мерыюридической ответственности и предусматривается
формирование новых составов правонарушений;
_
более высокий характер угроз
определяет конституционное
ства на возможность ограничения ряда основных прав и свобод физических и юри_
дических лиц;
_
объем вводимых ограничений
рактер и должен соответствовать характеру лежащих в основе этого реальных угроз;
_ их введение рассматривается законодательством как крайняя мера, приме_
няемая государством в целях предотвращения, пресечения или ликвидации послед_
ствий чрезвычайных ситуаций;
_
обеспечение особых правовых
режимов осуществляется при
низма правового регулирования, содержащего подзаконные нормативные правовые
акты, в которых определяется роль и место министерств и ведомств2 по ликвидации
возникших угроз;
_
в качестве административно_
предотвращение чрезвычайных ситуаций, способных повлечь за собой введение
в действие федеральных конституционных законов «О чрезвычайном положении»
и «О военном положении», как показывает международная практика, целесообраз_
но
предусмотреть возможность
ние» активов противостоящих государств, штрафные санкции и т. д.)3.
Следует подчеркнуть, что государство, реагируя на угрозы чрезвычайных си_
туаций посредством введения временных ограничений определенного вида на ряд
конституционных прав и свобод помимо обеспечения общественной безопасности
отражает не только свою сущность, но также зрелость гражданского общества и сте_
пень уважения к гражданам.
Тема 8. ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВА
Формы современных государств складывались столетиями, а в отдельных слу_
чаях и тысячелетиями. Они определялись, в конечном счете, экономическим стро_
ем общества, являющимся его базисом. Значительное влияние на форму государст_
ва оказывают и другие условия. Среди них следует отметить:
_
исторические традиции (сохранение
монархического строя в
нии, Швеции, Японии и других странах);
Университетская серия 199
Тема
8. Причины и особенности
1 Эта особенность правоприменительного процесса чрезвычайного законодательства не в пол_
ной мере нашла свое отражение в главе 23 КоАП Российской Федерации «Судьи, органы, должно_
стные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях».
2 Например, МВД России в исследуемых условиях решает следующие три основные задачи:
осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение общественной безопасности, охрану об_
щественного порядка и борьбу с преступностью; в рамках действующего законодательства оказыва_
ет содействие иным государственным органам исполнительной власти в успешном осуществлении
ими своих функций; участвует в проведении комплекса мероприятий, направленных на защиту
и спасение граждан и материальных ценностей.
3 Например, в начале 2004 г. США были арестованы 1,5 млрд долларов Правительства Ирака,
находившихся на американской территории.
_ условия и формы образования государства (федеративные формы госу_
дарств США, Канада, ФРГ, Австралия);
_ особенности внутриполитического развития страны (соотношение граждан
определенной национальности в общей численности населения страныи степень их
пропорционального представительства в органах государственной власти);
_
позиция мирового сообщества
в лице международных
операция международной коалиции во главе с США и стран — членов НАТО под
кодовым названием «Буря в пустыне» против Ирака за его вторжение на террито_
рию Кувейта; экономическая блокада Кубыи Югославии (позже против нее будет
применена военная сила, которая повлечет за собой распад страныс федеративным
устройством
на ряд самостоятельных
мые экономически развитыми странами с другими государствами, связанные с раз_
ным подходом к налогообложению их товаров; предоставление кредитов и т. д.);
_ распад мировой системы социализма. Этот фактор оказал определяющее
воздействие на характер содержательной составляющей форм государств, находя_
щихся на различных континентах.
Абсолютная часть государств социалистического типа переориентировали свой
политический,
экономический и
международного права базовые правовые положения, к которым следует отнести:
признание
института частной
принцип разделения властей; создание реальных условий по обеспечению консти_
туционных прав и свобод человека; взаимная ответственность в отношениях между
государством и гражданам; возможность непосредственного участия населения
в управлении делами государства через периодически проводимые выборы, рефе_
рендумыи т. д.
Не пожелавшие изменить свои идеологические и иные принципы государства
(КНДР, Куба) под влиянием мощных внешних факторов с целью дальнейшего вы_
живания все_таки вынуждены были внести определенные компромиссные коррек_
тивыв проводимую ими политику.
Например, Национальная ассамблея Кубывнесла поправки в конституцию стра_
ны, повлекшие за собой отказ от диктатуры пролетариата; признания марксизма_ле_
нинизма официальной идеологией кубинского общества. Официально стали призна_
ваться права на частную и смешанную собственность. Затем появился закон об ино_
странных инвестициях, разработанный с учетом современных международных норм
права;
о свободных экономических
Вместо распавшихся СССР и вслед за ним Совета экономической взаимопомо_
щи в проведении экономической политики Куба стала ориентироваться на страны
Евросоюза, Канады, Мексики и Венесуэлы. Это позволило уже к 1998 г. создать на
территории Кубы около 350 совместных предприятий. Ежегодный объем инвести_
ций в экономику страныдостиг 2,5 млрд долл.
В тоже время в стране сохраняется распределительная системы. Каждому ку_
бинцу положен нормативно определенный ежемесячный минимум необходимых
товаров. Например, в него входят: восемь яиц, четыре пачки сигарет, один кусок
туалетного и один кусок хозяйственного мыла, семь литров керосина, полтюбика
зубной пастыи т. п.1
200 Университетская серия
Раздел 7. Формы государства
1 Кузнецов Т. Заговоренный (Фидель Кастро пережил 637 покушений, но остался верен се_
бе) // Российская газета. 2005. 27 мая.
Следует отметить, что со второй половиныХХ в. прослеживается устойчивая
тенденция реализации на практике «теории ограниченного суверенитета». Роль
субъекта ее реализации на законных основаниях в рамках норм международного
права
принадлежит международным
ванных структур. Иногда в обход необходимости соблюдения предусматривае_
мых в таких случаях обязательных процедур такое право присваивают себе с оди_
наковым «успехом» сверхдержавы. Именно так действовали США во Вьетнаме