Политические режимы в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:25, курсовая работа

Описание

Формы политического (государственного) режима — это совокупность способов и методов осуществления политической власти государством. Они подразделяются на два основных, которые по своим содержательным характеристикам являются противоположными друг другу: демократические и недемократические. Польский политолог Е. Вятр под политическим режимом предлагает понимать «систему конституционных (законных) порядков и конкретное воплощение этой системы напрактике».

Работа состоит из  1 файл

тгп.docx

— 70.28 Кб (Скачать документ)
align="justify">       дация непосредственной угрозы, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

       и т. д. (военное время, военное положение, конфронтационный вид федерального

       вмешательства);

       _ изменяются критерии типологизации органов исполнительной власти,

       а также их системное и структурно_штатное построение;

       _ на период их действия в  рамках действующего законодательства  фактически

       устанавливается диктатура (военная или гражданская) государства в лице феде_

       ральных (или создаваемых ими) органов власти;

       _ между федеральным центром и  субъектами Российской Федерации  проис_

       ходит изменение не только в предметах  ведения, но и в объеме полномочий в рам_

       ках прежних подходов к подобному разграничению;

       _ у ряда федеральных министерств  и ведомств появляются дополнительные

       полномочия;

       _ при необходимости создаются  новые органы государственного  управления,

       наделяемые одновременно контрольными и надзорными функциями;

       198 Университетская серия

       Раздел 7. Формы государства

       _ изменяются процессуально_процедурные основы деятельности органов ис_

       полнительной власти и должностных лиц1;

       _ ужесточаются мерыюридической ответственности и предусматривается

       формирование  новых составов правонарушений;

       _ более высокий характер угроз  определяет конституционное право  государ_

       ства на возможность ограничения ряда основных прав и свобод физических и юри_

       дических лиц;

       _ объем вводимых ограничений может  носить последовательно постепенный  ха_

       рактер и должен соответствовать характеру лежащих в основе этого реальных угроз;

       _ их введение рассматривается  законодательством как крайняя  мера, приме_

       няемая государством в целях предотвращения, пресечения или ликвидации послед_

       ствий чрезвычайных ситуаций;

       _ обеспечение особых правовых  режимов осуществляется при помощи  меха_

       низма правового регулирования, содержащего подзаконные нормативные правовые

       акты, в которых определяется роль и  место министерств и ведомств2 по ликвидации

       возникших угроз;

       _ в качестве административно_предупредительной меры, направленной на

       предотвращение  чрезвычайных ситуаций, способных повлечь  за собой введение

       в действие федеральных конституционных  законов «О чрезвычайном положении»

       и «О военном положении», как показывает международная практика, целесообраз_

       но  предусмотреть возможность введения экономических санкций («заморажива_

       ние» активов противостоящих государств, штрафные санкции и т. д.)3.

       Следует подчеркнуть, что государство, реагируя на угрозы чрезвычайных си_

       туаций посредством введения временных ограничений определенного вида на ряд

       конституционных прав и свобод помимо обеспечения  общественной безопасности

       отражает  не только свою сущность, но также зрелость гражданского общества и сте_

       пень  уважения к гражданам.

       Тема 8. ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ  ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВА

       Формы современных государств складывались столетиями, а в отдельных слу_

       чаях и тысячелетиями. Они определялись, в конечном счете, экономическим стро_

       ем  общества, являющимся его базисом. Значительное влияние на форму государст_

       ва оказывают и другие условия. Среди них следует отметить:

       _ исторические традиции (сохранение  монархического строя в Великобрита_

       нии, Швеции, Японии и других странах);

       Университетская серия 199

       Тема 8. Причины и особенности изменения  форм государства

       1 Эта особенность правоприменительного процесса чрезвычайного законодательства не в пол_

       ной мере нашла свое отражение в главе 23 КоАП Российской Федерации «Судьи, органы, должно_

       стные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях».

       2 Например, МВД России в исследуемых условиях решает следующие три основные задачи:

       осуществляет  мероприятия, направленные на обеспечение  общественной безопасности, охрану об_

       щественного порядка и борьбу с преступностью; в рамках действующего законодательства оказыва_

       ет содействие иным государственным органам исполнительной власти в успешном осуществлении

       ими своих функций; участвует в проведении комплекса мероприятий, направленных на защиту

       и спасение граждан и материальных ценностей.

       3 Например, в начале 2004 г. США были  арестованы 1,5 млрд долларов Правительства Ирака,

       находившихся на американской территории.

       _ условия и формы образования государства (федеративные формы госу_

       дарств США, Канада, ФРГ, Австралия);

       _ особенности внутриполитического развития страны (соотношение граждан

       определенной  национальности в общей численности  населения страныи степень их

       пропорционального представительства в органах  государственной власти);

       _ позиция мирового сообщества  в лице международных организаций  (военная

       операция  международной коалиции во главе  с США и стран — членов НАТО под

       кодовым названием «Буря в пустыне» против Ирака за его вторжение на террито_

       рию Кувейта; экономическая блокада Кубыи Югославии (позже против нее будет

       применена военная сила, которая повлечет за собой распад страныс федеративным

       устройством на ряд самостоятельных государств); режимы торговли, устанавливае_

       мые экономически развитыми странами с другими государствами, связанные с раз_

       ным подходом к налогообложению их товаров; предоставление кредитов и т. д.);

       _ распад мировой системы социализма. Этот фактор оказал определяющее

       воздействие на характер содержательной составляющей форм государств, находя_

       щихся на различных континентах.

       Абсолютная  часть государств социалистического  типа переориентировали свой

       политический, экономический и государственный  строй на признаваемые нормами

       международного  права базовые правовые положения, к которым следует отнести:

       признание института частной собственности; развитие рыночных отношений;

       принцип разделения властей; создание реальных условий по обеспечению консти_

       туционных прав и свобод человека; взаимная ответственность в отношениях между

       государством  и гражданам; возможность непосредственного  участия населения

       в управлении делами государства через  периодически проводимые выборы, рефе_

       рендумыи т. д.

       Не  пожелавшие изменить свои идеологические и иные принципы государства

       (КНДР, Куба) под влиянием мощных внешних  факторов с целью дальнейшего  вы_

       живания все_таки вынуждены были внести определенные компромиссные коррек_

       тивыв проводимую ими политику.

       Например, Национальная ассамблея Кубывнесла поправки в конституцию стра_

       ны, повлекшие за собой отказ от диктатуры пролетариата; признания марксизма_ле_

       нинизма официальной идеологией кубинского общества. Официально стали призна_

       ваться права на частную и смешанную собственность. Затем появился закон об ино_

       странных  инвестициях, разработанный с учетом современных международных норм

       права; о свободных экономических зонах  и промышленных парках.

       Вместо  распавшихся СССР и вслед за ним Совета экономической взаимопомо_

       щи  в проведении экономической политики Куба стала ориентироваться на страны

       Евросоюза, Канады, Мексики и Венесуэлы. Это  позволило уже к 1998 г. создать  на

       территории  Кубы около 350 совместных предприятий. Ежегодный объем инвести_

       ций в экономику страныдостиг 2,5 млрд долл.

       В тоже время в стране сохраняется  распределительная системы. Каждому ку_

       бинцу положен нормативно определенный ежемесячный минимум необходимых

       товаров. Например, в него входят: восемь яиц, четыре пачки сигарет, один кусок

       туалетного  и один кусок хозяйственного мыла, семь литров керосина, полтюбика

       зубной  пастыи т. п.1

       200 Университетская серия

       Раздел 7. Формы государства

       1 Кузнецов Т. Заговоренный (Фидель Кастро пережил 637 покушений, но остался верен се_

       бе) // Российская газета. 2005. 27 мая.

       Следует отметить, что со второй половиныХХ в. прослеживается устойчивая

       тенденция реализации на практике «теории ограниченного суверенитета». Роль

       субъекта  ее реализации на законных основаниях в рамках норм международного

       права принадлежит международным организациям в лице их специализиро_

       ванных  структур. Иногда в обход необходимости  соблюдения предусматривае_

       мых в таких случаях обязательных процедур такое право присваивают себе с оди_

       наковым «успехом» сверхдержавы. Именно так действовали США во Вьетнаме

Информация о работе Политические режимы в современном мире