Политические режимы в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:25, курсовая работа

Описание

Формы политического (государственного) режима — это совокупность способов и методов осуществления политической власти государством. Они подразделяются на два основных, которые по своим содержательным характеристикам являются противоположными друг другу: демократические и недемократические. Польский политолог Е. Вятр под политическим режимом предлагает понимать «систему конституционных (законных) порядков и конкретное воплощение этой системы напрактике».

Работа состоит из  1 файл

тгп.docx

— 70.28 Кб (Скачать документ)

       (60_е  годыХХ столетия) и в Ираке (с 2003 г.); СССР в Афганистане (80_е годы

       ХХ  столетия).

       Разнообразие  форм государства еще больше возросло в результате распада ко_

       лониальной системы, когда на политической карте мира появился ряд молодых су_

       веренных государств. Перипетии политической борьбы приводят во многих освобо_

       дившихся странах к частой модификации государственных форм.

       Понятие исторического типа связывается  с установлением закономерной

       зависимости классовой сущности государства  и права от экономических от_

       ношений, которые господствуют в обществе на определенном этапе его разви_

       тия.

       Идеальных понятий форм государства в мире практически не существует. На_

       пример, унитарных или федеративных государств «в чистом виде» просто не быва_

       ет. Жестких стандартов по этому вопросу у мирового сообщества нет и не может

       быть. Каждое государство в зависимости  от складывающейся ситуации внутри или

       вне его территории (дезинтеграция в  отношениях между центром и отдельными ре_

       гионами, угроза существующему строю, изменение роли и места в мировом сообще_

       стве и т. д.) должно учитывать зарождающиеся тенденции общественного развития.

       В этом случае, как свидетельствует  богатый исторический опыт, возможно, иногда

       и необходимо движение по конституционному изменению формыгосударства,

       имеющему  своей направленностью достижение необходимой оптимизации роли го_

       сударства в современных условиях.

       Не  последнюю роль в смене форм государств играют и специальные мето_

       ды (перевороты) при непосредственном участии специальных служб ведущих

       государств, официально проводящих комплекс мероприятий, одобренных

       парламентом и направленных на замену неугодных  им руководителей госу_

       дарств.

       Например, некоронованным «королем переворотов» в Африке считался фран_

       цуз Робер Денар1. На его «счету» с 60_х по 90_е годыХХ в. числится более 10 ус_

       пешно проведенных переворотов, в том числе в Конго, Нигерии, Анголе, на Комор_

       ских островах. Для него не существовало проблемысвержения немногочисленной

       группой (буквально несколько десятков человек) таких же как и он «солдат удачи»

       правительства любой африканской страныи поставить во главе государства нужных

       ему и его заказчикам руководителей. Для этого необходимытолько деньги, посколь_

       ку  «любая революция не происходит бесплатно».

       Возможна  ли трансформация идей о реализации мечтыбольшевиков по поводу

       построения  коммунизма как разновидности правового  государства? Автор отвечает

       на  это утвердительно, ссылаясь на факты, а не только на гипотетическое стремле_

       ние человечества время от времени возвращаться к неудачным общественным экс_

       Университетская серия 201

       Тема 8. Причины и особенности изменения  форм государства

       1 Макарычев М. «Король переворотов» попал под суд // Российская газета. 2006. 22 февр.

       периментам, наполняя их новыми, соответствующими духу времени идеями1. Дале_

       ко не всегда эти идеи носят только теоретический характер. Имеются случаи ис_

       пользования их в практике государственного строительства.

       В начале ХХ в. о победе социалистических идей в мировом масштабе мечтал

       В. И. Ленин со своими единомышленниками. Предпринимались попытки научного

       обоснования при определенном раскладе сил необходимости  создания Соединен_

       ных Штатов Европы. Неоднократные попытки навязывания силовыми методами

       чуждых  типов «демократий» в различные  периоды времени, но с одинаковыми  ре_

       зультатами, как это было отмечено выше, имели место во Вьетнаме, Афганистане

       и других регионах мира.

       На  смену «экспорта революций» пришла пора экспорта американского понятия

       демократических ценностей и идеалов. В первые годы ХХI в. стала прослеживаться

       устойчивая  тенденция к созданию на территориях  бывших республик, входивших

       в состав СССР вначале «революционных ситуаций», а затем и успешному  соверше_

       нию «революций». В 2003 г. произошла «революция роз» в Грузии, в ноябре

       2004 г. — «оранжевая революция»  в Украине, а в начале 2005 г. и в Киргизии. Пово_

       дом для этого послужили результаты выборов по избранию президента страны,

       с которыми была не согласна проигравшая сторона.

       Как правило, инициатором организации  протестных выступлений является

       оппозиционная к официальной власти сторона, которая  совместно (или под па_

       тронажем) с «демократическими силами» других государств и, это является обя_

       зательным условием, при их непосредственной помощи системного характера (по_

       литической, идеологической, финансовой, организационной  и иной), зовет своих

       сторонников «на баррикады».

       При этом действия протестующих удивительным образом отличаются внутрен_

       ней дисциплиной, согласованностью, последовательностью  и массовым характе_

       ром2. Такие методыдействия оппозиции носили настолько наступательный, такти_

       чески и стратегически точный характер, что официальные власти этих государств

       не  решились на введение предусматриваемого конституциями режима чрезвычай_

       ного положения.

       В мае 2005 г. Президент США Дж. Буш  официально объявил о создании специ_

       ального корпуса поддержки новых демократий. Уже предприняты конкретные ор_

       ганизационные меры. Проект создания подкрепляется конкретной строкой расхо_

       дов в бюджете странына 2006 г. в размере 100 млн долл. Еще 24 млн долл. предпо_

       лагалось выделить на аналогичную деятельность государственному департаменту

       США. В свою очередь, конгресс США решил  создать специальную комиссию кон_

       202 Университетская серия

       Раздел 7. Формы государства

       1 В Основных положениях программы Российской коммунистической рабочей партии — ре_

       волюционной партии коммунистов (РКРП — РПК) считается закономерным процесс «движения

       человечества  от капитализма к коммунизму» (ст. 1). Выходом из капиталистического тупика, по их

       мнению, является социалистический путь развития. Для материализации этой цели «партия  ком_

       мунистов не признает никаких лимитов на революцию» (ст. 4). «Поскольку эксплуататорские и па_

       разитические элементынесомненно будут противодействовать власти трудящихся, постольку

       Советская власть не может быть ничем иным, как диктатурой пролетариата, решающей задачи по_

       давления  сопротивления старых господствующих классов и строительства нового общества»

       (ст. 5) // См.: Российская газета. 2001. 5 дек.

       2 Думается что совсем не случайно, первым международным документом, подписанным побе_

       дителем третьего тура выборов президента Украины В. Ющенко стала украинско — грузинская

       декларация. В частности, в ней говорится, что Киев и Тбилиси поднимут «новую волну освобожде_

       ния Европы». (Григорьева Е., Соколовская Я. «С семьей надо дружить» // Известия. 2005. 10 янв.).

       гресса, предназначенную следить за развитием демократического процесса в мире

       и при необходимости давать правительствам разных стран «ценные советы».

       Характеризуя  предназначение и методыдействий создаваемого корпуса, прези_

       дент отметил, что он «должен быть всегда готов к разворачиванию своих программ

       в разных точках земли в считанные  дни, а не за несколько месяцев  или лет. Если

       где_то на земле возникает кризис и нужна помощь — Соединенные Штаты Америки

       будут готовы»1.

       По  официальным данным, администрация  Дж. Буша за первый срок своего

       правления уже потратила 4,6 млрд долл. на распространение в других регионах ми_

       ра своих демократических ценностей2. Предполагается, что во время пребывания

       у власти на второй срок администрацияСШАнамерена увеличить свои расходы3.

       КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

       1. Какие качества характеризуют  социальное предназначение государства?

       2. Формыправления.

       3. Формытерриториального устройства.

       4. Основные черты унитарного государства.

       5. Основные черты федеративного  государства.

       6. Основные черты конфедераций.

       7. Формыгосударственного режима.

       8. Форма Российской Федерации.

       9. Влияние международного сообщества  на сущность и форму государства.

       10. Распад мировой системысоциализма как фактор, повлекший за собой изменения форм

       государства.

       ЛИТЕРАТУРА

       а) основная

       Теория  государства и права / под ред. проф. А. М. Васильева. М.: Юридическая  литера_

       тура. 1977.

       Лазарев В. В. Теория государства и права (актуальные проблемы). М., 1992.

       Алексеев  С. С. Государство и право. Начальный курс. М., 1993.

       Алексеев  С. С. Государство и право. Начальный курс. М., 1994.

Информация о работе Политические режимы в современном мире