Политические режимы в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:25, курсовая работа

Описание

Формы политического (государственного) режима — это совокупность способов и методов осуществления политической власти государством. Они подразделяются на два основных, которые по своим содержательным характеристикам являются противоположными друг другу: демократические и недемократические. Польский политолог Е. Вятр под политическим режимом предлагает понимать «систему конституционных (законных) порядков и конкретное воплощение этой системы напрактике».

Работа состоит из  1 файл

тгп.docx

— 70.28 Кб (Скачать документ)

       Формы политического (государственного) режима — это совокупность способов и методов осуществления политической власти государством. Они подразделяются на два основных, которые по своим содержательным характеристикам являются противоположными друг другу: демократические и недемократические. Польский политолог Е. Вятр под политическим режимом предлагает понимать «систему конституционных (законных) порядков и конкретное воплощение этой системы напрактике».

       Тип политического режима определяется соотношением действующих в государстве  политических сил и отражает объективную  характеристику сущности политической власти. Стабильный политический режим  существует только в тех странах, где в силу различных обстоятельств сложился устойчивый баланс политических сил и среди них достигнуто национальное согласие.

       Возникновение демократического политического режима в государстве обусловливается рядом предпосылок. Основными из них являются политические, а именно:

       Реальное  разделение политической власти на три  ветви — законодательную, исполнительную и судебную;

       легитимный  характер политической власти и законность ее действий;

       отсутствие  единой, обязательной для всех членов общества официальной

       идеологии;

       наличие признаваемых государством возможностей для создания политических партий, отражающих социальную дифференциацию гражданского общества;

       запрет  на официальное признание на законодательном  уровне за одной из

       политических  партий права на руководящую роль в государстве (наличие реального  политического плюрализма);

       роль  и место политических партий в  обществе должно определяться «привлекательностью» их политических платформ и практическими  действиями, отражающими степень  заинтересованности населения;

       наличие и признание роли оппозиции как  реальной альтернативной силы правящему большинству;

       оказавшиеся в меньшинстве оппозиционные  силы не должны нести ответственности (политической, правовой, экономической, моральной и иной) за последствия официально проводимой государством политики;

       наличие у населения реальных возможностей для реализации провозглашаемых  конституцией прав и свобод, позволяющих  им осуществлять свое суверенное право  на самореализацию.

       Для демократического режима характерно:

       свобода экономической деятельности;

       гарантированность личных прав и свобод;

       возможность реального влияния населения  на характер государственной

       деятельности;

       защищенность  личности от произвола и беззакония;

       максимальный  учет интересов меньшинства, индивидуальных и национальных особенностей населения;

       демократические методы государственного властвования, позволяющие

       преодолевать  социальные противоречия в обществе;

       плюрализм во взаимодействии с другими элементами политической системы;

       правовой  характер деятельности всех государственных  органов.

       Демократический режим имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества; временами  своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства); а в некоторых исторических условиях ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, создает условия для существования экстремистских сил.

       История знает различные формы демократических  режимов, различающихся

       по  степени участия населения в  осуществлении государственной  власти.

       Античная  демократия — политический режим, построенный на предоставлении широких прав и свобод рабовладельцам и лишении рабов всех прав, как говорящего орудия. Такой режим называется аристократическим (aristokratia

       власть  лучших в смысле знати). Близким ему является олигархический политический режим (oligarchia — власть немногих), также построенный на господстве небольшой группы эксплуататоров. Разновидностью этого режима является финансовая олигархия.

       Наибольшее  распространение в современных  условиях получил режим парламентской демократии, основанный на передаче власти парламенту, избираемому всем народом на основе всеобщего, равного избирательного права. Разновидностью парламентской демократии является либеральный политический режим.

       В теории государства и права либеральными называются политические методы и способы осуществления власти, которые основаны на наиболее демократических и гуманистических принципах.

       Эти принципы, прежде всего, характеризуют  экономическую сферу взаимоотношений  личности и государства. При либеральном  режиме в этой сфере человек обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и на этой основе становится политически самостоятельным. В соотношении личности и государства приоритет сохраняется за личностью.

       Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя

       его коллективным началам в организации  политической и экономической жизни.

       Он  обусловливается, прежде всего, товарно-денежной рыночной организацией экономики. Рынок требует равноправных, свободных и независимых партнеров. Либеральное государство провозглашает формальное равенство всех граждан, свободу слова, мнений, форм собственности, простор частной инициативе.

       Экономическую основу либерализма составляет частная  собственность. Государство освобождает  производителей от своей опеки и  открыто не вмешивается

       в экономическую жизнь людей. Оно  лишь устанавливает общие рамки  свободной конкуренции между производителями и условий экономической жизни. При необходимости оно же выступает и в качестве арбитра при разрешении между ними споров. На поздних стадиях либерализма государственное вмешательство приобретает общественно-ориентированный характер, что обуславливается многими факторами:

       необходимостью  рационально распределять экономические  ресурсы;

       решать  экологические проблемы;

       участвовать в мировом разделении труда;

       предотвращать мировые конфликты.

       Антидемократические политические режимы. Теория, объясняющая сущность недемократических правовых режимов, имеет многовековую историю. Еще Г. В. Гегель в своей работе «Философия права» применял категорию «неправо». Под этим он понимал «особенную волю, демонстрирующую произвол и отдельность индивида от всеобщей воли и всеобщего (естественного) права».

       Великий мыслитель выделял три основные формы неправа: непреднамеренное, преступления и сознательный обман. В последнем случае обладающие властными полномочиями субъекты права по своему усмотрению создавали видимость права для других, которые считали, что власти обходятся с ними по справедливости.

       В ХХ в. «неправо» приобрело характер государственной воли, демонстрируя в открытой форме циничное отношение  к демократическим идеям и  интересам граждан, заставляя их жить в условиях фактически постоянно  действующего чрезвычайного законодательства, или узаконенной диктатуры.

       Важную, а может и определяющую роль в  формировании системы законодательства играют политические режимы государства. Никем не оспаривается точка зрения о взаимосвязи государства и права. Каково государство — таково и право, которое предназначено присущими ему средствами способствовать решению государственных задач.

       Под выражением «политический режим» следует понимать совокупность применения определенных форм и методов, используемых властными структурами

       (должностные  лица и органы власти) в процессе  реализации своих полномочий  по управлению делами государства.

       Антидемократические политические режимы отличаются разнообразием, однако их содержательная часть во многом едина и противоположна чертам режима демократии. Для них характерны:

       полный  контроль государства над всеми  сферами общественной жизни;

       огосударствление  общественных организаций (политических партий, профсоюзов);

       подавление  личности, отсутствие реальных прав и  свобод;

       примат  государства над правом:

       диктатура одной политической партии;

       всеохватывающая милитаризация общественной жизни;

       игнорирование интересов национальных государственных  образований, национальных меньшинств;

       преследование за религиозные и другие, официально не признанные убеждения, за инакомыслие;

       низкий  уровень жизни основных слоев  населения.

       Польским  политологом Е. Вятром предложена следующая типология авторитарных режимов: военное правление; теократический авторитарный режим; персонифицированный режим; монархический авторитарный режим; у но авторитарный режим.

       Многие  выдающиеся деятели предлагали свой подход к классификации политических режимов. Например, Аристотель предлагал рассматривать их с двух точек зрения: правильные (монархия, аристократия и полития) и неправильные (тирания, олигархия и демократия). Сущность взглядов на эту проблему Николло Макиавелли (1469—1527 г. г.) наиболее полно выражалась в его афористичном высказывании «цель оправдывает средства».

       В современной научной мысли преобладает  деление политических режимов на демократические и недемократические. Водоразделом в характеристике правовых режимов является реальное соотношение государства и личности. Демократический политический режим характеризуется следующими чертами:

       источником  власти является только народ;

       политическая  власть носит легитимный характер и  осуществляется только

       в соответствии с принятыми законами;

       на  конституционном уровне закреплен  принцип разделения властей;

       создан  механизм реального влияния права  населения на выработку политических решений;

       в обществе созданы и реализуются на практике условия действия политического плюрализма;

       не  только продекларированы, но и претворяются на практике права и свободы граждан, соответствующие международным нормам права (по состоянию на 2001 г. действовало около 50 политико-правовых документов, принятых различными международными организациями).

       При характеристике политических режимов  посттоталитаризма специалисты

       склоняются  к тому, что они могут быть отнесены к находящимся в стадии становления  демократическим политическим режимам. Процесс демократизации общественной жизни в западных государствах продолжался  веками. Поэтому для устойчивого  закрепления навыков демократической, с точки зрения норм международного права, организации общественной жизни необходим значительный исторический путь. В этом случае процесс адаптации, как и служение муз, «не терпит суеты».

       Прямо противоположными чертами характеризуется  антидемократический режим во всех его разновидностях (тоталитаризм, тирания, деспотия…). Как это ни

       странно, но антидемократические режимы, как  правило, действуют в революционные  периоды и следующие за ними периоды гражданских войн. На многочисленных исторических примерах различных государств можно проследить и проанализировать одновременно развивающийся противоречивый процесс в области государственного строительства.

       С одной стороны, вначале провозглашаются  демократические права и свободы— ведь без них невозможно поднять население на борьбу против власть имущих.

Информация о работе Политические режимы в современном мире