Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:25, курсовая работа
Формы политического (государственного) режима — это совокупность способов и методов осуществления политической власти государством. Они подразделяются на два основных, которые по своим содержательным характеристикам являются противоположными друг другу: демократические и недемократические. Польский политолог Е. Вятр под политическим режимом предлагает понимать «систему конституционных (законных) порядков и конкретное воплощение этой системы напрактике».
Формы политического (государственного) режима — это совокупность способов и методов осуществления политической власти государством. Они подразделяются на два основных, которые по своим содержательным характеристикам являются противоположными друг другу: демократические и недемократические. Польский политолог Е. Вятр под политическим режимом предлагает понимать «систему конституционных (законных) порядков и конкретное воплощение этой системы напрактике».
Тип политического режима определяется соотношением действующих в государстве политических сил и отражает объективную характеристику сущности политической власти. Стабильный политический режим существует только в тех странах, где в силу различных обстоятельств сложился устойчивый баланс политических сил и среди них достигнуто национальное согласие.
Возникновение демократического политического режима в государстве обусловливается рядом предпосылок. Основными из них являются политические, а именно:
Реальное разделение политической власти на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную;
легитимный характер политической власти и законность ее действий;
отсутствие единой, обязательной для всех членов общества официальной
идеологии;
наличие признаваемых государством возможностей для создания политических партий, отражающих социальную дифференциацию гражданского общества;
запрет на официальное признание на законодательном уровне за одной из
политических партий права на руководящую роль в государстве (наличие реального политического плюрализма);
роль и место политических партий в обществе должно определяться «привлекательностью» их политических платформ и практическими действиями, отражающими степень заинтересованности населения;
наличие и признание роли оппозиции как реальной альтернативной силы правящему большинству;
оказавшиеся в меньшинстве оппозиционные силы не должны нести ответственности (политической, правовой, экономической, моральной и иной) за последствия официально проводимой государством политики;
наличие у населения реальных возможностей для реализации провозглашаемых конституцией прав и свобод, позволяющих им осуществлять свое суверенное право на самореализацию.
Для демократического режима характерно:
свобода экономической деятельности;
гарантированность личных прав и свобод;
возможность реального влияния населения на характер государственной
деятельности;
защищенность личности от произвола и беззакония;
максимальный учет интересов меньшинства, индивидуальных и национальных особенностей населения;
демократические методы государственного властвования, позволяющие
преодолевать социальные противоречия в обществе;
плюрализм во взаимодействии с другими элементами политической системы;
правовой характер деятельности всех государственных органов.
Демократический режим имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества; временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства); а в некоторых исторических условиях ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, создает условия для существования экстремистских сил.
История
знает различные формы
по степени участия населения в осуществлении государственной власти.
Античная демократия — политический режим, построенный на предоставлении широких прав и свобод рабовладельцам и лишении рабов всех прав, как говорящего орудия. Такой режим называется аристократическим (aristokratia —
власть лучших в смысле знати). Близким ему является олигархический политический режим (oligarchia — власть немногих), также построенный на господстве небольшой группы эксплуататоров. Разновидностью этого режима является финансовая олигархия.
Наибольшее распространение в современных условиях получил режим парламентской демократии, основанный на передаче власти парламенту, избираемому всем народом на основе всеобщего, равного избирательного права. Разновидностью парламентской демократии является либеральный политический режим.
В
теории государства и права
Эти
принципы, прежде всего, характеризуют
экономическую сферу
Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя
его коллективным началам в организации политической и экономической жизни.
Он обусловливается, прежде всего, товарно-денежной рыночной организацией экономики. Рынок требует равноправных, свободных и независимых партнеров. Либеральное государство провозглашает формальное равенство всех граждан, свободу слова, мнений, форм собственности, простор частной инициативе.
Экономическую основу либерализма составляет частная собственность. Государство освобождает производителей от своей опеки и открыто не вмешивается
в экономическую жизнь людей. Оно лишь устанавливает общие рамки свободной конкуренции между производителями и условий экономической жизни. При необходимости оно же выступает и в качестве арбитра при разрешении между ними споров. На поздних стадиях либерализма государственное вмешательство приобретает общественно-ориентированный характер, что обуславливается многими факторами:
необходимостью рационально распределять экономические ресурсы;
решать экологические проблемы;
участвовать в мировом разделении труда;
предотвращать мировые конфликты.
Антидемократические политические режимы. Теория, объясняющая сущность недемократических правовых режимов, имеет многовековую историю. Еще Г. В. Гегель в своей работе «Философия права» применял категорию «неправо». Под этим он понимал «особенную волю, демонстрирующую произвол и отдельность индивида от всеобщей воли и всеобщего (естественного) права».
Великий мыслитель выделял три основные формы неправа: непреднамеренное, преступления и сознательный обман. В последнем случае обладающие властными полномочиями субъекты права по своему усмотрению создавали видимость права для других, которые считали, что власти обходятся с ними по справедливости.
В
ХХ в. «неправо» приобрело характер
государственной воли, демонстрируя
в открытой форме циничное отношение
к демократическим идеям и
интересам граждан, заставляя их
жить в условиях фактически постоянно
действующего чрезвычайного
Важную, а может и определяющую роль в формировании системы законодательства играют политические режимы государства. Никем не оспаривается точка зрения о взаимосвязи государства и права. Каково государство — таково и право, которое предназначено присущими ему средствами способствовать решению государственных задач.
Под выражением «политический режим» следует понимать совокупность применения определенных форм и методов, используемых властными структурами
(должностные лица и органы власти) в процессе реализации своих полномочий по управлению делами государства.
Антидемократические политические режимы отличаются разнообразием, однако их содержательная часть во многом едина и противоположна чертам режима демократии. Для них характерны:
полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни;
огосударствление общественных организаций (политических партий, профсоюзов);
подавление личности, отсутствие реальных прав и свобод;
примат государства над правом:
диктатура одной политической партии;
всеохватывающая милитаризация общественной жизни;
игнорирование интересов национальных государственных образований, национальных меньшинств;
преследование за религиозные и другие, официально не признанные убеждения, за инакомыслие;
низкий уровень жизни основных слоев населения.
Польским политологом Е. Вятром предложена следующая типология авторитарных режимов: военное правление; теократический авторитарный режим; персонифицированный режим; монархический авторитарный режим; у но авторитарный режим.
Многие выдающиеся деятели предлагали свой подход к классификации политических режимов. Например, Аристотель предлагал рассматривать их с двух точек зрения: правильные (монархия, аристократия и полития) и неправильные (тирания, олигархия и демократия). Сущность взглядов на эту проблему Николло Макиавелли (1469—1527 г. г.) наиболее полно выражалась в его афористичном высказывании «цель оправдывает средства».
В
современной научной мысли
источником власти является только народ;
политическая власть носит легитимный характер и осуществляется только
в соответствии с принятыми законами;
на конституционном уровне закреплен принцип разделения властей;
создан механизм реального влияния права населения на выработку политических решений;
в обществе созданы и реализуются на практике условия действия политического плюрализма;
не только продекларированы, но и претворяются на практике права и свободы граждан, соответствующие международным нормам права (по состоянию на 2001 г. действовало около 50 политико-правовых документов, принятых различными международными организациями).
При характеристике политических режимов посттоталитаризма специалисты
склоняются
к тому, что они могут быть отнесены
к находящимся в стадии становления
демократическим политическим режимам.
Процесс демократизации общественной
жизни в западных государствах продолжался
веками. Поэтому для устойчивого
закрепления навыков
Прямо противоположными чертами характеризуется антидемократический режим во всех его разновидностях (тоталитаризм, тирания, деспотия…). Как это ни
странно, но антидемократические режимы, как правило, действуют в революционные периоды и следующие за ними периоды гражданских войн. На многочисленных исторических примерах различных государств можно проследить и проанализировать одновременно развивающийся противоречивый процесс в области государственного строительства.
С
одной стороны, вначале провозглашаются
демократические права и