Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 22:25, курсовая работа
Четкое соотношение между типом и формой государства отсутствует. В пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего задачами и целями, которые ставит перед собой государство, степенью зрелости общества и государственной жизни.
1. Введение
2. Форма государства
3. Форма правления
3.1 Монархия
3.2 Республика
4. Форма государственного устройства
4.1 Унитарное государство
4.2 Сложное государство
5. Политический режим
5.1 Демократический режим
5.2 Антидемократический (тоталитарный) режим
5.3 Авторитарный режим
6. Заключение
7. Список использованной литературы
Курсовая работа по Теории государства и права на тему: Понятие формы государства
План работы
1. Введение
2. Форма государства
3. Форма правления
3.1 Монархия
3.2 Республика
4. Форма государственного устройства
4.1 Унитарное государство
4.2 Сложное государство
5. Политический режим
5.1 Демократический режим
5.2 Антидемократический (тоталитарный) режим
5.3 Авторитарный режим
6. Заключение
7. Список использованной литературы
1. Введение
Форма государства находится в тесной зависимости от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Сущность, исторический тип государства оказывают на нее решающее влияние. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному — республиканская. Форма государства, особенно в период его возникновения, во многом зависит от соотношения политических сил в стране. Ранние буржуазные революции (например, в Англии) привели компромиссу между буржуазией и феодалами. Следствием этого компромисса стала конституционная монархия. Конституция была требованием молодой буржуазии, а монархия — уступкой феодалам.
Четкое соотношение между типом и формой государства отсутствует. В пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего задачами и целями, которые ставит перед собой государство, степенью зрелости общества и государственной жизни. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.
2. Форма государства
Форма государства
- внешнее выражение социально-
Серьезное влияние на форму государства оказывает национальный состав, территориальные размеры страны, культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Небольшие по территории государства обычно являются унитарными. «Многонациональный состав населения предъявляет к государственной форме свои требования. Он может стать фактором распада и привести к гибельным гражданским войнам». Каждому народу должны быть свойственны «своя, особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может стать гибельным». Эти слова известного русского юриста и философа И. А. Ильина подтверждаются событиями в Югославии, сложной ситуацией в бывших республиках СССР, межнациональными распрями.
Специфика формы государства определяется также характером взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).
Понятие формы государства охватывает:
-
организацию верховной
-
территориальную организацию
-
методы и способы
Таким образом, форма государства - сложное общественное явление, совокупность систем организации государственной власти, которая включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.
Государственные формы в различных странах имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. Форма существующих, особенно современных, государств, вместе с тем, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.
3. Форма правления
Форма правления
– структура и правовое положение
высших органов государственной
власти (глава государства, парламент,
правительство), а также установленный
порядок взаимоотношений между
ними. Главным определяющим признаком
формы правления является правовой
статус главы государства (выборный
и сменяемый в республике, наследственный
в монархических государствах).
Форма правления
представляет собой структуру высших
органов государственной
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
- как создаются высшие органы государства и каково их строение;
- как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
-
как строятся взаимоотношения
между верховной
-
в какой мере организация
По указанным
признакам формы
-
монархические (единоличные,
-
республиканские (
В конечном
счете, характер формы правления
зависит от типа общества. Монархия
представляется естественной формой правления
в обществах, не связанных экономическими
узами обмена и вынужденных объединяться
посредством централизованной государственной
власти. Там, где форма правления
не сопряжена с иерархической
системой феодальной собственности
на землю и ее верховным собственником
в лице самого монарха, она принимает
вид деспотии (например, государства
восточных деспотий, основанных на
азиатском способе
Л. И. Спиридонов
выделяет форму правления тоталитарного
государства, как отдельный вид
формы правления: «Поскольку особенности
устройства верховной власти тоталитарного
государства не охватываются ни понятием
монархии, ни понятием республики, эти
признаки дают основание для выделения
третьего вида формы правления - формы
правления тоталитарного
3.1 Монархия
Монархия
– форма государственного правления,
при которой верховная власть
сосредоточена в руках
Основными признаками классической монархической формы управления являются:
-
существование единоличного
-
наследственный порядок
-
представительство государства
монархом по своему праву, не
производному от власти народа
(чаще всего подчеркивается
-
деятельность монарха не
- монарх не избирается народом;
-
может быть принудительно
-
юридическая
Являясь отличием
монархии от всех других форм правления,
эти признаки в своей идеальной
совокупности встречаются довольно
редко. Например, из ста девяти царствовавших
императоров Византии, семьдесят
четыре были убиты, во всех семидесяти
четырех случаях престол
История государственности по преимуществу была историей монархии. Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества, при феодализме она стала основной формой государственного устройства, а в буржуазном обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления.
В настоящее время в мире насчитывается несколько десятков монархий.
В Европе: Бельгия; Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и северной Ирландии); Голландия; Дания; Испания; Люксембург; Норвегия; Швеция; микрогосударства – Андорра; Ватикан; Лихтенштейн; Монако.
В Азии: Бахрейн; Бруней; Бутан; Катар; Кувейт; Малайзия; Непал; Объединенные Арабские Эмираты; Оман; Саудовская Аравия; Таиланд; Япония.
В Африке: Лесото; Марокко; Свазиленд.
Ряд монархий находится в Океании (Тонга, Фиджи, иные островные государства)
Монархиями являются также: Австралия; Канада; Новая Зеландия. Главой данных государств является монарх Великобритании.
Монархия может быть:
- неограниченной (абсолютной);
- ограниченной(конституционной).
Разновидностью ограниченной монархии являются:
- дуалистическая;
- парламентарная.
Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой монарх обладает неограниченной властью, верховная государственная власть по закону всецело принадлежит только ему.
По формуле
Петровского Воинского устава, государь
— «самовластный монарх, который
никому на свете о своих делах
ответу дать не должен». В Своде законов,
введенном в действие в 1835 году, идея
самодержавной власти была сформулирована
так: «Император Российский есть монарх
самодержавный и
Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.
Возникновение
абсолютизма связано с
Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.