Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 22:25, курсовая работа
Четкое соотношение между типом и формой государства отсутствует. В пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего задачами и целями, которые ставит перед собой государство, степенью зрелости общества и государственной жизни.
1. Введение
2. Форма государства
3. Форма правления
3.1 Монархия
3.2 Республика
4. Форма государственного устройства
4.1 Унитарное государство
4.2 Сложное государство
5. Политический режим
5.1 Демократический режим
5.2 Антидемократический (тоталитарный) режим
5.3 Авторитарный режим
6. Заключение
7. Список использованной литературы
-
в большинстве федерации
- парламент, как правило, имеет палату, представляющую интересы субъектов федерации;
-
наличие единых вооруженных
Федерации могут быть:
- территориальные;
- национальные;
-
национально – территориальные.
Территориальная
федерация характеризуется
Примерами территориальных являются США, Бразилия, Мексика.
Национальные
федерации характеризуются
Основными
различием между
В качестве примеров национальной федерации можно привести Союзную Республику Югославию (союз Сербии и Черногории), Чехословакию (союз Чехии и Словакии, распавшийся в 1993 году).
Национальные федерации, как правило, являются непрочными государственными образованиями.
Национально-
Примером
национально-территориальной
Конфедерация - это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей, созданный для обеспечения их общих интересов (военных, экономических и других).
Главным отличием конфедерации от федерации заключается в том, что федерация является союзным государством, а конфедерация – союзом государств.
При
конфедеративном устройстве, государства
– члены союза полностью
Для конфедерации характерны:
-
отсутствие общих
-
слабый уровень интеграции
-
наличие у членов союза
- право свободного выхода из конфедерации.
Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848), США (1776-1787).
Долгое время конфедерация считалась реликтовой формой государственного устройства. Однако, вполне вероятно, что у данной формы все же есть будущее: признаками конфедерации обладают Европейский Союз, Союз России и Белоруссии, в конфедерацию могут объединиться и другие бывшие республики СССР. Возобновились переговоры об объединении КНДР и Южной Корей в Демократическую конфедеративную республику Корё, предложение о создании которой было выдвинуто руководством КНДР еще в 1980 г.
Личная и реальная унии являются формой объединения монархических государств. Они возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном лице.
Личная уния основывается на случайном, непреднамеренном совпадении независимых друг от друга прав на корону в нескольких государствах в результате различных порядков престолонаследия и продолжается до тех пор, пока эти различные правомочия персонифицированы в одном лице. Личная уния тотчас же прекращается, как только по закону корона опять переходит к другим лицам. Например, в прошлом веке прекратилась личная уния между Великобританией и Ганновером в 1837 г., между Нидерландами и Люксембургом в 1983 году вследствие различия системы престолонаследия. В двух первых государствах, при этом, в на престол вступали женщины, которые в двух других государствах вообще исключались из престолонаследия.
Известны и случаи, когда личные унии привели к полному слиянию разных государств (Кастилия и Арагон, Англия и Шотландия и другие). Между государствами, объединенными общим монархом, невозможна война. Однако, как правило, сколько-нибудь существенного сближения между ними не происходит.
Реальная уния возникает в результате соглашения государств, на основании которого у них появляется общий монарх.
Соединение не ограничивает суверенитетов членов реальной унии, они сохраняют независимость друг от друга. Не образуется ни общей территории, ни единого подданства, ни общих законов, ни общих финансов и тому подобное. Реальная уния представляет по существу международно-правовое соглашение, она имеет значение преимущественно в области внешних сношений, выступает в качестве военного союза, как носитель единой внешней политики и тому подобное.
Реальные унии предполагают развитый монархический порядок и оформившееся единство государства. Поэтому появляются они лишь в Новое время. С политической точки зрения реальные унии очень часто представляли собой результат стремлений основать единое государство.
Реальными были унии между Норвегией и Швецией 1815 г.), Австро-Венгрия.
Реальные унии прекращаются либо из-за превращения в единое государство, либо из-за расширения союза вследствие того, что корона во входящих в унию государствах переходит к другим монархам конституционным или иным путем.
Империя - сложное государство, созданное преимущественно насильственным путем.
Степень зависимости составных частей империи различается. При неразвитости транспортных средств и средств связи входящие в империю образования мало соприкасались с имперской властью. В Новое время, особенно в XX веке, положение, разумеется, существенно изменилось.
Империи
существовали во все исторические эпохи.
Их круг достаточно широк. Империями
были и Римское государство
Фузия
(слияние государств) и инкорпорация
(внешне оформляемое как слияние
присоединение одного государства
к другому) - последние виды уний,
рассматриваемых теорией
Фузией, например, было воссоединение ФРГ и ГДР, инкорпорацией, как полагают многие, - присоединение Эстонии, Латвии и Литвы к СССР в 1940 г.
5. Политический режим
Политический режим тесно связан с формой государства, его значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) приводит обычно к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Это вызвано тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.
Политический режим - характеристика не только (и даже может быть, не столько!) государства, но и всей политической системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, образующие содержание политического режима, разворачиваются именно в сфере политической системы. Поскольку последняя является одним из уровней гражданского общества, постольку глубинные социально-экономические и культурные основы этого общества обусловливают характер государства не непосредственно, а запечатлеваясь в особенностях политического режима как содержании политической системы.[10]
В. Н. Хропанюк разделяет понятия политического режима и государственного режима: «Формы государственного режима представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы)».[11]
Современная теория государства различает два основных типа политических режимов: демократический и антидемократический (тоталитарный).
Эта классификация восходит еще к Платону, выделявшему, помимо «наилучшего государства», тимократию (господство благородных воинов), олигархию (правление богатых семей), демократию и тиранию; последняя, если пользоваться современной терминологией, есть тоталитаризм.[12]
Тимократия и олигархия были преодолены историей (первая - полностью, вторая - частично). Демократический и тоталитарный режимы превратились ныне в господствующие формы. Их современное истолкование, конечно, отличается от платоновского. Государствоведческая мысль XX века противопоставляет тоталитаризм как воплощение политической реакции, демократии как политической форме, обеспечивающей прогресс, тогда как у Платона обе они суть формы вырождения «наилучшего государства». Правда, платоновский эквивалент современного тоталитарного режима – тирания - в этой градации занимает последнее место и потому страдает наибольшей вырожденностью.
Общий ход процесса вырождения, по Платону, таков: «Наилучшее государство» - идеал, отличающийся стабильностью. Любые изменения - отступления от этого идеала. Тимократия отличается от него прежде всего элементом нестабильности: некогда единый патриархальный класс расщепляется под воздействием конкуренции и собственнических интересов. «Скопление золота в кладовых у частный лиц губит тимократию, - говорил Платон, - они прежде всего выискивают, на что бы его употребить, и для этого перетолковывают законы, мало считаясь с ними». Возникает конфликт между богатством и добродетелью. «Когда устанавливаются порядки, по которым к власти не допускаются те, у кого нет определенного имущественного ценза, побеждает олигархия, держащаяся на вооруженной силе или запугивании», т.е., как сказали бы мы сегодня, посредством политического насилия. Возникновение олигархии создает предпосылки для начала гражданской войны между беднейшими слоями населения и олигархиями. Социальная междоусобица, если в ней побеждают бедняки, приводит к демократии, в результате чего противники изгоняются или уничтожаются, а остальные уравниваются в гражданском состоянии и возможностях занимать государственные должности. Устанавливается беззаконие, как следствие «царство свободы». Тирания - незаконная власть одного - является реакцией на истолкованную таким образом демократию.
Сравнение платоновской концепции политических режимов (государств) с современным государствоведением свидетельствует, что в ней содержатся в зародыше практически все элементы политической мысли, при помощи которых и сегодня формируются политические теории: и типология политических режимов (государств), и их историческая последовательность, и закономерности их смены, и формы перехода от одного типа государства к другому (например, революция, гражданская война), и даже указания на источники исторических изменений, среди которых Платон обозначает и то, что позднее марксисты назвали классовой борьбой.[13]
В реальной действительности не существует идеальных демократических форм политического режима. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности политического режима. Основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти.
Для рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия; для феодализма - и не ограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного государства - и тоталитаризм, и правовая демократия.[14]