Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 22:25, курсовая работа
Четкое соотношение между типом и формой государства отсутствует. В пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего задачами и целями, которые ставит перед собой государство, степенью зрелости общества и государственной жизни.
1. Введение
2. Форма государства
3. Форма правления
3.1 Монархия
3.2 Республика
4. Форма государственного устройства
4.1 Унитарное государство
4.2 Сложное государство
5. Политический режим
5.1 Демократический режим
5.2 Антидемократический (тоталитарный) режим
5.3 Авторитарный режим
6. Заключение
7. Список использованной литературы
-
президент, выполняя функции
Классической
президентской республикой
Президент наделен и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, имеет право вето на законы, имеет право самостоятельно издавать нормативные и ненормативные акты, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.
В
цивилизованных странах президентскую
республику отличает сильная исполнительная
власть. Наравне с ней по принципу
разделения властей нормально
Смешанная (парламентско-президентская) республика – такая республика, где существует баланс полномочий между президентом и парламентом.
Основные признаки смешанной республики:
-
в стране имеются одновременно
«сильный» президент и «
- президент издерается всенародным голосованием, но главой правительства не является;
-
наряду с президентом
-
и президент, и парламент
- правительство ответственно, как пред президентом (отставка), так и перед парламентом (вотум недоверия).
Примерами
парламентско-президентских
Нетрадиционные республики – республики, не вписывающиеся в приведенную выше схему.
Примерами
таких республик можно
Отличительными
чертами таких республик
-
главной политической силой
- совпадение вождя партии и главы государства в одном лице;
-
стремление вождя к
- наделение главы государства диктаторскими полномочиями;
- формальный характер выборов партийных и государственных органов;
- повышенная ролью партийной и государственной бюрократии, решающей все конкретные дела общественной и государственной жизни;
-
отсутствие юридической
Такие республики предполагали функционирование тоталитарного политического режима.
Исторического опыт функционирования тоталитарных государств свидетельствует, что они оказываются достаточно эффективными тогда, когда страна развивается экстенсивно. В этом случае власть была в состоянии, для решения экономических и политических проблем преимущественно внеэкономическими – политическими - средствами, обеспечивать постоянное привлечение все новых и новых человеческих, сырьевых и иных ресурсов. Поставленные целеи успешно достигались, если власти действовали по принципу «результат любой ценой!». Этот тип правления оказывается малоэффективным, когда общество вынуждено развиваться интенсивно, более того, он превращается в препятствие на пути прогресса страны. Централизация управления, при которой команды принимаются лишь на самом «верху», органически присущая ему, исключает квалифицированные планирование и решения, поскольку центр в принципе не может обладать сколько-нибудь полной информацией об имеющихся на местах возможностях конкретных подходов к достижению конкретных целей. При отмеченном органическом пороке руководства страной из единого центра отступали на второй план действие таких, вообще говоря, существенных факторов, как централизованное распределение материальных благ, исключающее личную заинтересованность исполнителя, боязнь ответственности, скованность идеологическими догмами и так далее.
Монархия и республика, как формы правления, доказали исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории. Именно в названные формы, по сути дела, облекаются все государства.
4. Форма государственного устройства
Форма
государственного устройства - это
национальное и административно-
В отличие от формы правления форма государственного устройства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.
Форма государственного устройства показывает :
-
части, из которых состоит
-
правовое положение этих
-
принципы построения
Государственное устройство в современной теории государства разделяется на унитарное (простое) и сложное.
4.1 Унитарное государство
Унитарное
государство - это единое цельное
государственное образование, административно-
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
-
предполагает единые, общие для
всей страны высшие
-
наличие только одной
-
деление страны осуществляется
исключительно по
-
административные единицы (
-
наличие единых вооруженных
Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными огранами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах.
В
бюрократически централизованных государствах
местные органы самоуправления подчиняются
назначенным центром
Децентрализованным
называется государство, в котором
центральные органы государственной
власти имеют весьма ограниченные права
вмешательства в решения
К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.
Особой разновидностью унитарных государств считаются унитарные государства с автономиями, в которых при наличии единой территории имеются автономные образования.
Примерами унитарных государств с автономиями являются Китай, имеющий в своем составе рад автономий – Тибет, Внутреннюю Монголию, Гонконг и другие; Испания – область Басков; Украина – Крымская автономная республика.
Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это объясняется тем, что унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство.
4.2 Сложное государство
Сложное государственное устройство предполагает существование государства, включающего в себя другие государственные образования.
Теория
государства, рассматривая отдельные
территориальные устройства, ничего
не конструирует, а лишь фиксирует
отдельные их виды (классы) в истории
и современной
- протекторат;
- уния.
Протекторат
- международный договор, по которому
одно государство обязывается
Протекторат относят к числу разновидностей государственного устройства лишь по традиции, ибо после заключения международного договора о покровительстве нового («третьего») государства не появляется, а следовательно, не возникает вопроса и о его территориальной организации.[9]
Уния - это союз, соединение, объединение государств. Среди уний различаются федерации, конфедерации, объединения монархических государств в форме реальной и персональной (личной) унии, фузии, инкорпорации и империи.
Федерация - сложное союзное государство, части которого обладают признаками государства. Федерация строится на началах децентрализации.
Это
союз государств, основанный на договоре
или конституции. Поэтому федерация
возможна только там, где объединяются
самостоятельные государства, при
этом федеральные конституции
Входящие
в состав федерации государственные
образования и государства
При всем многообразии способов размежевания компетенции, применяемых в различных федерациях, наиболее распространенными являются два. В США, Канаде, Бразилии, Мексике и других странах конституции устанавливают сферы, подпадающие под исключительную компетенцию федерации и исключительную компетенцию ее субъектов. В ФРГ, Индии и иных государствах конституции, кроме того, предусматривают сферу действия совместной компетенции федерации и ее субъектов.
Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
-
территорию федерации
-
верховная исполнительная, законодательная
и судебная власть принадлежит
федеральным государственным
-
субъекты федерации обладают
признаками государства: имеют
право принятия собственной