Понятие формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 22:25, курсовая работа

Описание

Четкое соотношение между типом и формой государства отсутствует. В пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего задачами и целями, которые ставит перед собой государство, степенью зрелости общества и государственной жизни.

Содержание

1. Введение

2. Форма государства

3. Форма правления

3.1 Монархия

3.2 Республика

4. Форма государственного устройства

4.1 Унитарное государство

4.2 Сложное государство

5. Политический режим

5.1 Демократический режим

5.2 Антидемократический (тоталитарный) режим

5.3 Авторитарный режим

6. Заключение

7. Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по Теории государства и права на тему.docx

— 48.39 Кб (Скачать документ)

-            президент, выполняя функции главы  исполнительной власти, одновременно  является арбитром между ветвями  власти, символом единства нации. 

      Классической  президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. Конституцией США, в основе которой лежит принцип  разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит  парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент  США избирается населением страны через  коллегию выборщиков путем косвенных  выборов. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в Конгрессе (парламенте). Правительство формируется победившим на выборах президентом, как правило, из лиц принадлежащих к его партии.

      Президент наделен и другими важными  полномочиями: как правило, он имеет  право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет  чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, имеет право вето на законы, имеет право самостоятельно издавать нормативные и ненормативные акты, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.

      В цивилизованных странах президентскую  республику отличает сильная исполнительная власть. Наравне с ней по принципу разделения властей нормально функционируют  законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм сдержек  и противовесов, существующих в современных  президентских республиках, способствует возможности гармоничного функци-онирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.

      Смешанная (парламентско-президентская) республика – такая республика, где существует баланс полномочий между президентом  и парламентом.

Основные  признаки смешанной республики:

-            в стране имеются одновременно  «сильный» президент и «сильный»  парламент; 

-            президент издерается всенародным голосованием, но главой правительства не является;

-            наряду с президентом предусмотрена  должность главы правительства,  также наделенного широкими полномочиями;

-            и президент, и парламент участвуют  в формировании правительства; 

-            правительство ответственно, как  пред президентом (отставка), так  и перед парламентом (вотум  недоверия).

      Примерами парламентско-президентских республик  являются Российская Федерация, Франция  и Украина.

      Нетрадиционные  республики – республики, не вписывающиеся  в приведенную выше схему.

      Примерами таких республик можно приветстм советские республики, народно-демократические республики, возникшие после второй мировой войны и очень близкие по своей сути к советским.

      Отличительными  чертами таких республик являлись:

-            главной политической силой общества  являлась правящая коммунистическая  партия, составляющая ядро политической  системы и играющая руководящую  роль в управлении всеми государственными  и общественными делами страны;

-            совпадение вождя партии и  главы государства в одном  лице;

-            стремление вождя к пожизненному  сохранению своих политических  постов (в некоторых странах даже  намечалась тенденция к наследственной  передаче власти, например, в КНДР  и СРР);

-            наделение главы государства  диктаторскими полномочиями;

-            формальный характер выборов  партийных и государственных  органов; 

-            повышенная ролью партийной и государственной бюрократии, решающей все конкретные дела общественной и государственной жизни;

-            отсутствие юридической ответственности  главы государства и партии.

Такие республики предполагали функционирование тоталитарного  политического режима.

      Исторического опыт функционирования тоталитарных государств свидетельствует, что они оказываются достаточно эффективными тогда, когда страна развивается экстенсивно. В этом случае власть была в состоянии, для решения экономических и политических проблем преимущественно внеэкономическими – политическими - средствами, обеспечивать постоянное привлечение все новых и новых человеческих, сырьевых и иных ресурсов. Поставленные целеи успешно достигались, если власти действовали по принципу «результат любой ценой!». Этот тип правления оказывается малоэффективным, когда общество вынуждено развиваться интенсивно, более того, он превращается в препятствие на пути прогресса страны. Централизация управления, при которой команды принимаются лишь на самом «верху», органически присущая ему, исключает квалифицированные планирование и решения, поскольку центр в принципе не может обладать сколько-нибудь полной информацией об имеющихся на местах возможностях конкретных подходов к достижению конкретных целей. При отмеченном органическом пороке руководства страной из единого центра отступали на второй план действие таких, вообще говоря, существенных факторов, как централизованное распределение материальных благ, исключающее личную заинтересованность исполнителя, боязнь ответственности, скованность идеологическими догмами и так далее.

      Монархия  и республика, как формы правления, доказали исключительную живучесть, приспособляемость  к различным условиям и эпохам политической истории. Именно в названные  формы, по сути дела, облекаются все  государства.

4. Форма государственного  устройства

      Форма государственного устройства - это  национальное и административно-территориальное  строение государства, соотношение  государства как целого с его  составными частями.

      В отличие от формы правления форма  государственного устройства рассматривается  с точки зрения распределения  государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями  государства.

Форма государственного устройства показывает :

-            части, из которых состоит внутренняя  структура государства; 

-            правовое положение этих частей  и  взаимоотношения этих органов; 

-            принципы построения взаимоотношений  между центральными и местными  государственными органами;

      Государственное устройство в современной теории государства разделяется на унитарное (простое) и сложное.

4.1 Унитарное государство

      Унитарное государство - это единое цельное  государственное образование, административно-территориальные  единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса  государственных образований, подчиняются  центральным органам власти, не обладают суверенными правами и признаками государственной независимости.

      Унитарное государство характеризуется  следующими признаками:

-            предполагает единые, общие для  всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные  органы, осуществляющие верховное  руководство соответствующими органами;

-            наличие только одной общегосударственной  конституции, единой системы законодательства, одного гражданства; 

-            деление страны осуществляется  исключительно по административно  - территориальному признаку;

-            административные единицы (области,  департаменты, округа, провинции, графства) не обладают государственным  суверенитетом, политической самостоятельностью;

-            наличие единых вооруженных сил,  командование которыми осуществляется  центральными органами государственной  власти.

      Различия  в степени и формах контроля центральной  власти над местными огранами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах.

      В бюрократически централизованных государствах местные органы самоуправления подчиняются  назначенным центром чиновникам. При демократической форме централизации  допускается большая степень  самостоятельности выборных местных  органов государственной власти в решении их региональных вопросов.

      Децентрализованным  называется государство, в котором  центральные органы государственной  власти имеют весьма ограниченные права  вмешательства в решения местных  проблем и где избираемые населением местные органы обладают значительным объемом автономии.

      К унитарным государствам относятся  такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.

      Особой  разновидностью унитарных государств считаются унитарные государства с автономиями, в которых при наличии единой территории имеются автономные образования.

      Примерами унитарных государств с автономиями  являются Китай, имеющий в своем  составе рад автономий – Тибет, Внутреннюю Монголию, Гонконг и другие; Испания – область Басков; Украина  – Крымская автономная республика.

      Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это объясняется тем, что унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство.

4.2 Сложное государство

      Сложное государственное устройство предполагает существование государства, включающего  в себя другие государственные образования.

      Теория  государства, рассматривая отдельные  территориальные устройства, ничего не конструирует, а лишь фиксирует  отдельные их виды (классы) в истории  и современной действительности. В результате выделились следующие  классы сложных государств:

-            протекторат; 

-            уния.

      Протекторат - международный договор, по которому одно государство обязывается оказывать  покровительство другому, более  слабому государству, осуществлять его представительство во внешних  делах, обеспечивать вооруженную защиту, а иногда оказывать экономическую  и культурную помощь.

      Протекторат относят к числу разновидностей государственного устройства лишь по традиции, ибо после заключения международного договора о покровительстве нового («третьего») государства не появляется, а следовательно, не возникает вопроса и о его территориальной организации.[9]

      Уния - это союз, соединение, объединение государств. Среди уний различаются федерации, конфедерации, объединения монархических государств в форме реальной и персональной (личной) унии, фузии, инкорпорации и империи.

      Федерация - сложное союзное государство, части которого обладают признаками государства. Федерация строится на началах децентрализации.

      Это союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация  возможна только там, где объединяются самостоятельные государства, при  этом федеральные конституции устанавливают, в чем именно объединившиеся малые  государства сохраняют свою «самостоятельность»  и в чем они ее утратят.

      Входящие  в состав федерации государственные  образования и государства называются субъектами федерации. Они могут  иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие законодательные, исполнительные, судебные органы. Наличие  в федерации двух систем высших органов  — федерации в целом и ее субъектов — вызывает необходимость  разграничить их компетенции (предметы ведения).

      При всем многообразии способов размежевания компетенции, применяемых в различных  федерациях, наиболее распространенными  являются два. В США, Канаде, Бразилии, Мексике и других странах конституции устанавливают сферы, подпадающие под исключительную компетенцию федерации и исключительную компетенцию ее субъектов. В ФРГ, Индии и иных государствах конституции, кроме того, предусматривают сферу действия совместной компетенции федерации и ее субъектов.

      Можно выделить наиболее общие  черты, которые характерны для большинства  федеративных государств:

-            территорию федерации составляют  территории ее отдельных субъектов:  штатов, кантов, земель, республик и  так далее; 

-            верховная исполнительная, законодательная  и судебная власть принадлежит  федеральным государственным органам; 

-            субъекты федерации обладают  признаками государства: имеют  право принятия собственной конституции,  имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы, государственную символику; 

Информация о работе Понятие формы государства