Понятие государства, его сущность и типология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 01:01, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – рассмотреть понятие, сущность и типологию государства с точки зрения различных историков и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие государства, как особой формы организации, в историческом и современном аспектах;
2) определить сущность государства;
3) определить и охарактеризовать признаки современного государства;
4) представить типологию государства;
5) обобщить полученные сведения, отразить их в работе и сделать необходимые выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4
1 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА, ЕГО СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ…………………………………………………………………6
1.1 Понятие государства………………………………………………..6
1.2 Признаки государства……………………………………………..13
1.3 Сущность государства и его социальное значение…………….19
2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ ГОСУДАРСТВА………….24
2.1 Типология государства: понятие и назначение…………………24
2.2 Типология государства с точки зрения формационного
подхода…………………………………………………………………26
2.3 Типология государства с точки зрения
цивилизационного подхода…………………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Работа состоит из  1 файл

6589-ИГП-ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА, ЕГО СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ.doc

— 206.50 Кб (Скачать документ)

На формационном подходе базируется марксистско-ленинская типология государства и права. В ее основе лежит категория общественно-экономической формации, которая является историческим типом общества, осно­ванным на определенном способе производства. Уровень развития производительных сил определяет материаль­ную базу общества, а производственные отношения, скла­дывающиеся на основе господствующей формы собствен­ности на средства производства, составляют базис обще­ства, которому соответствуют определенные политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений новым экономическим стро­ем. Качественные изменения экономического базиса вле­кут за собой коренные преобразования в надстройке. Го­сударства, которые имеют общую экономическую основу, несмотря на конкретные особенности, могут быть отнесе­ны к одному типу. Таким образом, согласно формацион-ному подходу, исторический тип государства определяется на основании того, на каком базисе основывается это го­сударство, интересам какого господствующего класса оно служит. Понятно, что при таком подходе государство рас­сматривается как классовая организация [3, с.75].

Марксистская типология государства выделяет три основных типа эксплуататорского государства:

1. рабовла­дельческое;

2. феодальное;

3.буржуазное.

Согласно марксист­ско-ленинской доктрине социалистическое государство в ближайшей исторической перспективе должно было пере­расти в общественное коммунистическое самоуправление.

В марксистской литературе подчеркивается, что каж­дая общественно-экономическая формация на этапе ста­новления обеспечивает прогресс в развитии производительных сил потому, что производственные отношения в этих условиях опережают их развитие. Второй этап характе­ризуется соответствием производственных отношений уров­ню развития производительных сил общества, что свиде­тельствует о расцвете соответствующей экономической формации. На третьем этапе уровень развития произво­дительных сил перестает соответствовать старым произ­водственным отношениям, что вызывает формирование новых. Количественное их накопление приводит к каче­ственным изменениям, видоизменяются формы собствен­ности, что связано с появлением новых классов и соци­альных групп с противоположными интересами, а это в свою очередь требует их государственного оформления. Происходит политическая революция, рождается полити­ческая организация, иная по своей сущности, целям, зада­чам и функциям, возникает другое государство.

С точки зрения формационной концепции рабовла­дельческое государство - это первый исторический тип государства, возникший в результате разложения перво­бытнообщинного строя и представлявший собой полити­ческую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев.

Наиболее древними рабовладельческими государства­ми были государства Древнего Востока (Египет, Вавилон, Ассирия, Индия, Китай), первые из которых возникли в конце IV - начале III тыс. до н.э. Особенности их возник­новения и существования заключались в наличии пере­житков первобытнообщинного строя в виде сохранившей­ся земельной (соседской) общины, коллективном рабов­ладении (государственные и храмовые рабы), отсутствии или слабом развитии частной собственности на землю, установлении сильной централизованной власти для про­ведения общественных работ по строительству ирригаци­онных сооружений и др. Общие черты государств Древне­го Востока требовали сохранения в течение тысячелетий самой грубой формы правления - восточного деспотизма, где вся полнота государственной и духовной власти со­средоточивалась в руках монарха (фараона, царя) [3, с.76].

Следует отметить, что до недавнего времени в научной и учебной литературе все древневосточные государства относились к рабовладельческому типу. В последнее вре­мя в свете новых исторических открытий делается по­пытка указанные отличительные специфические черты этих государств абсолютизировать и, как следствие, вно­сится предложение о выделении государств Древнего Вос­тока в особый тип.

Первые рабовладельческие государства европейского типа возникли в IX - VIII в. до н.э. Рабство, если иметь в виду его классическую форму, при которой раб лишен вся­ких средств производства и сам является предметом соб­ственности, вещью рабовладельца, получило наибольшее распространение в Риме во II в. до н.э. - II н.э. Формой организации рабовладельческой государственной власти были унитарные монархии и республики. Монархия, на­пример, существовала в Древнем Риме. В I в. до н.э. она пришла на смену республиканской форме правления и долгое время несла на себе ее черты. Но в III в. н.э. Рим становится неограниченной монархией [20, с. 87].

Рабовладельческая республиканская форма правления была двух видов. Первый - демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов государства уча­ствовало все свободное население. Второй вид - аристок­ратическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов государственной власти принимали учас­тие представители крупной военно-земельной аристокра­тии [10, с. 147].

Рабовладельческие общества как «восточные», так и «западные» никогда не занимали всю заселенную чело­веком часть земли. Они жили в окружении «варварской» периферии многочисленных народов, у которых еще дли­лась эпоха первобытнообщинного строя [3, с. 77].

По мнению некоторых исследователей, «существова­ние и развитие рабовладельческого общества и развитых цивилизаций в принципе было невозможно без такого ок­ружения: «варварская» периферия служила основным источником рабской рабочей силы» [6, с.476].

Полная собствен­ность рабовладельцев не только на основные средства про­изводства, но и на рабов и составляла экономический ба­зис рабовладельческого общества. Рабовладельческая соб­ственность является первой формой частной собственнос­ти. Рабовладельческое государство возникло в целях ох­раны, укрепления и развития собственности рабовладель­цев, оно являлось орудием их классового господства, их диктатуры. Функции государства осуществлялись в инте­ресах рабовладельцев, а общесоциальные - только в той мере, в которой они соответствовали интересам господ­ствующего класса.

В соответствии с марксистской трактовкой феодаль­ное государство - второй исторический тип государства. Державы этого типа возникли в Европе в VI - IX в. н.э. и просуществовали до второй половины XIX в., а в ряде стран остатки феодальных отношений остались до на­стоящего времени. Феодальное государство - это особая политическая организация класса феодалов. Экономичес­кой основой этого государства является частная собствен­ность феодалов на землю как главное средство производ­ства и личная зависимость от них крестьян, в собственно­сти которых находились необходимые для обработки зем­ли сельскохозяйственные орудия труда и тяглая сила.

Феодальное государство, с позиций марксистского фор-мационного подхода, есть особая политическая организация класса феодалов, орудие организованного насилия над крепостными крестьянами, орган диктатуры феодалов, важ­нейшее средство охраны, укрепления и развития феодаль­ного экономического базиса. В диктатуре класса феода­лов заключается сущность феодального государства. Об­щесоциальные функции осуществлялись этим государ­ством постольку, поскольку они отвечали интересам фео­далов. Сословные привилегии феодалов, социальное нера­венство закреплял закон [3, с.78].

Феодальные государства, как правило, проходят ряд стадий развития. На первом этапе существует раннефео­дальное государство. Ему присущи слабые по степени ин­теграции монархии. Для второго этапа - периода рас­цвета феодального строя - типичны централизованные сословно-представительные монархии. Для третьего эта­па - периода разложения и кризиса феодализма - харак­терны абсолютные монархии.

Последние достижения историко-правовой науки вне­сли серьезные коррективы в наши представления о фео­дальном государстве. В частности, исследователи выделя­ют договорную взаимозависимость сеньоров и вассалов, взаимную систему прав и обязанностей, в том числе обя­занность сеньора защищать своих вассалов, обязанность вассалов содержать своих сеньоров и т.д.

Буржуазный тип государства приходит на смену фео­дальному строю. Первые капиталистические государства возникли в Европе и Северной Америке 200-300 лет на­зад, а после Великой французской революции буржуазная система быстро завоевала мир.

В отличие от предшествующих общественно-экономи­ческих формаций, основанных на официальном закрепле­нии классового неравенства, сословных привилегий, бур­жуазный способ производства требовал работника, свобод­но продающего свой труд. Поэтому сословное неравенство заменяется неравенством социальным.

Капиталистическое государство защищает буржуазный экономический строй и, прежде всего, его основу – частную собственность на средства производства. Согласно марк­систской теории, суть этого типа государства в том, что оно представляет собой диктатуру буржуазии, машину в руках капиталистов, чтобы держать в подчинении рабо­чий класс и другие слои трудящегося населения [3, с.79].

Вместе с тем возникновение буржуазного государства и буржуазной демократии означало движение вперед по сравнению с феодализмом, поскольку буржуазное государ­ство является частью политической надстройки над та­ким экономическим базисом, который предполагает лич­ную свободу работника, его независимость как личности от капиталиста. Если при феодализме применялось вне­экономическое принуждение к труду, то при капитализме на первый план выходит экономическое принуждение.

В рамках формационной теории буржуазное государ­ство предстает сложным социальным организмом, не ис­ключающим противоречия между державой- как полити­ческой организацией господствующего класса в целом и теми или иными его слоями и группами. Под давлением трудящихся государство способно учитывать их интересы, делать шаги в сторону расширения политических прав, осуществления реформ и уступок.

Главными разновидностями буржуазного типа госу­дарства являются домонополистические буржуазно-демок­ратические государства, империалистические державы го­сударственно-монополистического капитализма и современ­ные государства Запада.

В современном западном обществе за счет все усили­вающегося акционирования капитала постепенно сокра­щается доля «чистой» частной собственности, что приво­дит к изменению экономической основы общества. В ре­зультате «исчезает» класс пролетариата, все меньше ста­новится неимущих, все больше акционеров. Большинство рабочих (с некоторыми другими слоями общества) образу­ют «средний класс». И хотя государственная власть на­ходится в руках буржуазии, повышается влияние на нее остальной части общества. Всеобщее избирательное право дает возможность отдать предпочтение той или иной по­литической партии, тому или иному политическому лиде­ру. Все большее значение приобретают право и законность: идет продвижение к реальному формированию социально­го и правового государства. Значительно возрастают объем и содержание общесоциальных функций государства: рас­ширяются социальные программы, растет уровень жизни населения, осуществляется пенсионное обеспечение и т.д. [3, с.80].

Следовательно, современное западное государство су­щественно отличается от классического буржуазного: оно учитывает реалии общественного развития, сглаживает противоречия между различными социальными группами и слоями. Однако все это осуществляется в интересах имеющего политическую власть многочисленного слоя соб­ственников, в интересах частного предпринимателя.

В рамках марксистско-ленинской теории выделяется социалистический тип государства. Утверждается, что со­циалистическое государство представляет собой высший и последний исторический тип государства.

Оно возникает в результате социалистической рево­люции, которая ниспровергает отношения частной собствен­ности и основанную на таких отношениях государствен­ную машину. Отрицая предшествующий тип производ­ственных отношений как эксплуататорский, новое госу­дарство создает такую систему экономических отношений, которая базируется на общественной собственности на средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Социалистическое го­сударство - орудие политической власти трудящихся клас­сов. Оно, по представлениям ученых-марксистов, выража­ет интересы трудового народа, обеспечивает защиту и раз­витие социалистического общества. По мнению класси­ков марксизма-ленинизма, государство, которое не будет угнетать большинство в интересах меньшинства, переста­нет быть собственно государством, станет «полугосудар­ством», а затем и отомрет, будет заменено органами на­родного самоуправления [3, с.81].

Большинство этих теоретических прогнозов на прак­тике не подтвердилось. Национализация средств произ­водства, проводимая «уравниловка» лишили труд необхо­димых стимулов, сделали его в значительной степени при­нудительным. Реальным собственником средств произ­водства стал партийно-государственный аппарат, точнее, его верхушка, которая приобрела и неограниченную поли­тическую власть. Это привело общество к застою, оно пе­рестало развиваться.

Все это, однако, не отвергает вообще идей социализма. Они, возможно, будут реализованы в условиях гораздо бо­лее высокого уровня развития экономики и культуры. По-видимому, правы те исследователи, которые утверждают, что «первые шаги в этом направлении делают как раз наиболее развитые страны Запада» [20, с.255].

Выделение такой научной категории, как историчес­кий тип государства, позволило исследователям сделать существенные выводы и обобщения.

Во-первых, эта категория явилась теоретической ос­новой для изучения общих существенных признаков го­сударства в рамках одной общественно-экономической формации.

Информация о работе Понятие государства, его сущность и типология