Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 01:01, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть понятие, сущность и типологию государства с точки зрения различных историков и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие государства, как особой формы организации, в историческом и современном аспектах;
2) определить сущность государства;
3) определить и охарактеризовать признаки современного государства;
4) представить типологию государства;
5) обобщить полученные сведения, отразить их в работе и сделать необходимые выводы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4
1 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА, ЕГО СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ…………………………………………………………………6
1.1 Понятие государства………………………………………………..6
1.2 Признаки государства……………………………………………..13
1.3 Сущность государства и его социальное значение…………….19
2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ ГОСУДАРСТВА………….24
2.1 Типология государства: понятие и назначение…………………24
2.2 Типология государства с точки зрения формационного
подхода…………………………………………………………………26
2.3 Типология государства с точки зрения
цивилизационного подхода…………………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……
На формационном подходе базируется марксистско-ленинская типология государства и права. В ее основе лежит категория общественно-экономической формации, которая является историческим типом общества, основанным на определенном способе производства. Уровень развития производительных сил определяет материальную базу общества, а производственные отношения, складывающиеся на основе господствующей формы собственности на средства производства, составляют базис общества, которому соответствуют определенные политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений новым экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса влекут за собой коренные преобразования в надстройке. Государства, которые имеют общую экономическую основу, несмотря на конкретные особенности, могут быть отнесены к одному типу. Таким образом, согласно формацион-ному подходу, исторический тип государства определяется на основании того, на каком базисе основывается это государство, интересам какого господствующего класса оно служит. Понятно, что при таком подходе государство рассматривается как классовая организация [3, с.75].
Марксистская типология государства выделяет три основных типа эксплуататорского государства:
1. рабовладельческое;
2. феодальное;
3.буржуазное.
Согласно марксистско-ленинской доктрине социалистическое государство в ближайшей исторической перспективе должно было перерасти в общественное коммунистическое самоуправление.
В марксистской литературе подчеркивается, что каждая общественно-экономическая формация на этапе становления обеспечивает прогресс в развитии производительных сил потому, что производственные отношения в этих условиях опережают их развитие. Второй этап характеризуется соответствием производственных отношений уровню развития производительных сил общества, что свидетельствует о расцвете соответствующей экономической формации. На третьем этапе уровень развития производительных сил перестает соответствовать старым производственным отношениям, что вызывает формирование новых. Количественное их накопление приводит к качественным изменениям, видоизменяются формы собственности, что связано с появлением новых классов и социальных групп с противоположными интересами, а это в свою очередь требует их государственного оформления. Происходит политическая революция, рождается политическая организация, иная по своей сущности, целям, задачам и функциям, возникает другое государство.
С точки зрения формационной концепции рабовладельческое государство - это первый исторический тип государства, возникший в результате разложения первобытнообщинного строя и представлявший собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев.
Наиболее древними рабовладельческими государствами были государства Древнего Востока (Египет, Вавилон, Ассирия, Индия, Китай), первые из которых возникли в конце IV - начале III тыс. до н.э. Особенности их возникновения и существования заключались в наличии пережитков первобытнообщинного строя в виде сохранившейся земельной (соседской) общины, коллективном рабовладении (государственные и храмовые рабы), отсутствии или слабом развитии частной собственности на землю, установлении сильной централизованной власти для проведения общественных работ по строительству ирригационных сооружений и др. Общие черты государств Древнего Востока требовали сохранения в течение тысячелетий самой грубой формы правления - восточного деспотизма, где вся полнота государственной и духовной власти сосредоточивалась в руках монарха (фараона, царя) [3, с.76].
Следует отметить, что до недавнего времени в научной и учебной литературе все древневосточные государства относились к рабовладельческому типу. В последнее время в свете новых исторических открытий делается попытка указанные отличительные специфические черты этих государств абсолютизировать и, как следствие, вносится предложение о выделении государств Древнего Востока в особый тип.
Первые рабовладельческие государства европейского типа возникли в IX - VIII в. до н.э. Рабство, если иметь в виду его классическую форму, при которой раб лишен всяких средств производства и сам является предметом собственности, вещью рабовладельца, получило наибольшее распространение в Риме во II в. до н.э. - II н.э. Формой организации рабовладельческой государственной власти были унитарные монархии и республики. Монархия, например, существовала в Древнем Риме. В I в. до н.э. она пришла на смену республиканской форме правления и долгое время несла на себе ее черты. Но в III в. н.э. Рим становится неограниченной монархией [20, с. 87].
Рабовладельческая республиканская форма правления была двух видов. Первый - демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все свободное население. Второй вид - аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители крупной военно-земельной аристократии [10, с. 147].
Рабовладельческие общества как «восточные», так и «западные» никогда не занимали всю заселенную человеком часть земли. Они жили в окружении «варварской» периферии многочисленных народов, у которых еще длилась эпоха первобытнообщинного строя [3, с. 77].
По мнению некоторых исследователей, «существование и развитие рабовладельческого общества и развитых цивилизаций в принципе было невозможно без такого окружения: «варварская» периферия служила основным источником рабской рабочей силы» [6, с.476].
Полная собственность рабовладельцев не только на основные средства производства, но и на рабов и составляла экономический базис рабовладельческого общества. Рабовладельческая собственность является первой формой частной собственности. Рабовладельческое государство возникло в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, оно являлось орудием их классового господства, их диктатуры. Функции государства осуществлялись в интересах рабовладельцев, а общесоциальные - только в той мере, в которой они соответствовали интересам господствующего класса.
В соответствии с марксистской трактовкой феодальное государство - второй исторический тип государства. Державы этого типа возникли в Европе в VI - IX в. н.э. и просуществовали до второй половины XIX в., а в ряде стран остатки феодальных отношений остались до настоящего времени. Феодальное государство - это особая политическая организация класса феодалов. Экономической основой этого государства является частная собственность феодалов на землю как главное средство производства и личная зависимость от них крестьян, в собственности которых находились необходимые для обработки земли сельскохозяйственные орудия труда и тяглая сила.
Феодальное государство, с позиций марксистского фор-мационного подхода, есть особая политическая организация класса феодалов, орудие организованного насилия над крепостными крестьянами, орган диктатуры феодалов, важнейшее средство охраны, укрепления и развития феодального экономического базиса. В диктатуре класса феодалов заключается сущность феодального государства. Общесоциальные функции осуществлялись этим государством постольку, поскольку они отвечали интересам феодалов. Сословные привилегии феодалов, социальное неравенство закреплял закон [3, с.78].
Феодальные государства, как правило, проходят ряд стадий развития. На первом этапе существует раннефеодальное государство. Ему присущи слабые по степени интеграции монархии. Для второго этапа - периода расцвета феодального строя - типичны централизованные сословно-представительные монархии. Для третьего этапа - периода разложения и кризиса феодализма - характерны абсолютные монархии.
Последние достижения историко-правовой науки внесли серьезные коррективы в наши представления о феодальном государстве. В частности, исследователи выделяют договорную взаимозависимость сеньоров и вассалов, взаимную систему прав и обязанностей, в том числе обязанность сеньора защищать своих вассалов, обязанность вассалов содержать своих сеньоров и т.д.
Буржуазный тип государства приходит на смену феодальному строю. Первые капиталистические государства возникли в Европе и Северной Америке 200-300 лет назад, а после Великой французской революции буржуазная система быстро завоевала мир.
В отличие от предшествующих общественно-экономических формаций, основанных на официальном закреплении классового неравенства, сословных привилегий, буржуазный способ производства требовал работника, свободно продающего свой труд. Поэтому сословное неравенство заменяется неравенством социальным.
Капиталистическое государство защищает буржуазный экономический строй и, прежде всего, его основу – частную собственность на средства производства. Согласно марксистской теории, суть этого типа государства в том, что оно представляет собой диктатуру буржуазии, машину в руках капиталистов, чтобы держать в подчинении рабочий класс и другие слои трудящегося населения [3, с.79].
Вместе с тем возникновение буржуазного государства и буржуазной демократии означало движение вперед по сравнению с феодализмом, поскольку буржуазное государство является частью политической надстройки над таким экономическим базисом, который предполагает личную свободу работника, его независимость как личности от капиталиста. Если при феодализме применялось внеэкономическое принуждение к труду, то при капитализме на первый план выходит экономическое принуждение.
В рамках формационной теории буржуазное государство предстает сложным социальным организмом, не исключающим противоречия между державой- как политической организацией господствующего класса в целом и теми или иными его слоями и группами. Под давлением трудящихся государство способно учитывать их интересы, делать шаги в сторону расширения политических прав, осуществления реформ и уступок.
Главными разновидностями буржуазного типа государства являются домонополистические буржуазно-демократические государства, империалистические державы государственно-
В современном западном обществе за счет все усиливающегося акционирования капитала постепенно сокращается доля «чистой» частной собственности, что приводит к изменению экономической основы общества. В результате «исчезает» класс пролетариата, все меньше становится неимущих, все больше акционеров. Большинство рабочих (с некоторыми другими слоями общества) образуют «средний класс». И хотя государственная власть находится в руках буржуазии, повышается влияние на нее остальной части общества. Всеобщее избирательное право дает возможность отдать предпочтение той или иной политической партии, тому или иному политическому лидеру. Все большее значение приобретают право и законность: идет продвижение к реальному формированию социального и правового государства. Значительно возрастают объем и содержание общесоциальных функций государства: расширяются социальные программы, растет уровень жизни населения, осуществляется пенсионное обеспечение и т.д. [3, с.80].
Следовательно, современное западное государство существенно отличается от классического буржуазного: оно учитывает реалии общественного развития, сглаживает противоречия между различными социальными группами и слоями. Однако все это осуществляется в интересах имеющего политическую власть многочисленного слоя собственников, в интересах частного предпринимателя.
В рамках марксистско-ленинской теории выделяется социалистический тип государства. Утверждается, что социалистическое государство представляет собой высший и последний исторический тип государства.
Оно возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на таких отношениях государственную машину. Отрицая предшествующий тип производственных отношений как эксплуататорский, новое государство создает такую систему экономических отношений, которая базируется на общественной собственности на средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Социалистическое государство - орудие политической власти трудящихся классов. Оно, по представлениям ученых-марксистов, выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества. По мнению классиков марксизма-ленинизма, государство, которое не будет угнетать большинство в интересах меньшинства, перестанет быть собственно государством, станет «полугосударством», а затем и отомрет, будет заменено органами народного самоуправления [3, с.81].
Большинство этих теоретических прогнозов на практике не подтвердилось. Национализация средств производства, проводимая «уравниловка» лишили труд необходимых стимулов, сделали его в значительной степени принудительным. Реальным собственником средств производства стал партийно-государственный аппарат, точнее, его верхушка, которая приобрела и неограниченную политическую власть. Это привело общество к застою, оно перестало развиваться.
Все это, однако, не отвергает вообще идей социализма. Они, возможно, будут реализованы в условиях гораздо более высокого уровня развития экономики и культуры. По-видимому, правы те исследователи, которые утверждают, что «первые шаги в этом направлении делают как раз наиболее развитые страны Запада» [20, с.255].
Выделение такой научной категории, как исторический тип государства, позволило исследователям сделать существенные выводы и обобщения.
Во-первых, эта категория явилась теоретической основой для изучения общих существенных признаков государства в рамках одной общественно-экономической формации.
Информация о работе Понятие государства, его сущность и типология