Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 01:01, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть понятие, сущность и типологию государства с точки зрения различных историков и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие государства, как особой формы организации, в историческом и современном аспектах;
2) определить сущность государства;
3) определить и охарактеризовать признаки современного государства;
4) представить типологию государства;
5) обобщить полученные сведения, отразить их в работе и сделать необходимые выводы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4
1 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА, ЕГО СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ…………………………………………………………………6
1.1 Понятие государства………………………………………………..6
1.2 Признаки государства……………………………………………..13
1.3 Сущность государства и его социальное значение…………….19
2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ ГОСУДАРСТВА………….24
2.1 Типология государства: понятие и назначение…………………24
2.2 Типология государства с точки зрения формационного
подхода…………………………………………………………………26
2.3 Типология государства с точки зрения
цивилизационного подхода…………………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……
В-третьих, она дала возможность понять внутреннюю логику исторического процесса развития государственности вообще, закономерный характер смены типов государства [22, с.75].
Вместе с тем абсолютизация и в определенной степени канонизация этого подхода, которая имела место в советской научной литературе, не могли не привести к определенному упрощению и схематизму в понимании эволюции государственности. Ряд вопросов и проблем, связанных с типологией государственности, оставались открытыми или же получали одностороннее, неглубокое объяснение [3, с.82].
Так, ортодоксальные последователи марксистско-ленинской теории не учитывали в полной мере особенности древних восточных государств, в которых решающее значение имела политическая власть, а власть в экономической сфере, возможность распоряжаться средствами производства, результатами труда эксплуатируемых проистекала от политического господства. В западных государствах, наоборот, политическая власть принадлежала экономически господствующему классу, т.е. государственная власть была производна от власти экономической, от характера собственности на основные средства производства.
Часто последователи формационного подхода не учитывали и такой важный фактор экономического развития, как многоукладный характер экономики. А ведь многоукладность является обязательным элементом общества с момента появления государства и до наших дней. Характер и удельный вес различных хозяйственных укладов обусловливает в значительной мере не только тип самого базиса, но и своеобразие разложения старых и зарождения новых форм хозяйствования [3, с.83].
В марксистских трудах и теоретических построениях социальная структура общества выглядела упрощенной, учитывались в основном только классы-антагонисты, остальные социальные слои оставались за пределами исследования, что неизбежно приводило к обеднению реальной картины общественной жизни, в том числе в государственно-правовой сфере. Анализ духовно-культурной жизни общества также был неполным. Он ограничивался теми идеями, представлениями и ценностями, которые в основном отражали интересы основных классов.
Классово-формационный подход к типологии государственности до недавнего времени в отечественной научной и учебной литературе был господствующим и считался единственно правильным. Между тем мировая политико-правовая мысль разработала и другие концепции типов государственности. Так, немецкий ученый-правовед Г.Еллинек делит все государства на пять исторических типов: древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное государство [8, с.24].
Русский историк Н.И.Кареев выделяет следующие шесть типов государства: государство-город, восточная деспотия, феодальное поместье-государство, сословная монархия, западно-европейская абсолютная монархия и конституционное государство.
2.3. Типология государства с точки зрения цивилизационного подхода
Широкое признание в западной научной литературе получил цивилизационный подход в исследовании истории человеческого общества и государственности. Все большее признание он получает и в современной отечественной науке. Научное понятие «цивилизация» развил и конкретизировал крупнейший специалист в области философии истории английский мыслитель А.Дж.Тойнби. В своем труде «Исследования истории» А.Дж.Тойнби выделяет двадцать одну ярко очерченную цивилизацию, которые, по его мнению, охватывают всю историю человечества. Он делает попытку раскрыть факторы, способствующие подъему и падению цивилизаций. Исследуя различные политические, экономические и религиозные институты, ученый предпринимает сравнительный анализ цивилизаций и приходит к заключению, что во всех цивилизациях эти институты развивались сходным образом. «Цивилизации - это единые организмы, все части которых взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии»3. Исследования А.Дж.Тойнби проникнуты интересом к цивилизации как к основной организационной единице истории и к ее различным стадиям роста и разложения [27, с.85].
Под понятием «цивилизация» А.Дж.Тойнби понимал относительно замкнутое и локальное состояние общества, которое отличается общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов. Тойнби пишет, что культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономические и тем более политические факторы кажутся искусственными, несущественными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивилизации. Из 21 цивилизации, по мнению Тойнби, сохранились лишь те, которые смогли последовательно освоить жизненную среду и развить духовное начало во всех видах человеческой деятельности (египетская, китайская, мексиканская, западная, православная, арабская и т.д.).
Современные исследователи, исходя из цивилизаци-онного подхода, дают следующую типологию государств: древние государства (древнегреческие, древневосточные, древнеримское), средневековые государства (западноевропейские, восточноевропейские, азиатские), современные государства (развитые - социальные, правовые; развивающиеся)2 . Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках.
Цивилизационный подход к истории человеческого общества позволяет более широко и достаточно глубоко объяснить ту или другую историческую эпоху. Он ориентирует на познание прошлого через формы деятельности
В 1996 г. в издательстве «Прогресс» (Москва) вышел сборник работ А.Тойнби «Постижение истории», который представляет собой первую попытку последовательного изложения на русском языке всемирно известной теории исторического развития. Сборник составлен на основе труда А.Тойнби «Исследования истории». Нет сомнения, что выход в свет на русском языке сборника «Постижение истории» будет способствовать более глубокому изучению нашими соотечественниками теоретического наследия великого ученого и мыслителя человека: политическую, социальную, трудовую и др. [27, с.86].
Человек при таком подходе рассматривается как творческая и конкретная личность, а не только как представитель определенного класса. Цивилизационный подход позволяет видеть не только противостояние классов и социальных групп, но и сферу их взаимодействия. А значит, государство следует рассматривать не только как инструмент политической власти определенного класса, но и как важнейший фактор социально-экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения потребностей человека. В основе цивилизационного подхода лежит идея соотношения государства и социально-экономического строя с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. В этом контексте можно согласиться с правоведом С.А. Комаровым и определить «цивилизацию» как социокультурную систему, включающую и социально-экономические условия жизнедеятельности общества, и этнические, религиозные ее основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности [12, с.86].
Есть рациональное зерно и у тех исследователей, которые в целом положительно оценивая цивилизационный подход за то, что «он верно характеризует определенные черты государства прежде всего как политического сообщества», обращают внимание и на то, что «он не обладает точными критериями для вычленения типов государства...». «...Не случайно их число в работах А.Тойнби менялось, некоторые классификации изымались, другие объединялись. Еще меньше в таком подходе точных критериев для типологии по характеру государственной власти, а такие основания особенно важны для классификации типов государства как политической организации политического института». Профессор Г.В. Назаренко обращает внимание на «отсутствие собственно юридического подхода к государству, в результате чего предметом классификации государства выступает общество» [19, с.35].
В настоящее время в науке особое внимание уделяется понятию прогресса государственности. Определены и критерии его оценок. Это уровень прав и свобод личности, духовности народа, сохранения национальных традиций, благоприятного материального положения, возможность творческого самоутверждения, характер идеологии и т.д. Именно на этих позициях и основывается цивилизационный подход к возникновению и развитию государства. Тип государства при таком подходе определяется не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами.
Таким образом, понятие «тип государства» строится на различных научных теориях, которые дают возможность выделить основные характерные черты для государств того или иного исторического периода.
В связи с этим есть основания полагать, что действительно научное проникновение в сущность государства, правильное понимание соотношения государства с существующим социально-экономическим строем возможны при сочетании двух рассмотренных подходов к определению типологии государства: формационного и цивилизационного [3, с.87].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования, можно сделать ряд обобщающих кратких выводов.
Государство - это политико-территориальная, суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата, обеспечивающего посредством правовых предписаний первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий осуществляющая на правовой основе все более широкие общесоциальные функции.
Признаками, отличающими государство от других организаций общества, являются следующие:
а) государство в пределах своей территории выступает единственным официальным представителем всего общества, объединяемого им по признаку гражданства или подданства;
б) государство - единственный носитель суверенной власти;
в) только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет и территориальную целостность;
г) государство - единственная в политической системе общества организация, которая располагает правоохранительными органами, специально призванными стоять на страже законности и правопорядка;
д) государство издает законы и подзаконные акты, обладающие определенной юридической силой.
Одни исследователи отождествляют типологию и классификацию и считают что это — распределение объектов по классам на основе их общих признаков. Другие ученые полагают, что типология — это особый вид классификации, который занимается системными объектами и дает системное знание о них.
Марксистская типология государства выделяет три основных типа эксплуататорского государства: рабовладельческое; феодальное; и буржуазное.
Рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство – организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой обшественно - экономической формации. Важнейшая функция этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов.
Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое государство, согласно марксистский теории , есть оружие классового господства крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства.
Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров.
Рассматривая цивилизационный вариант типологии, следует отметить два момента. Во-первых, здесь не выделяется то главное, что характеризует государство, — принадлежность политической власти. Во-вторых, это недостаточная разработанность такой типологии, о чем свидетельствует множественность оснований для выделения самих цивилизаций и соответственно типов государства. Не случайно, что в работах, базирующихся на таком подходе, рассмотрение конкретных типов государства, их смены идет в обычном ключе, основанном на формационном подходе, а о «цивилизованных» типах говорится вскользь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бабаев В. К., Баранов В. М., Толстик В.А. Теория государства и права в схемах и определениях: М.: 1998. – 185 с.
2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юрид. вузов. 3-е изд. М., 1999. – 430 с.
3. Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права: Учеб. пособие / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбатрк, В.А. Кучинский; Под общ. ред. Проф. В.А. Кучинского. - 2-е изд., доп-олненное. - Мн.: Амалфея, 2004. - 688 с.
4. Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория права. Основные понятия и логические схемы: Учеб. пособие. Мн.: 1996. – 115 с.
5. Дарендорф Р. Фрагменты нового либерализма. Штутгарт, 1987. – 75 с.
6. Древние цивилизации / Под общ. ред. Г.М.Бонгард-Левина. – 476 с.
Информация о работе Понятие государства, его сущность и типология